0
December 27, 2024 00:05:09
Ru En Ua Select theme Select window style Print preview
0
Импортируем Хиддинка и Адвоката. А кого экспортируем? - Face 2 Face Betting
June 15 2006

Импортируем Хиддинка и Адвоката. А кого экспортируем?

«Кайрат» и «Атырау», «Пахтакор» и сборная Узбекистана, минское и тбилисское «Динамо», витебский «Локомотив» и «Бананц», «Диттон» и «Динабург», «Ветра» и «Машал» - вот неполный список команд из бывших республик Советского Союза, где в последний год работали или продолжают трудиться тренеры с российским паспортом. В Минск недавно приехал Алексей Петрушин, в прошлом году возглавлявший «Кайрат». Контракт известного в прошлом полузащитника московского «Динамо» и «Пахтакора» действует пока до конца сезона: ротация тренеров для самого именитого клуба Белоруссии - процесс привычный: за шесть лет там поменяли 14 специалистов. В «Диттон» на место Сергея Юрана пришел другой бывший форвард сборной России, Сергей Кирьяков, - «немец» из Орла дебютирует в роли тренера взрослой команды. В «Динабург» прибыл Сергей Попков. С литовской «Ветрой» до последнего времени работал Эдгар Гесс, узбекский «Машал» недавно принял Виктор Кумыков.

На вопросы журналистов «СЭ» ответили четыре других россиянина, чья карьера на постсоветском пространстве складывается по-разному, - Валерий Непомнящий, Андрей Чернышов, Николай Киселев и Александр Аверьянов.

Валерий НЕПОМНЯЩИЙ: РАССЧИТЫВАЮ НА ПАШИНИНА, ПОЛЯКОВА И МАМИНОВ

Футбол в Узбекистане, может, развивается не в тех темпах и объемах, что в России, но в целом его прогресс очевиден. В мае президент республики Ислам Каримов подписал постановление «О дополнительных мерах по развитию футбола», которое, в частности, предусматривает таможенные и налоговые льготы для клубов. Многое уже успел сделать новый глава федерации футбола страны Мираброр Усманов. Свой вклад вносят братья Батыр и Бахтиер Рахимовы - один возглавляет «Пахтакор», другой входит в руководство ФФУ.

Для России Узбекистан - по-прежнему интересный футбольный рынок. Рискну предположить, что скоро к нам переедет полузащитник «Пахтакора» Сервер Джепаров. Хорош вратарь ташкентцев Игнатий Нестеров, интересен нигерийский легионер Уче. А в противоположную сторону, в Ташкент, недавно проследовал, пожалуй, самый востребованный за рубежом (по крайней мере в Азии) россиянин - Валерий Непомнящий. Он ехал возглавить сборную Узбекистана, но неожиданно одновременно стал и тренером «Пахтакора».

- Первоначально планировал полгода побыть в России, а затем, была такая договоренность, отправиться за рубеж - не в Узбекистан, - говорит Непомнящий. - Но оказался я в Ташкенте не вдруг: еще когда работал в Китае, узбеки зондировали почву на предмет сотрудничества. Перед Кубком Содружества они вновь вышли на связь. В Москве обсудили условия работы с национальной сборной. Уже на узбекской земле разговор перешел в иную плоскость - появилось предложение возглавить и «Пахтакор». Аргументы понятны: 60 процентов сборников представляют этот клуб. В итоге решили, что я буду главным тренером обеих команд. Хотя, признаюсь, совмещение мне не нравится. Да и календарь у «Пахтакора» очень сложный: чемпионат, кубковые матчи, азиатская Лига чемпионов. Когда просматривать кандидатов из других клубов? Есть сложности, поэтому штаб сборной был увеличен.


- Сбылась одна ваша мечта - поработать наконец без переводчика?

- То, что здесь все игроки говорят по-русски, стало одним из слагаемых, которые меня привлекли. Второй фактор - обе команды молодые по возрасту. Сейчас как раз идет смена поколений - например, по сравнению с прошлым сезоном в «Пахтакоре» нет семи основных футболистов. На их места пришла перспективная молодежь. Наконец, Ташкент расположен не так уж далеко от Москвы, безвизовый режим - тружусь почти дома.

- Не ищете по привычке переводчиков Яня, Лю или Андрея?

- Нет, но заметил, что во время игры больше реагирую на события на поле. Раньше, когда что-то не складывалось, поворачивался к переводчику и давал объяснения, тот передавал сказанное помощнику тренера, который уже выходил к бровке. К тому времени в матче случалось уже пять-шесть других эпизодов, и общение с футболистами, бывало, напоминало, испорченный телефон.

- Таких совместителей, как вы, в мире очень мало. На память приходит разве что голландец Арно Пайперс, работающий в Казахстане.

- Я уже отмечал, что однозначно против совмещения. Но такое решение приняли футбольные руководители Узбекистана. Как долго это продлится, сказать не могу Пока сборная страдает не очень сильно. В феврале и марте мы провели два матча, а следующая игра состоится только в августе.

- Какое место отведете узбекскому футболу, если сравнивать его с теми странами, где вы раньше работали, и с Россией?

- Серьезный вопрос. Возьмем «Пахтакор». Когда-то он был единственной командой, представлявшей Узбекистан в союзном чемпионате. Его окружали вниманием и заботой. Сейчас это один из многих коллективов в местном первенстве.

Более того, как мне тут объясняли, «Пахтакор» уже не считается «народным». Но, пусть я проработал недолго, мне кажется, ташкентский клуб - лучший в стране по многим параметрам. Это далеко не самая богатая узбекская команда, но к созданию необходимой инфраструктуры тут относятся очень серьезно. Приводится в порядок база, в скором времени клубу будет принадлежать стадион. Отлично работает школа - я ознакомился с условиями обучения, увидел, как пестуют юных футболистов. Детские команды «Пахтакора» выезжают за рубеж, участвуют в турнирах - в Италии, России. Во многом используется опыт советских времен.

Если сравнивать, мне кажется, сегодняшний «Пахтакор» уступает китайским «Шанхаю Шэньхуа» и «Шаньдуну», которых я тренировал. Равно как и сильнее была «Санфречче Хиросима». Корейский «Юконг» примерно такого же уровня. Но еще раз скажу что мы на переходном этапе. Главное - чтобы игроки хотели остаться в Ташкенте, в «Пахтакоре». А многие рвутся в Россию, где финансовые условия гораздо выгоднее. К сожалению, не исключено, что уже этим летом мы кого-то потеряем.

- Задачи поставлены жестко - выиграть все?

- Конечно. Стать первыми в чемпионате, завоевать кубок и выйти в следующий этап Лиги чемпионов. Последняя задача уже не выполнена - первое место в группе занять не удалось.

- А в сборной?

- Должны попасть в следующий этап чемпионата Азии. Со сборной попроще: в группе проходным является и второе место.

- От достижения целей зависит ваше дальнейшее пребывание в Узбекистане?

- В условиях контракта все это прописано.

- Неудача в Лиге была воспринята болезненно?

- Болельщики очень интересуются этим турниром и мало внимания обращают на местный чемпионат. На матчи Лиги в Ташкенте ходили по 30 тысяч человек, а на игры внутреннего первенства - две-три тысячи. Считается, «Пахтакор» и так обязан стать первым в стране. Бывает даже, с трибун слышатся крики недовольства, если не одерживаем крупную победу. А в Лиге мы могли выступить успешнее. Не хватило пары минут в матче в Кувейте, когда мы вели 1:0, но в самом конце пропустили два гола. Не очень удачно сыграли с сирийцами. Недостаточно у ребят опыта и психологической устойчивости.

- Есть вероятность, что в сборной вновь появятся игроки российского происхождения?

- Мы по-прежнему рассматриваем в числе кандидатов трех игроков «Локомотива» - Пашинина, Полякова и Маминова. Хотелось бы, чтобы они продолжали выступать за сборную. К ним хорошо относятся болельщики. Да, были неприятные ситуации, когда тут работали иностранные специалисты, и игроки отказывались приезжать в сборную. Но мы сохраняем надежду. И я в первую очередь. Тем более что сейчас травмированы оба основных голкипера - Сафонов из «Шинника» и Нестеров из «Пахтакора». Кстати, отсутствие Нестерова сказалось на нашем выступлении в Лиге.

- Кто задает тон в современном узбекском футболе - из игроков, тренеров и чиновников?

- Есть человек, которого боготворит вся страна, - Мирджалол Касымов, ныне тренер «Машала», заявленный одновременно и как игрок. Это звезда национального масштаба с огромным авторитетом. Меня постоянно просят найти второго такого, но, конечно, подобные футболисты каждый год не рождаются. О чиновниках мне судить сложно. Но одно то, что вышло постановление президента страны о мерах по развитию футбола, говорит о многом. Это постановление облегчает работу людям, любящим футбол. В нем, к примеру идет речь о налоговых льготах, что дает шанс привлечь больше инвесторов. Ранее же мне было удивительно, что такие люди, как братья Рахимовы, бескорыстно вкладывали деньги в этот спорт, порой теряя немалые суммы.

Проблемы не на верху - на более низком уровне. Если помните, в былые времена Узбекистан славился звездами. Они не появлялись ниоткуда - их воспитывали тренеры. А сейчас звезд не хватает. Ведь чтобы тренеры работали качественно, они должны получать достойную зарплату.

Представители моего и, возможно, вашего поколения часто говорят, что дети сейчас пошли другие. Думают они, мол, не о футболе, а о деньгах, которые в нем крутятся. Доля справедливости в этом есть. Действительно, далеко не все осознают, что нужно любить футбол в себе, а не себя в футболе. Многие, добившись малого, останавливаются в развитии.

Те же проблемы были у меня в Китае. Появлялось упоминание в газетах или на телевидении, и едва засветившаяся звездочка начинала гаснуть. Из перспективных юношеских команд в большой футбол выходят единицы. Стараемся внимательно относиться к воспитанию молодых. Может, в Узбекистане с его традициями почитания старших что-то и получится. Пока же сложностей хватает.

© Voon Development Team 2000 - 2024 Contact us: info@voon.ru