Владимир Федотов: Прежде чем кого-то купить, нужно сначала кого-то продать - Face 2 Face Betting
June 15 2006
Владимир Федотов: Прежде чем кого-то купить, нужно сначала кого-то продать
Владимир ФЕДОТОВ. Имя? Да, для тех болельщиков, кто видел его на поле в 1960 — 1970-х годах. Владимир Григорьевич был лучшим бомбардиром чемпионата СССР в 1964 году (16 голов), в списке «33-х лучших» футболистов Союза четыре раза назывался под N№ 1 (1970 — 1973), провел в составе сборной СССР 22 матча (4 гола), входит в клуб имени своего отца Григория Ивановича Федотова (105 голов), на протяжении всей своей футбольной карьеры как игрока был одним из сильнейших в ЦСКА, в составе которого становился чемпионом СССР (1970) и бронзовым призером (1964, 1965). После окончания игровой карьеры тренировал ЦСКА, «Динамо» М, «Асмарал» М, «Спартак» (Владикавказ), «Мухаракка» (Бахрейн). Под его руководством СКА (Ростов-на-Дону) стал обладателем Кубка СССР в 1981 году. Тренировал он и сборную СССР (1981 — 1982). В общем, что тут говорить: Владимир Григорьевич повидал на своем футбольном веку немало. И вот новый поворот судьбы… Федотов — главный тренер «Спартака».
— Владимир Григорьевич, при утверждении вашей кандидатуры на пост главного тренера была ли поставлена какая-то конкретная задача на этот сезон?
— Задачи перед командой были поставлены перед началом сезона, и их никто не отменял. Другое дело, одну из них мы уже не сумели выполнить. Я имею в виду завоевание Кубка России, хотя выступили в этом турнире достойно — вышли в финал. Теперь необходимо нацеливаться на очень тяжелую борьбу за звание чемпиона России и выступление в Лиге чемпионов, где нам нужно попасть в основной турнир и выйти из группы.
— В связи с этим намерены ли вы усилить состав команды в период дозаявок?
— На сегодняшний день состав команды таков, что даже очень квалифицированные игроки не попадают в основу. Поэтому, прежде чем говорить о доукомплектовании и усилении, необходимо разобраться с тем, что мы на сегодняшний день имеем. А имеем мы, повторюсь, большое количество очень квалифицированных игроков, и некоторых из них, как это ни горько звучит, нам придется выставлять на трансфер. Ведь посмотрите: у нас в запасе сидят даже игроки национальных сборных своих стран, а некоторые даже не попадают в заявку на матч, куда мы можем внести только фамилии 18 футболистов. Мы же имеем как минимум 26 игроков, реально претендующих на место в основе. И что делать оставшимся восьми?
— То есть, судя по составу, у команды есть резерв для того, чтобы совершенствоваться и добиваться больших успехов?
— Я бы не стал так говорить. Ведь не всегда, чем больше хороших игроков, тем лучше. Команда — это единый организм, и достойный результат достигается только тогда, когда этот организм развивается гармонично. В том же, что квалифицированные игроки по много времени не играют в основном составе, лично я ничего хорошего не вижу. Это отражается на морально-психологическом климате команды и затрудняет выполнение поставленной задачи.
— А вы уже, хотя бы для себя, определились, с кем из игроков в ближайшее время придется по-хорошему расстаться?
— Расставаться всегда тяжело. Ведь игроки, придя в команду, на что-то надеялись, рассчитывали, наверняка думали, что в «Спартаке» сыграют свои лучшие игры, раскроют все грани своего таланта, проведут лучшие годы своей футбольной жизни. С другой стороны, достались они нам небесплатно. И здесь необходимо в первую очередь учитывать финансовую политику клуба. Проще говоря, в каждом отдельном случае нужно найти тот оптимальный вариант, который устраивал бы и игрока, и клуб.
— В нынешнем чемпионате «Спартак» по забитым мячам делит 2 — 3-е места с ЦСКА, однако в списке бомбардиров нет ни одного спартаковского форварда.
— По разным причинам наши основные форварды — Павлюченко, Пьянович, Баженов, Кавенаги не на каждый матч попадали в состав, а если и попадали, то оказывались единственными номинальными форвардами в составе. Так строилась игра команды. А в одиночку терзать оборону соперника ох, как непросто. Мне больше по душе игра в два нападающих: больше появляется возможностей обыграться друг с другом и поразить ворота, да и защитникам противника приходится тяжелее.
— Список нападающих в «Спартаке» по именам впечатляет. Один Кавенаги чего стоит! Кстати, почему все-таки он не заиграл в России так, как от него ожидали?
— Кавенаги — игрок штрафной площади. Если посмотреть на аргентинский футбол, то там вся игра строится за счет короткого и среднего паса, постоянного контроля мяча, перемещений при атаке именно в штрафной площади. Когда Кавенаги приехал в «Спартак», тренером был Скала, который строил игру от обороны на контратаках. Старков проповедовал примерно ту же модель игры. А у Кавенаги чисто футбольных качеств для такой игры просто нет. Он игрок другого плана, поэтому ему было очень трудно заиграть.
— А что же ему сейчас-то мешает?
— Представьте, человек два с половиной года пытается вписаться в игру с одной и той же тактикой, игрой на контратаках, где нападающему необходима очень приличная скорость. А Кавенаги при всем своем техническом мастерстве этой скоростью не обладает. Вот и судите: мог ли он заиграть в полную силу? Поверьте, играть Кавенаги не разучился, просто он столкнулся с тактической схемой, в которую не вписывается.
— Когда вы приняли «Спартак», удовлетворило ли вас физическое состояние игроков?
— Я бы этого не сказал. Из состава выпадало много игроков с травмами приводящей мышцы задней поверхности бедра, спины. Это говорит о том, что не все было в порядке как на «предсезонке», так и в начале чемпионата. По этой причине не играли тот же Пьянович, Бояринцев, Йиранек и другие.
— Кстати, о Бояринцеве. Бояринцев, пришедший в «Спартак» из «Рубина», и Бояринцев сейчас — это два разных игрока, причем сравнение не в лучшую сторону. Вы это как-то можете объяснить?
— Бояринцев серьезно травмировался, и недавно ему была сделана операция на паховых кольцах. Говорить о нем надо будет тогда, когда он полностью восстановится.
— С Калиниченко та же самая метаморфоза?
— Калиниченко не попадал в состав, при этом очень хотел попасть на чемпионат мира и, слава богу, попал в заявку сборной Украины. В состав же он не попадал потому, что играл не на том уровне, на котором умеет и должен. Безусловно, он умеет играть, но некоторые игроки часто думают, что они на сегодняшний день лучшие, на деле же оказывается не все так хорошо.
— Каково сейчас моральное состояние игроков?
— Я не могу сейчас говорить об этом, поскольку работаю вплотную с командой еще недолго. Для того чтобы досконально знать обстановку, надо постоянно находиться непосредственно в команде, а моя прежняя должность спортивного директора к этому не располагала.
— Какие методы работы с игроками вы предпочитаете: вы тренер-демократ или тренер-диктатор?
— Самое главное — умеешь ты работать с командой или нет. Если сумеешь и будет результат, значит, ты работал правильно, и, естественно, наоборот. А как ты этого достиг?.. Ремнем, палкой или добрым словом… Все по-разному работают. А потом работа с людьми — она сама подсказывает, в каком направлении двигаться.
— Что вы можете сказать о строительстве клубного стадиона?
— Могу только сказать, что работа в этом направлении ведется. Стадион будет построен в Тушине.
— А как вы реагируете на поведение болельщиков, недовольных игрой команды и результатом?
— По-любому на это как-то надо реагировать. Ведь это огромная масса людей, для которых мы и играем. Мы должны поддерживать их интерес, учитывать, что им нравится. В свое время я неоднократно бывал в Англии на стажировках и просто по делам. Тот английский футбол, который был раньше — не сейчас, был силовым, очень атлетичным, хотя и прямолинейным. Но зрителям он нравился, такой футбол приветствовался ими, и стадионы были забиты до отказа на каждом матче. Потом потихонечку английские клубы начали приобретать иностранцев, разбавляя свои составы. Игра стала более разнообразной, и стадионы были по-прежнему полны. Мы тоже очень рассчитываем на поддержку своих болельщиков и постараемся порадовать их качественной игрой и результатами.
— Владимир Григорьевич, а на чемпионат мира поедете, и если «да», то какой команде будете симпатизировать?
— Вряд ли мне удастся побывать в Германии. Сейчас в Премьер-лиге пауза, за это время необходимо проделать большой объем работы, чтобы команда после перерыва была в должном виде. Мы будем усиленно тренироваться с 3 по 13 июня в Турции, а с 16-го по 26-е — в Австрии. Надеюсь, все намеченное удастся выполнить. Что же касается симпатий, то нужно посмотреть участников чемпионата мира в первых играх. После старта многое прояснится: кто показывает достойный футбол, а кто — нет. Недавно завершились национальные первенства, и у игроков накопилась определенная усталость, трудно сказать, кто в какой форме подошел к чемпионату. Симпатизировать же я буду тем командам, которые покажут красивую результативную игру.