Экс-главный тренер сборной Украины Йожеф Сабо прокомментировал матч сборной Украины против хорошо знакомой ему сборной Хорватии.
ШЕВЧЕНКО УСПЕВАЛ ПОВСЮДУ
- Ничья в субботнем матче с хорватами для нашей сборной - потеря или приобретение?
- Если исходить из выбранной на игру тактики - не столько забить самим, сколько не дать это сделать соперникам, очко можно считать достойным результатом. Ворота оставили на замке, хотя соперник имел реальные шансы переиграть Пятова. Мы, к сожалению, больше оборонялись, чем шли вперед, и кроме дальних ударов Шевченко почти ничего в атаке не создали. Отдельные исполнители в передней линии выпадали - да так, что на их присутствие на поле я обратил внимание лишь под конец первого тайма.
- Кого же вы поначалу не замечали?
- Прежде всего, Голайдо и Алиева, которые вместе с Шевченко и Назаренко должны были по идее олицетворять атакующую мощь украинской команды. Но они оказались нацелены на оборону, где далеко не всегда справлялись с поставленной задачей. Алиев, к примеру, никогда не умел защищаться, а потому завладеть мячом на позиции, с которой бы можно было начать контратаку, ему никак не удавалось.
- Зато Шевченко с возвращением в «Милан», похоже, обрел второе дыхание.
- Приятно, что Андрей становится прежним - азартным, активным, играющим по всему полю и возникающим именно там, где это действительно необходимо команде. Вот и в субботнем поединке, оставаясь единственным номинальным форвардом, он успевал и на своей половине поля за мяч зацепиться, и впереди сразу с несколькими защитниками без посторонней помощи справиться. Шевченко давно не играл, и теперь в каждом поединке не без успеха старается доказать, что у него еще есть порох в пороховницах.
ВОРОНИНУ ДАЛ БЫ ШАНС
- Все ожидали, что с первых минут на поле появится и Воронин, однако его не выпустили даже на замену...
- Михайличенко в данном случае нетрудно понять: игровой сюжет развивался по плану и кадровые перемены могли пойти как на пользу, так и во вред. Существовал, мне кажется, вариант с появлением Воронина вместо Алиева, при котором он выдвигался бы вперед, а Шевченко - смещался назад и подключался к атакам из глубины. В чем совершенно точно не было смысла, так это в выходе нападающего «Герты» в роли крайнего полузащитника - на фланге Воронин утратил бы немалую долю эффективности.
- В день игры в Берлине жена родила ему дочь, и тренер, судя по всему, опасался, что мыслями игрок будет слишком далек от футбольного поля.
- Скорее, счастливый отец имел все шансы провести на волне положительных эмоций отличный матч, и я бы на месте главного тренера Воронина все-таки выпустил. Однако Михайличенко сделал ставку на оборону, и выбранной тактики придерживался до конца. События второй половины игры подтвердили справедливость его решения: Плетикоса-то после перерыва по большей части скучал, тогда как у Пятова работы прибавилось. Одни только выпады Олича, Модрича и Манджукича чего стоят! Каждый из них мог, как и мы под конец матча с Казахстаном, повернуть поединок из ничейной гавани в победную. Но наша команда, сосредоточив основные силы на своей половине поля, сопернику этого не позволила, показав пускай и не зрелищную, но эффективную с позиции результата игру.
- Какая сборная, на ваш взгляд, сильнее - сегодняшняя или все-таки та, что играла под вашим руководством с хорватами в стыковых матчах за право попасть на ЧМ-1998?
- Не думаю, что эти параллели корректны, хотя команда у меня в том отборочном цикле была замечательной, и пробиться в финал мирового первенства ей было по плечу. Чем среди прочего отличалась она от нынешней сборной, так это формированием на основе одного клуба - «Динамо». А те поединки с хорватской сборной у меня до сих пор перед глазами - столько событий с ними было связано!
ХОРВАТАМ ВОЗВРАЩАЛИ ДОЛЖОК
- Вы полагаете, судьи действительно были настроены не пустить Украину на чемпионат мира?
- Не просто полагаю - знаю наверняка. Появившиеся впоследствии в «Динамо» легионеры из Хорватии честно признались, что пройти их команду у нас тогда не было ни малейших шансов. Все было предрешено: им возвращали должок за игры, в которых в свою очередь засудили - кажется, против немцев.
- Да еще и накануне первой игры Пьерлуиджи Колину заменили на Алена Сара!
- Мы тогда сразу почувствовали, что дело неладно, ведь итальянец был в полном здравии и получил назначение на другой матч. Нам даже не посчитали нужным объяснить, чем эта рокировка вызвана, хотя я думаю, что Колина просто не захотел обеспечивать результат. На моей памяти этот случай был самым вопиющим из связанных с судейством - наравне с заменой арбитра уже в перерыве поединка Лиги чемпионов «Ньюкасл» - «Динамо». Имен я, увы, не помню, но несправедливый пенальти, принесший победу англичанам, забыть не могу.
Сар, в свою очередь, не озаботился объяснениями, когда решил не засчитать чистый мяч Максимова. Было это уже при счете 2:0 - не в нашу пользу. Ну, а практически сразу после первого гола, который забил, подключившись к атаке, тогдашний центральный защитник, а ныне главный тренер хорватов Славен Билич, француз не заметил в хорватской штрафной очевидный фол против Реброва. Тот лихо убрал с пути защитника, но при выходе с вратарем тет-а-тет получил жестокий удар по ногам. И это - лишь самые очевидные моменты, в которых принимались несправедливые решения.
ЗЛОСТЬ НЕ ЛУЧШИЙ СОЮЗНИК
- Судейство норвежца Руне Педерсена в ответной встрече оказалось таким вопиющим, что в лексиконе отечественных болельщиков его фамилия стала именем нарицательным...
- Слава Богу, не всякий судья, попадающийся на пути нашей сборной, носит настолько говорящую фамилию. Голландец Эрик Брамхар в субботу поводов для критики нам не дал. А Педерсен в 97-м не засчитал всего один гол в ворота хорватов, и этого оказалось достаточно для победы соперников по сумме двух встреч.
- Но с 27-й минуты, когда гости восстановили равновесие, ваша команда имела все шансы забить и больше...
- С точки зрения простого болельщика ситуация так и выглядела. Но надо быть игроком или тренером, чтобы понять, в каком непростом психологическом положении оказались мои футболисты. Судья четко дал им понять, чью сторону принял, и наши ребята просто не смогли справиться с внутренним надломом. Появилась ненужная злость, которая, как вы понимаете, в этой ситуации не лучший союзник. Настроение у нас до этого было вовсе не пораженческим: засчитай норвежец второй гол, последовал бы и третий, а там, вполне вероятно, и четвертый...
- И все же есть мнение, что тогдашняя хорватская сборная, не в пример нынешней, была намного сильнее украинской.
- Команда у балканцев действительно была приличной, собранной, насколько я помню, исключительно из легионеров, выступавших в солидных европейских чемпионатах. Тот же Билич играл в бундеслиге. Авторитетным был и тренировавший хорватов Мирослав Блажевич. Врезалась в память картина: мы с ним разговаривали в штаб-квартире ФИФА перед жеребьевкой, а нашу беседу то и дело прерывали, подходя познакомиться и пожать руку, работавшие в офисе международной федерации уроженцы бывшей Югославии. Я ведь тогда еще подумал, что с таким лобби в Цюрихе сборная Хорватии просто обречена попасть на чемпионат мира.
ВСЯ БОРЬБА ВПЕРЕДИ
- Сама жеребьевка прошла без приключений?
- Практически. Если не считать того, что вазы с шарами, обычно выносимые заранее, появились на сцене в самый последний момент.
- Чтобы шары не остыли?
- Вот-вот, я тогда тоже вспомнил рассказы коллег о том, как, обеспечивая нужный результат жребия, шары нагревали до определенной температуры. (
Смеется). Проверить мою догадку возможности не представилось, но то, что нам достались хорваты, явно указывало на предрешенность этого исхода.
- Каковы, на ваш взгляд, шансы сборной Украины в нынешнем отборочном турнире?
- Радует, что пока идем без поражений, однако весной нам будет тяжелее: украинские клубы будут входить в сезон, а в Англии, с которой предстоит играть 1 апреля, он будет в разгаре.
- Но за второе место уверенно можем побороться?
- Да, и хорваты будут нашими главными конкурентами. Англия уйдет в отрыв, а команда Билича еще потеряет много очков, причем не только с британцами, но и почти наверняка с Белоруссией. Так что вся борьба в нашей группе впереди.