Сегодня юбилей у известного украинского футболиста, тренера, а ныне директора "Арсенала" - Александра Томаха, ему исполняется 60 лет. С именем Александра Томаха, в первую очередь, связаны успехи запорожского футбола. В конце 70-х "Металлург" под руководством Томаха вырос из середняка второй лиги СССР в одного из лидеров первой.
С Сан Санычем, так его называют друзья, коллеги и некоторые болельщики, у которого, наверное, все еще "чешутся руки" вплотную участвовать в тренировочном процессе, мы затеяли разговор о футболе. Это было накануне юбилея винницкого футбола. Сидя во внутреннем дворике "Олимпийского", мы вспоминали молодость…
- Вас, в основном, знают по Запорожью, Виннице и Чернигову, но ведь вы учились футболу в другом месте…
- Моя родина – Черновцы. Первые уроки футбола получил в детской футбольной школе у тренера Михаила Марковича Писеса. "Доигрался" до капитана юношеской команды, а потом, в 1967 году оказался в команде мастеров "Буковина", которая выступала в классе "Б". Играл в ней два сезона, а потом получил возможность повыситься в классе: поступило приглашение в запорожский "Металлург" – это уже была 2-я группа класса "А". Мне здесь понравилось и я, решив осесть в Запорожье, женился на черновицкой девушке. Со временем получил квартиру и стал настоящим запорожцем.
- Надолго?
- Первый запорожский этап растянулся на восемь лет. У нас была хорошая команда и скоро я стал капитаном... Видно, у меня неплохо получалось, потому что поступало много предложений: из Одессы, Донецка и львовских "Карпат". Но я выбрал днепропетровский "Днепр" и два сезона, с 1976 по 1978, играл в этой команде. Стал мастером спорта.
В 1978 году "Днепр" принял Йожеф Сабо и я с большим трудом, отпросившись у него, вернулся в Запорожье: умные люди подсказали, что, если я хочу сохранить за собой квартиру, то надо заканчивать карьеру именно здесь. Но перед этим Сабо поставил условие: непременно надо выиграть у киевского "Динамо"!.. И мы победили киевлян со счетом 1:0 – Крамаренко забил гол на …88-й минуте. И мне тут же подписали заявление…
- Но, отыграв один год, вы поступили в Высшую школу тренеров в Москве...
- Я попал во второй поток, выдержав серьезный конкурс – только 26 человек со всего Союза стали студентами этого престижного футбольного ВУЗа. Со мной учились: Олег Долматов, Сергей Ольшанский, Вячеслав Амбарцумян, Валерий Маслов, заслуженный мастер спорта по футболу и русскому хоккею, Борис Разинский – олимпийский чемпион Мельбурна, Михаил Лохов из ленинградского "Зенита", Борис Стукалов – сейчас тренирует российскую "молодежку", Валерий Непомнящий – руководивший сборной Камеруна, которая в 1990 году дошла до четвертьфинала чемпионата мира…
- Но вскоре вы снова оказались в "Металлурге"…
- Еще не успев закончить школу, я получил категорическое предложение возглавить запорожский "Металлург", который оказался на последнем месте. От этого предложения секретаря обкома трудно было отказаться…
И хоть Лев Иванович Яшин, который курировал нашу школу, предостерегал от поспешного решения – "сломаешь голову!" – я вынужден был вернуться домой… Но каково было всеобщее удивление, когда мне удалось сохранить прописку в 1-й лиге СССР, где играли такие команды, как рижская "Даугава", вильнюсский "Жальгирис", московский "Локомотив", ташкентский "Пахтакор", алма-атинский "Кайрат"… Даже московский "Спартак" туда вылетал!
С 1981 по 1988 годы я работал главным тренером "Металлурга", добивался каких-то успехов, и, если бы хватило средств, то в 87-м мы могли бы выйти и в высшую лигу, однако нас тогда "по деньгам перебили" "Гурия" (Ланчхути) и "Факел" (Воронеж)…
- После этого стало ясно, что требуется сменить обстановку?..
- И буквально на второй день раздался телефонный звонок из Винницы: председатель областного "Колоса" Татусяк приглашал принять команду. Я был в недоумении: откуда они узнали, что я свободен? К тому же меня уже ждали и в Кривом Рогу, и в Полтаве… Честно говоря, о Виннице в тот момент я совершенно не думал. Хотя и вырос невдалеке, начинал играть в "Буковине", и туда мне приходилось выезжать на игры... Я с детских лет хорошо помнил винницкий "Локомотив", в котором играли великолепные игроки: Трояновский, Юн-Чень-Ян, Александров, Крощенко, Молотай, Терлецкий, Богоделов… А когда в 1969 году, играя по 1-й группе класса "А" за запорожцев, приезжал сюда, на меня огромное впечатление производили битком забитые трибуны винницкого стадиона – это был по-настоящему футбольный город!
На следующий день Татусяк позвонил еще раз, но я твердо решил отдохнуть от Большого футбола… И надо ж такому случиться: мы с женой и отцом поехали в аэропорт провожать брата в Черновцы. И вдруг услышали объявление о посадке на самолет АН-2, улетающий в Винницу… "Давайте я поеду и посмотрю, что там, в Виннице", – говорю отцу и жене… "Да ты что! Зачем такая спешка – у тебя ведь даже зубной щетки с собой нет!.." "Ничего, на месте куплю. А вы пока что позвоните в Винницу, что я вылетел…" В общем, совершенно спонтанно я принял решение и уже часа через три наш "кукурузник" АН-2 приземлился в Виннице. Меня встретили. Повезли ко второму секретарю обкома Буртяку, который "заведовал" идеологией и одновременно курировал футбол… Он тут же начал меня уговаривать остаться в Виннице и посмотреть матч с Хмельницким. А "Нива" в этот момент была на 8-9 месте и вполне могла вылететь в низший дивизион.
- И теперь вы как честный человек должны были жениться?..
- В общем, они меня таки "укатали" остаться и доиграть с командой сезон: получится не вылететь – хорошо, не получится – вернусь домой. Это было в июне 1988 года… В помощники себе я взял "земляка" из Кузнецовска Ровенской области Вячеслава Грозного, с которым работал в Запорожье. Отношения у нас были отличные – в Запорожье я ему даже уступил свою трехкомнатную квартиру… Кроме того, я дружил в Ефимом Школьниковым, который отлично знал обстановку в городе и снабдил меня самой достоверной и всеобъемлющей информацией: "Город футбольный и работать тебе будет интересно…"
Мы с Грозным приступили к работе и сразу же обыграли дома Хмельницкий (1:0), который тогда был в лидерах… Естественно, ребята вышли "на желании" – пришел новый тренер и надо было себя показать… Потом на выезде в трех играх взяли сто процентов очков и сразу же оказались в середине таблицы.
Я остался в Виннице и благодарен времени, проведенному в этом городе: меня здесь сразу же окружили вниманием и заботой – город жил футболом и каждый уважающий себя человек считал своим долгом быть ближе к команде.
У нас была очень сильная команда, в которой начинали будущие игроки сборной Украины: Ваня Шарий, Виталик Косовский, Сережа Попов… Нашли в Белой Церкви Сашу Горшкова, а на "вооружонке" – высмотрели Ваню Гецко. С Грозным у нас сложились неплохие, почти дружеские, взаимоотношения и мы с ним мотались по Союзу, выискивая нужных нам игроков: селекцией не доверяли никому… Зрители нас любили – стадион практически всегда был заполнен. Это был по-настоящему футбольный город – с великолепными футбольными традициями.
- Но на горизонте снова замаячило Запорожье…
- В 1990 году я вынужден был уйти из команды. Мой уход шокировал не только руководство, но, в первую очередь, ребят… Главное, что я ушел после двух домашних побед – 3:0 и 4:0… Однако поступить иначе я не мог: перед этим у меня умерла мама и серьезно болел отец, которого я перевез из Днепропетровска в Запорожье. А так как жена оставалась в Запорожье, то я вынужден был в сентябре вернуться ей на помощь… Но помочь отцу мне так и не удалось: в 90-м он ушел из жизни…
- 1990 год был непростым не только для вас: развалился Советский Союз, рушились устои, менялось мировоззрение…
- Произошли перемены и в украинском футболе, который отделился от Москвы – Запорожье оказалось в высшей лиге… Правда, вскоре и Винница оказалась в украинской "вышке". Я до сих пор не понимаю, почему сегодня не все областные центры представлены в высшей лиге украинского футбола, ведь в свое время Черновцы, Винница, Ивано-Франковск, Тернополь, Херсон, Николаев – были поставщиками классных футболистов для всего Советского Союза. А как можно было развалить уникальный закарпатский футбол? Это ненормальное явление и, думаю, пока в руководстве государством не поймут, что здоровье нации зиждется на занятиях спортом и, в первую очередь, на футболе, который является спортом №1, мы будем терять поколение за поколением...
После всех этих потрясений мне захотелось быть вместе с семьей, поближе к дому, в городе, который стал мне родным: до этого я ведь двадцать лет отдал запорожскому футболу!.. Здесь я, кстати, побил все футбольные рекорды: вышло так, что из сорока двух лет в футболе я больше тридцати лет отдал этому городу. Восемь сезонов я проработал здесь главным тренером – в первой лиге советского футбола, которая сейчас по многим компонентам превосходит нынешнюю "вышку" Украины, это был абсолютный рекорд… Только Скределис из рижской "Даугавы" мог сравниться со мной!.. Очень удачным у меня выдался период с 94-го по 98-й годы, когда в команде выросли такие известные футболисты как Каряка и Полтавец – в основном составе играло порядка шести-семи местных воспитанников… Не удивительно, что на наши домашние матчи приходило по 28 тысяч зрителей.
Помню, когда "Динамо" Лобановского приехало к нам в ранге чемпионов Украины, Калитвинцев в телевизионном обозрение на вопрос: "Какая команда вам больше понравилась?" – ответил: запорожский "Металлург". В том году мы дома с ними сыграли вничью – ноль-ноль, и в Киеве – два-два… Наш футбол нравился не только запорожцам…
- После очередного возвращения в Запорожье вы оказались в первой в Союзе частной команде "Виктор", которая выступала во второй лиге.
- В Запорожье в то время было две команды высшей лиги: "Торпедо" и "Металлург", и никто не верил, что можно создать еще и третий клуб!.. И, тем не менее, на нас ходило по 10-12 тысяч зрителей, на них – по 5-6… Содержал эту команду Огаренко Виктор Николаевич, управляющий "Укрторгстройматериалы" – страна постепенно поднималась на ноги и возник строительный бум… И, хоть и говорят, что деньги в футбол не играют, но и без достаточных вложений в футбольную инфраструктуру не добьешься нормального существования клуба. И, в конце концов, "стройматериалы" перестали справляться с непосильной "поклажей"… Вот тогда Виктор Иванович Межейко и предложил мне снова возглавить "Металлург", и мы, объединив их с "Виктором", сделали следующий скачок…
- Не иначе, с помощью "Запорожстали"…
- Но, как известно, тренерская профессия требует "железного" здоровья, а меня, по большому счету, хватило на четыре года – забарахлило сердце!.. После этого врачи порекомендовали на пару лет сменить тренерскую скамейку на что-нибудь более спокойное, и я пересел в кресло первого вице-президента клуба… Откуда ни возьмись появился Кварцяный и начал "давить мне на психику": "бумажки" – не твое, возвращайся в тренеры!.. И я, собравшись с силами, оказался у Пилипенко, в "Системе-Борекс", которую тоже надо было вытаскивать с последнего места…
После этого появился еще один "соблазнитель", Фима Школьников, который перетащил меня в черниговскую "Десну": он был начальником команды, я – главным тренером. И снова пришлось выступать в роли "пожарников" – вытаскивать его родную команду в первую лигу. Нам удалось решить этот вопрос...
- Теперь вы – в "Арсенале". Но уже в должности спортивного директора...
- Честно говоря, надоело блуждать по Украине – захотелось почувствовать, что же такое высшая лига.
- С днем рождения, Сан Саныч! Не пугает, что, несмотря на ваш солидный возраст, в очередной раз появится какой-нибудь "соблазнитель" и снова позовет на тренерскую скамейку?
- Какие наши годы! Будем думать…