June 22 2006Мирослав Ромащенко: Хиддинк не мессия
Погожий субботний вечер 5 сентября 1998 года, когда тогдашний главный тренер сборной Беларуси Михаил Вергеенко радовался домашней нулевой ничьей с датчанами в стартовом матче отборочной кампании EURO’2000 так, словно руководимая им дружина завоевала титул сильнейшей команды Старого Света, стал для Мирослава РОМАЩЕНКО поистине черным. Неудачно приземлившись после единоборства, опорный полузащитник московского “Спартака” уже на 40-й минуте встречи покинул поле — полетело прооперированное колено.
Травмы в футболе — вещь, увы, привычная, от них никто не застрахован. Но как же, наверное, обидно вешать бутсы на гвоздь в неполный “четвертак” — последний раз Мирослав вышел на поле поздней осенью 98-го против ярославского “Шинника”... Однако первопричиной досрочного завершения карьеры явилось то повреждение в поединке за сборную. Удивительно, но после этого о Ромащенко-старшем в Беларуси практически забыли. И кто знает, как сложилась бы его дальнейшая судьба, если бы не руководство “Спартака”. В клубе отнеслись к игроку по-человечески. Сначала Ромащенко предложили поработать с детьми, затем он стал вторым тренером дубля, а с недавних пор возглавляет ближайший резерв “красно-белых”. Вчера корреспондент “ПБ” позвонил Мирославу в первопрестольную.
— Чью сторону вы занимаете в противостоянии, возникшем из-за Уэйна Руни между главным тренером “Манчестер Юнайтед” Алексом Фергюсоном и наставником сборной Англии Свеном-Гораном Эрикссоном?
— Откровенно говоря, сложившуюся ситуацию не рассматривал. Дабы ее объективно оценить, необходимо находиться внутри коллектива. Хотя прекрасно понимаю всех троих. И Фергюсона, справедливо желающего, чтобы у его подопечного не случился рецидив травмы, и Эрикссона, испытывающего дефицит острых нападающих, и самого Руни. Чемпионат мира — это такое событие, которое бывает в карьере футболиста, не исключено, лишь раз. Вместе с тем, считаю, игрок должен выходить на поле полностью здоровым. Мало того, если спортсмена что-то беспокоит, он, подчеркиваю, обязан сообщить об этом врачу и тренеру и незамедлительно прекратить заниматься, пока не будет произведено полное медицинское обследование. В спартаковском дубле мы не устаем повторять ребятам, чтобы они учились у западных коллег, как вести себя при малейшем недомогании. Играть через боль, через “не могу”, на уколах недопустимо! Это проявление непрофессионализма.
— Каковы впечатления о чемпионате в целом?
— К сожалению, из-за тренировок не удается следить за первенством планеты в полном объеме. Как правило, смотрю лишь те поединки, которые начинаются в 23.00 по московскому времени. Но этого вполне достаточно, чтобы понять: футбол в исполнении лучших сборных мира стал более быстрым, возросло качество передач, техническая оснащенность игроков. Это было особенно заметно в поединке испанцев с украинцами. Функционально большинство игроков готовы блестяще. Создается впечатление, что футболисты ведущих команд способны провести в хорошем темпе не только все 90 минут, но и еще, если потребуется, два экстратайма по пятнадцать. Ну а на первый план выходит настрой на поединок. Считаю, некоторые игроки сборных Чехии и Италии недооценили соперников из Ганы и США, за что и поплатились. Будь ты трижды великим, но если не настроился на поединок надлежащим образом, перебороть себя по ходу встречи крайне сложно. Психология в современном футболе — вещь очень важная, я бы даже сказал, незаменимая.
— Какие сборные понравились больше всего?
— Эквадор, Испания, Чехия в поединке с США, Италия с Ганой... Впрочем, и у других команд моментами игра смотрелась. Думаю, когда пойдут матчи на выбывание, начнется немного другой футбол. Тогда и можно будет сделать более полные выводы.
— Игроки?
— Опять же дождемся нокаут-раунда. Во все времена роль личности превалировала над командными действиями. Сборная, не имеющая в своих рядах ярких индивидуальностей, способных повести за собой партнеров, весьма редко добивается большого успеха. С огромным интересом буду ждать матча Италия — Чехия. Уверен, он станет настоящим украшением группового этапа, заодно и посмотрим, как проявят себя в очень непростой ситуации лидеры обеих дружин.
— Российская пресса, по-моему, перегибает палку, постоянно концентрируя внимание на назначении Гууса Хиддинка на пост главного тренера сборной теперь уже вашей, Мирослав Юрьевич, страны. “Што занадта, то нядобра” — гласит белорусская народная мудрость. Как вы относитесь к приглашению голландского специалиста?
— Наверное, сегодня в сборной России наступил тот этап, когда нужен тренер-иностранец. Почему бы и нет? Другой вопрос, что это не панацея от имеющихся в нашем футболе проблем... Не скажу, что против назначения голландца, но и не больно этому рад. Пусть будет так, как оно есть. Рассуждать же о том, сможет ли Хиддинк привнести что-то новое, чего не сумели дать сборной отечественные специалисты, думаю, преждевременно. Для начала необходимо, чтобы национальная команда провела под его руководством хотя бы пару-тройку матчей. Единственное, в чем не приходится сомневаться, — это в тренерской квалификации Хиддинка, выводившего в 1998 и 2002 годах сборные Голландии и Южной Кореи в полуфиналы чемпионатов мира. Она действительно высока и достойна главной команды России.
Сергей ОЛЕХНОВИЧ