0
December 26, 2024 22:22:28
Ru En Ua Select theme Select window style Print preview
0
Сергей Юран: Пижоны из Бразилии чемпионами не станут - Face 2 Face Betting
June 27 2006

Сергей Юран: Пижоны из Бразилии чемпионами не станут

По мнению Сергея Юрана, чемпионская вальяжность не доведёт пентакампеонов до добра

Горячность и буйный характер футболиста Сергея Юрана были частью его портрета в течение всей карьеры, что не мешало ему регулярно забивать голы за португальские «Бенфику» и «Порту», немецкие «Фортуну» и «Бохум», австрийский «Штурм», московский «Спартак» и, конечно, сборную России. Была ещё краткосрочная командировка на туманный Альбион в «Миллуол», которая, по мнению самого Юрана, оказалась, мягко говоря, неоднозначной.

А ярчайшим моментом в карьере форварда стало выступление за «Спартак» в Лиге чемпионов сезона-1995/96, когда москвичи выиграли все шесть матчей группового турнира. В активе форварда 40 матчей за сборную России, в том числе на первенствах Европы-1992 и мира в 1994-м. В настоящий момент Сергей небезуспешно занимается тренерской деятельностью: начав с дубля столичного «Спартака», Юран перебрался в ставропольское «Динамо», выведя эту команду в первый дивизион, где она отказалась выступать по экономическим причинам. А последним этапом карьеры Сергея стал латвийский «Диттон», откуда 37-летний специалист вскоре ушёл, потому что снова оказался заложником недостаточного финансирования. Первоначально корреспондент «Версии» собирался обсудить с г-ном Юраном промежуточные итоги чемпионата мира в Германии, но беседа вышла за обозначенные рамки.


– Сергей, наблюдая за матчами турнира в Германии, вы оцениваете происходящее только с тренерских позиций или игрок в вас ещё не умер?

— Я завершил карьеру уже достаточно давно. И насколько трудно миновать переходный период, зависит от самого человека. В моём случае я был сосредоточен на том, чтобы найти себя в футболе и дальше. Если чётко знаешь, чего хочешь в будущем, то перестраиваешь себя. Когда я получил тяжёлую травму, заставившую меня в итоге повесить бутсы на гвоздь, мне пришлось восстанавливаться шесть месяцев. За это время я понял, что на 90% моя карьера подошла к финишу. Естественно, сейчас я наблюдаю за играми в первую очередь как тренер, оценивая тактические схемы, перестроения команд по ходу матчей. Поединки первенств Европы и мира, Лиги чемпионов и Кубка УЕФА несут в себе хорошие уроки, давая обширный материал для анализа.

— И как долго привыкали к новой роли?

— С первого дня работы тренером дубля «Спартака». Поначалу настраиваешься психологически, но до конца всё понимаешь, когда начинается практика, первые тренировки. Твой настрой определяет 80% успеха, а остальные 20 добираешь уже по ходу процесса.

— Дискомфорт испытывали?

— Был один болезненный момент. Я всегда хотел расстаться с болельщиками на хорошей ноте, не просто доигрывая, когда из задницы песок сыплется и люди на трибунах говорят: «Да, мол, Юран не тот уже». Думал, годика два ещё побегаю, но в 32 года получил травму в тот момент, когда забивал за «Штурм» в Лиге чемпионов. Следующие полгода были тяжеловаты, месяц вообще не мог смотреть футбол, не ходил на стадион.

— Уже подметили для себя как для тренера что-то новое на чемпионате мира?

— Считаю себя преемником дисциплины в тренерском ремесле и вижу, что в Германии она выходит на первый план. Добиваются результата команды, в которых между игроками и тренером налажен контакт. Если футболисты уважают наставника, то они стараются выполнить его установку на матч, что в большинстве случаев приводит к успеху. Вот японцы с Австралией вели 1:0, но в конце расслабились и упустили победу. Ещё раз прихожу к мнению, что всё надо продумывать до мелочей, разбирать игру соперника «по косточкам» и требовать от игроков исполнения выбранного на игру плана.

— А чем вам запомнился первый этап первенства планеты?

— У каждой из команд было в запасе по три матча, где можно разложить всё по полочкам, поэкспериментировать с тактическими схемами. Удивила сборная Чехии, которая не смогла выйти из группы. Но её сгубило большое количество травмированных футболистов. На мой взгляд, обязана была выходить из группы Польша. Понравилось, что африканские сборные не были мальчиками для битья. Никому так просто не доставались победы над ними, а Гана и Кот-д’Ивуар смотрелись особенно привлекательно. Команды с Чёрного континента не уступали европейцам в тактике и настрое, поэтому их конкурентам приходилось попотеть.

— С кем связаны ваши симпатии на мундиале?

— Прежде всего я поддерживаю Англию. Её тренером является Свен-Йоран Эрикссон, который был моим первым наставником в Европе. Он лично приглашал меня в свою команду, швед очень приятный человек, за которого нельзя не переживать, если с ним хорошо знаком. Безусловно, «болею» за Украину, ведь я там родился, и за Португалию, где прожил четыре года. Португальцы мне импонируют неуёмным желанием биться только на победу.

— Кто входит в число ваших фаворитов?

— Не думаю, что Бразилия станет чемпионом — слишком много у неё «звёзд». Есть сборные, которые и «таскают рояль», и играют на нём все вместе, как сборная Германии. А у бразильцев все норовят только сесть за инструмент, чернорабочих нет. Одного возрастного Эмерсона, отвечающего за черновую работу, ей не хватит. И ещё, в действиях бразильцев присутствует вальяжность, обязательно кто-то их накажет.

Снова приведу в пример немцев, поскольку они мне очень понравились. Посмотрите, в Германии не побоялись отдать сборную Юргену Клинсманну, который даже детей не тренировал. Кстати, это хороший урок для России. У нас будто каменный век с тренерами. Когда выбирают наставника, сначала говорят, что он молодой, потом начинают внимательно оценивать, кого он тренировал. Не поймите меня неправильно, я уважаю своих коллег по тренерскому цеху, но подобное положение вещей в России раздражает. Да, была неудача у Шалимова, но Колыванов же сумел выиграть молодёжный чемпионат Европы. В Германии все отказались работать со сборной, потому что опытные тренеры всё тщательно просчитывают. Они понимали, что с тем составом, что сейчас у немцев, им ничего не светит. Клинсманн же не побоялся принять команду и уже вышел с ней в плей-офф. Надеюсь, наступит у нас момент, когда и в России дадут шанс молодым тренерам. Конечно, потом все будут хлопать в ладоши тому, у кого всё получится, преувеличивая свои заслуги при выборе успешного тренера. А возвращаясь к турниру в Германии, я жду в финале обязательно Аргентину, а вместе с ней Англию или Германию.

— Каково ваше мнение о сборной Австралии, которая под руководством нового тренера сборной России Гуса Хиддинка пробилась в плей-офф?

— Каждый тренер выстраивает игру команды из наличия исполнителей. У австралийцев достаточно мощных и боевитых футболистов. Хиддинк, отметив этот факт, предпочёл опираться на силовой футбол, и как видим, не прогадал. Что получится у голландца с нашей сборной, судить трудно. В Австралии Хиддинк имеет дело с футболистами, у которых солидный опыт выступления в английской премьер-лиге, в Корее ему вообще все подчинялись беспрекословно. В России же присутствует, простите за грубое слово, общий бардак. У нас иной менталитет, да и внутренний чемпионат проводится по непривычной Хиддинку системе «весна-осень». Полагаю, наши шансы поехать на первенство Европы — 50 на 50. Мало того, что у нас в группе достойные соперники, так ещё и подготовить команду за два месяца к старту отборочного турнира нереально. Ему надо будет быстро определиться с игроками... Большая проблема — наш быт. Насколько я знаю, процентов 60—70 отечественных тренеров не желают видеть во главе сборной иностранца. Присутствует у некоторых определённая зависть. Если же наши специалисты объединятся ради национальной команды, тогда у неё появится гораздо больше шансов на попадание на чемпионат Европы.

— В какую бы силу выступила в Германии сборная России?

— Если бы мы попали на чемпионат мира, то наша команда боролась бы за выход в 1/8 финала. Наши ребята чувствовали бы ответственность, которая на них лежит, ведь болельщик в последнее время повернулся лицом к футболу. Шумела бы пресса, вся страна провожала бы сборную. Но многое зависит от тренерского штаба, его решений. Посмотрите, Игорь Колыванов сумел выиграть крупные соревнования, показав, что умеет делать правильные ходы. Игорь — самодостаточный человек и специалист, который не обращал внимания на советчиков вокруг. Он брал тех игроков, которые, на его взгляд, соответствовали решению больших задач.

— А вы могли бы себя представить во главе сборной России?

— Почему бы и нет? Но такого шанса мне не дают. Считаю, что, определяя тренера сборной, во многом надо ориентироваться на звучность его имени в футбольном мире. И поступи мне такое предложение сейчас, я бы согласился. Особенно после того, как сумел в «Динамо»-Ставрополь решить задачу выхода в первый дивизион всего за год. Пусть это не уровень сборной, но я уже доказал, что чего-то стою.

— В прошлом вы были очень эмоциональным футболистом, а, чтобы работать тренером, нужна холодная голова...

— Многие удивляются, мол, поведение Юрана сегодняшнего — это небо и земля по сравнению с моей игроцкой карьерой. Но сейчас я не вижу смысла кричать и нервничать, полагаюсь на спокойствие и хладнокровность. Если проигрываешь, то делаешь это ещё до начала матча, допустив ошибки в тренировочном процессе или в выборе установки.

— Известно, что вы недавно летали на Украину. Теперь там собираетесь трудоустроиться?

— Да, в запорожском «Металлурге» мне предложили пост спортивного директора с перспективой работы главным тренером. В клубе планируется создать вторую команду из молодых игроков, которую должен возглавить я. В дальнейшем планируется увидеть меня в роли главного тренера «Металлурга». Не исключено, это произойдёт гораздо раньше, чем предполагается. Так что решение приму в ближайшие две недели. Считаю, что должен трудиться на благо России, за сборную которой выступал, но, если не будет шансов получить работу здесь, уеду на Украину, чтобы иметь тренерскую практику и набираться опыта.

© Voon Development Team 2000 - 2024 Contact us: info@voon.ru