- Разве Шевченко не забил пенальти?!
На лице Олега Блохина не было даже тени лукавства. Главный тренер действительно этого не видел! И переспрашивал у меня, зная только итог послематчевой «лотереи» - 3:0 в пользу своей желто-синей команды.
- В какой момент у вас возникло ощущение, что послематчевых пенальти не избежать?
- «Подозрения» приходили и раньше. Но окончательно и бесповоротно они подтвердились после финального свистка. По такой игре атаковать до последних минут - очень рискованное дело. Можно запросто напороться на контрвыпад, и все двухчасовые усилия команды окажутся напрасными. В такой ситуации верх берет рассудительность и расчет, но не азарт и желание выиграть любой ценой.
- Шовковский специально готовился к такому повороту событий? На последней тренировке в Кельне, с которой журналистов попросили удалиться через 15 минут после начала занятия, пенальти репетировали?
- В этом нет смысла, да и необходимости - никакой. Разве Шовковский с его колоссальным опытом не знает, что такое пенальти? Равных ему в этом жанре в украинском футболе нет.
- Как вы определили пятерку игроков-пенальтистов?
- В общем-то все происходило спонтанно, без каких-либо домашних заготовок. Когда дело дошло до пенальти, собрали игроков и спросили: кто может бить? Отобрали добровольцев и, как положено, вручили арбитру листок с пятью фамилиями.
- Такого еще я никогда не видел: Блохин покидает тренерскую скамейку, не дожидаясь развязки, можно сказать, судьбоносного матча! Почему вы это сделали и где находились, когда команды соревновались в 11-метровых ударах?
- Мне вполне хватило 120 минут, чтобы все внутри выгорело дотла. За тренерскую карьеру еще не испытывал такого напряжения. Иногда ловил себя на мысли, что играть все-таки легче, чем переносить все это, сидя на лавочке. Впрочем, «сидя» - это метафора: на самом деле за два часа почти не присел. Для зрителей серия послематчевых пенальти - как лакомый финал футбольного спектакля. Для тренера - тяжелейшее испытание, которого врагу не пожелаешь. Чтобы хоть как-то облегчить свою участь, ушел в раздевалку. От меня уже ничего не зависело.
- Согласны, что послематчевые пенальти - это лотерея?
- По-моему, это русская рулетка. Не знаешь, какой выстрел может оказаться фатальным.
- Когда сборная Украины выходит на поле, трибуны ждут подвига от Шевченко. Однако швейцарцам, увы, он не забил даже с пенальти...
- Вы же знаете, в какую непростую ситуацию попал Шевченко перед чемпионатом мира. Пока другие готовились к турниру, он был вынужден залечивать травму, потом восстанавливаться. Сейчас я вижу, как Андрей прибавляет от матча к матчу и вполне удовлетворен его игрой со Швейцарией. Он все равно был лидером команды - даже при том, что ушел с поля без гола.
- Какие чувства испытали после того, как Олег Гусев забил пенальти, оказавшийся последним?
- Конечно, радость, но - вперемешку с огромной усталостью. Как-то не привык детально анализировать свои чувства, когда речь идет о футболе... Думаю, мало кто верил в нашу команду. В лучшем случае к нам относились со снисхождением, которого заслуживает любой дебютант чемпионата мира. В худшем - беспощадно критиковали, как это было после дебютного матча с Испанией и даже по итогам победной встречи с Тунисом. По-моему, мы доказали скептикам, что способны играть на хорошем уровне.
- Как вам в целом игра со швейцарцами?
- Нашим футболистам потребовалось какое-то время, чтобы побороть стартовое волнение, но большую часть матча мы имели преимущество в середине поля, не давали соперникам разворачивать свои атаки. Конечно, не обошлось без ошибок, причем воспользуюсь теннисной терминологией, ошибок невынужденных, которые могли обернуться серьезными неприятностями. Мы угадали состав команды Швейцарии, прекрасно знали манеру ее поведения на поле. Самое интересное и в то же время самое сложное заключалось в том, что обе команды придерживаются одинаковой модели игры. Фактически нам пришлось вести бой с собственной тенью. В частности, нужно было нейтрализовать мобильные фланги соперников за счет повышенной активности наших линейных игроков. Это не всегда удавалось, однако в целом мы ни в чем не уступили швейцарцам. Равно как и они нам.
- Значит, между сборными Украины и Швейцарии нет разницы?
- По большому счету нет. У них по ходу матча была перекладина, у нас - тоже. Обе команды создали примерно равное количество голевых моментов, однако ни один из них не довели до ума. Повторюсь: играли две равные команды, но по суровым законам плей-офф удача могла улыбнуться только одной из них.
- Почему вы так болезненно отреагировали на вопрос, заданный на послематчевой пресс-конференции, по поводу «осторожной» игры сборной Украины?
- Без малого за три года, что руковожу сборной, меня уже такими вопросами достали! Мы выходим с первого места в отборочной группе в финальную часть чемпионата мира, а мне говорят, что сборная Украины играет «незрелищно». Здесь, в Германии, выходим в плей-офф - критикуют за «прагматизм», в жертву которому якобы сознательно принесена красота игры. «Красивый», «прагматичный», «осторожный» футбол, а когда-то был еще «искренний» - я не знаю, что это такое. Как и для любого нормального тренера, для меня важен результат, а не эпитеты, которыми обставляется матч.
- Когда перед чемпионатом мира Украина проводила контрольный матч с Италией, завершившийся нулевой ничьей, вас не посещало предчувствие, что в Германии можете снова пересечься со «Скуадрой адзуррой»? И как расцениваете свои шансы перед встречей в 1/4 финала?
- Конечно же, никаких предчувствий не было. Мы здесь так высоко забрались, что сами еще до конца не верим в случившееся. Но никакого головокружения от успеха, уверяю, я не допущу. Игра на вылет в значительной мере уравнивает шансы в любой паре соперников и на любой стадии розыгрыша. Сборная Италии - очень хорошая команда. Ее конек - грамотная, хорошо отлаженная оборона, серьезно осложняющая путь к воротам Буффона любому сопернику. Сравнивать товарищеский матч, который мы сыграли с итальянцами почти месяц назад в Швейцарии, с предстоящим свиданием в четвертьфинале бессмысленно. Итальянцы на чемпионате мира окончательно определили костяк команды, резко прибавили, включили совершенно другие скорости. У них, кстати, те же проблемы, с которыми и мы здесь столкнулись: из-за дисквалификации не сможет сыграть Матерацци, травмирован Неста.
- Формально вы были не совсем точны, когда на послематчевой пресс-конференции согласились с тем, что Блохин-игрок не поднимался на чемпионатах мира так же высоко, как теперь это удалось Блохину-тренеру. Разве в 1982 году в Испании сборная СССР не попала в восьмерку лучших команд чемпионата?
- Тогда была другая система розыгрыша, было меньше команд, и наша сборная не пробилась в плей-офф, который начинался, правда, только с полуфинала. Может, мы и становимся тренерами ради того, чтобы вернуть судьбе должок за неудовлетворенное до конца игроцкое самолюбие? По крайней мере мне это сегодня помогает.