0
November 24, 2024 02:03:57
Ru En Ua Select theme Select window style Print preview
0
Станислав Черчесов: «В работу Федотова вмешиваться не буду» - Face 2 Face Betting
June 28 2006

Станислав Черчесов: «В работу Федотова вмешиваться не буду»

Интервью специальному корреспонденту «СЭ» дал спортивный директор «Спартака», работающий с командой на сборе в Австрии.

Подробно рассказывать о своей работе на недавно занятом посту Черчесов склонен не был. На тренировках он внимательнейшим образом следит за всем происходящим, иногда выходит на поле сам, время от времени беседует с Владимиром Федотовым. И каждый раз, когда эти двое оказываются рядом, своей отрешенностью от всего вокруг они очень напоминают полководцев накануне решающей битвы. После одного из таких «военных советов» я и подошла к Черчесову.


- Федотов сказал мне, что рад взаимопониманию, которое у вас с ним установилось, но добавил: Черчесову нужно время, чтобы заново освоиться в российском футболе, вникнуть в происходящее. А что можете сами сказать о новой работе? Что входит в круг ваших обязанностей?

- Пока просто помогаю главному тренеру - все-таки в команде 26 футболистов. Наблюдаю за тем, как идет работа. Бывают моменты, когда позволяю себе вмешаться. Но это касается не тренерской работы - у Федотова есть квалифицированные помощники, - а обстановки в команде в целом. Дисциплины, каких-то иных вещей, которые, если вовремя не обратить на них внимание, могут негативно сказаться на дальнейших результатах. Не буду конкретизировать - в этом случае придется называть имена, а я этого не хочу. Да и вообще, учитывая, что я всего месяц в «Спартаке», мою работу можно охарактеризовать словом «присматриваюсь». Я ведь большую часть своей спортивной жизни провел все-таки за границей. В Дрездене и Инсбруке. Не могу сказать, что клубы, в которых довелось играть, -великие, но с традициями. В «Тироле», скажем, у нас не было большого бюджета, но деньги, что имел клуб, всегда вкладывались правильно. Это заслуга не только тренера, но и менеджеров.

- В вашу бытность в «Тироле» вы как-то сказали, что в плане дальнейшей карьеры вас привлекает только роль главного тренера. Почему же тогда согласились в «Спартаке» на другое амплуа?

- Потому что «Спартак» - мой родной клуб.

- И вы в нем готовы работать на любых ролях?

- Ну, положим, быть спортивным директором в клубе, где я вырос, где сделал карьеру - не «любая» роль.

- Чем она вас заинтересовала?

- Новые амбиции, новые цели. Время покажет, интересна мне эта работа или нет. На данный момент она мне нравится. Только вернувшись в российский футбол, уже заметил немало нового, появилось много хороших команд, классных игроков. Это объяснимо: большие деньги, привлекающие хороших легионеров. Не случайно же ЦСКА выиграл Кубок УЕФА. Правда, набор классных футболистов - еще не команда. Ее надо создавать, а это процесс довольно длительный.

- В свое время вы закончили за рубежом школу тренеров. Западная система подготовки сильно отличается от российской?

- Не могу сказать: не знаю, что и как преподают в этом отношении в России. Но думаю, что основа везде одна: «квадраты», игра в одно касание, работа на координацию... Другое дело - как все это совместить. И вот тут уже каждый тренер поступает так, как считает нужным.

- В Голландии, которая по известным причинам стала нам сейчас значительно ближе, и клубы, и сборная играют по системе 4-3-3, причем постоянно подчеркивается: именно такая система сегодня наиболее прогрессивна. Вы с этим согласны?

- Какая система наиболее прогрессивна, покажет решающая часть чемпионата мира. Мне, например, наиболее симпатична сборная Аргентины - ее игроки знают, чего они хотят. Как и немцы. Несмотря на молодость, германская команда играет в футбол, который хорош по всем статьям. Быстро переходит в атаку. Два-три касания - и мяч уже в чужой штрафной. На этот раз, кстати, немцы набрали форму заметно быстрее, чем на прошлом чемпионате. Это меня даже тревожит. Бразильцам, например, пока хватает третьей скорости, чтобы решить поставленные задачи. Немцы же порой играют на пятой, как было в матче с поляками. А чемпионат мира, помимо всего прочего, умение грамотно рассчитывать и распределять силы.

Голландцы же играют так, как идут часы. Это неудивительно, поскольку футболисты с детства воспитываются в едином стиле. Но ведь иногда бывает, что знания говорят одно, а работать надо с теми исполнителями, какие есть в наличии. «Спартак», например, в настоящее время играет в три защитника, поскольку Федотов считает, что у нас много хороших полузащитников. И он прав.

- Российская сборная не попала на чемпионат мира. Означает ли это, что наши тренеры на данный момент сильно уступают западным коллегам в том, что касается процесса подготовки?

- Думаю, причина кроется не столько в тренировочном процессе, сколько в психологии. Психологии тренировок в том числе. Нужно не форсировать результат - это всегда сковывает людей, - а спокойно исполнять свою работу.

- Хотите сказать, что неумение отдавать точные пасы, играть в одно касание, бить штрафные, наконец, - вопрос психологии?

- И психологии в том числе. Например, Федотов, если вы заметили, требует от игроков именно игры в одно касание. Даже на тренировках.

- Понимаю, что вопрос не очень корректен, но не кажется ли вам более логичным, когда клубы доверяют специалистам помоложе? С возрастом, согласитесь, у большинства тренеров появляется страх риска.

- Что значит риск? Принимать решения? Отвечать за них? Если тренер это умеет, неважно, сколько ему лет - 40 или 70.

- Как относитесь к назначению главным тренером сборной России Гуса Хиддинка?

- Он хороший тренер. Доказывал это и в Корее, и в ПСВ, и в «Реале». Подтвердил это и работой со сборной Австралии. Убежден, что и в российском футболе Хиддинк добьется чего-то нового.

- Многие тем не менее предрекают возможность саботажа со стороны клубных российских тренеров. Ведь далеко не все испытывают восторг по поводу приглашения в сборную иностранца.

- Это - вопрос федерации. Не вижу никакого смысла вставлять Хиддинку палки в колеса.

- Но ведь прецеденты случались?

- Было дело. Сам играл в сборной, помню. Но я всегда с удовольствием приезжал в национальную команду. И нынешнее поколение тоже должно это делать. Как можно не отпускать игроков в сборную? Каждый тренер прекрасно понимает, что завтра на месте Хиддинка может оказаться другой. В том числе он сам. Хотя ревность такое чувство, которое не запретишь. Особенно когда смотришь на чужую работу со стороны.

- А у вас нет ревности к ровесникам, которые уже сейчас возглавляют национальные команды? К Юргену Клинсманну, Марко ван Бастену?

- Каждому свое. На данный момент мне нравится моя работа.

© Voon Development Team 2000 - 2024 Contact us: info@voon.ru