В начале 90-х годов итальянское футбольное первенство считалось самым сильным на планете: окунуться в его атмосферу было мечтой любого игрока из Восточной Европы. Атакующий полузащитник московского «Спартака» и сборной России Игорь ШАЛИМОВ был по достоинству оценён итальянскими скаутами: на Апеннинах он провёл более шести сезонов, выступая за «Интер», «Фоджу», «Удинезе», «Болонью» и «Наполи».
В национальной сборной Игорь успел отыграть 47 матчей, забить 5 голов и принять участие в двух чемпионатах Европы и первенстве мира. Ныне 37-летний Шалимов на тренерской работе. Чтобы узнать, чем именно он занимается в настоящий момент, а также подвести итоги чемпионата мира в Германии, с ним связался корреспондент «Версии».
— В финале первенства мира могли оказаться и другие сборные — Бразилия и Германия, но участие в решающем матче Италии и Франции свидетельствует о том, что оборона превалирует над атакой. Если раньше добивались успеха команды, действовавшие в атакующей манере, в составе которых присутствовали футболисты, умевшие в одиночку решить исход любого поединка, будучи яркой индивидуальностью, то сегодня мы пришли к тому, что выигрывает тот, кто в первую очередь не пропускает голов. У финалистов прекрасно была организована оборона, что позволяло им выглядеть убедительнее на фоне конкурентов. Например, французы выбили из плей-офф бразильцев, которые до этого на чемпионате выглядели очень прилично, продемонстрировав атакующий футбол. Заметьте, что итальянцы до финала пропустили всего один мяч, который они к тому же забили сами себе, а Франция — на один больше.
— Каким образом, по-вашему, повлиял на сборную Италии громкий скандал в национальном чемпионате?
— У меня есть два варианта ответа. Они могли не обращать на шумиху внимания, хотя во время подготовительного периода футболисты не могли чувствовать себя совсем спокойно. Второй вариант — разразившийся конфликт, наоборот, сплотил игроков. Прекрасно зная футболистов сборной Италии, а они все личности с характером, предпочту именно эту версию: неприятности добавили игрокам спортивной злости.
— Французы неуверенно начали чемпионат мира, но постепенно разыгрались. Можно ли так умело темнить, а затем неожиданно выстрелить? Или успех команды Раймона Доменека имеет иные корни?
— На групповом этапе для любой команды главная задача — пробиться в число участников плей-офф, затратив при этом как можно меньше сил, а каким способом, не важно. Пусть французы не могли выиграть в двух первых матчах, но итальянцы в 1982 году тоже еле-еле вышли из группы, затем выиграв чемпионат мира. Подобная ситуация сложилась и со сборной СССР на первенстве Европы в 1988 году, когда наша команда, руководимая Валерием Лобановским, одержала на старте соревнований в какой-то степени случайную, не совсем закономерную победу над голландцами, затем продемонстрировала блёклую игру с ирландцами, но в итоге заняла второе место. Скорее всего это связано со спецификой подготовки сборных, претендующих на титул, которые не могут сразу действовать в полную силу. Те же бразильцы в матче с хорватами играли не так, как от них ожидали, понимая, что для завоевания Кубка мира надо провести семь матчей в течение месяца. Это у аутсайдеров всего три игры, где они должны выложиться полностью.
— Кого вы ещё относили к числу фаворитов мундиаля и насколько они оправдали ваши ожидания?
— Как и многие, ставил на Бразилию и Италию. Южноамериканцев я считал явными фаворитами, хотя предполагал, что они будут выглядеть ярче. Считал, что одолеть бразильцев сможет коллектив, располагающий очень сильной обороной, умело конструирующий контратаки. Как раз к таковым относится «Скуадра Адзурра». К слову, французы по манере игры чем-то оказались похожи на Италию, выбив Бразилию из турнира.
— Многие специалисты перед чемпионатом мира предполагали, что он вряд ли внесёт в футбол новые черты, ведь уже всё придумано. Турнир оправдал эти прогнозы?
— Возможно, это не радует болельщиков, но один игрок уже не в состоянии решить вопросы о победителе, как было ещё 10—15 лет назад. Выигрывает команда, хорошо подготовленная физически и тактически, пляшущая от обороны. Те же итальянцы продемонстрировали, что важна не только стройность центра защиты, но и подвижные фланги, откуда крайние защитники способны на протяжении всего матча подключениями вперёд усиливать давление на оборону соперника.
— Открыл ли турнир в Германии новых звёзд?
— Никого не запомнил. Сильнейшие футболисты чемпионата мира выступают в сборных Франции и Италии — это Зидан и Каннаваро. Появление в числе лучших игроков защитника закономерно: оно подтверждает тенденцию развития футбола, о которой я уже говорил.
— Мнения о выступлении сборной Украины на чемпионате мира разнятся. Франц Беккенбауэр заявил, что команда Олега Блохина почти ничего не показала, а кто-то нашёл в её игре много положительных моментов. Какова ваша точка зрения о выступлении украинцев?
— Не могу сказать, что эта команда отыграла великолепно. Во многом ей повезло с жеребьёвкой, ведь в группе с Украиной были не такие сильные соперники. Испания в том числе, ведь она вылетела на стадии 1/8 финала.
А затем удача сопутствовала подопечным Блохина с первым оппонентом по плей-офф — швейцарцами. Украинцы добились максимума, и четвертьфинал для них — огромный успех, тем более что игру все забудут, а результат останется. Попади в такую группу сборная России, далее встретившись со Швейцарией, она могла бы повторить достижение Украины.
— Крупные турниры открывают команды-сюрпризы, но на сей раз таковых почти не оказалось, ведь в восьмёрке лучших кроме украинцев оказались ведущие сборные мира. На ваш взгляд, это хорошо или плохо?
— Если честно, я ожидал неожиданностей от одной из африканских сборных, но этого не случилось. Команды с Чёрного континента всегда отличались техникой, выносливостью, пластичностью игроков, но им не хватало тренерской руки, способной умело распорядиться добротными кадрами. Этот тезис подтвердился на деле. Получается так, что организация стоит выше импровизации.
— Возвращаясь к близким сборной России проблемам, хотелось бы узнать, у нас в стране изменилось что-нибудь к лучшему, ведь ранее вы нередко выступали с критикой в адрес футбольного отечественного хозяйства?
— Изменилось, у нас появился новый президент РФС, а также стали активно строиться поля. Этот момент способствует развитию массового футбола. Какие-то действия происходят, но хотелось бы видеть результаты, сдвиги в детском футболе. Огромная проблема в России — подготовка кадров. В то же время понятно, что нужно думать и о первой сборной. Решение пригласить голландца Гуса Хиддинка правильное. Этот специалист, работавший в Корее, где приходилось прибегать к помощи переводчиков, и Австралии, добился с ними прекрасного результата.
— Продолжая тему иностранных тренеров, приглашение Хиддинка и Дика Адвоката в «Зенит» — шаг вперёд для России или топтание на месте, ведь отечественным специалистам по-прежнему мало доверяют?
— Топтание на месте заключается в том, что после Невио Скалы и Артура Жорже не осталось никого, кто бы смог продолжить их дело. Кроме того, наши руководители считают, что у молодых тренеров мало опыта, его нужно набираться в первой, второй лигах, поковыряться там. Но нам не надо ковыряться, потому что, если есть силы и желание работать, то можно показывать результат сразу в больших клубах. В Германии и Италии никто не боится доверять серьёзные клубы тем, кто только что закончил карьеру футболиста. Если уж назначать иностранца, то давайте к нему в штаб определять молодого отечественного тренера.
— Вы участвовали на чемпионатах мира и Европы. Ваш бывший партнёр по сборной России Александр Мостовой говорил, что для него эти турниры запомнились скандалами, а для вас?
— У меня в сборной не очень получалось на этих турнирах, преследовали травмы. Если игрокам запоминаются скандалы, то это вопрос к руководству, а не к футболистам. Они приезжают играть, а не конфликтовать. Руководители должны быть мудрее, чтобы не доводить дело до скандалов.
— Конфликты в сборной России стали закономерностью на крупных турнирах. Каким образом изменить ситуацию?
— В высшем руководстве должно быть больше футбольных людей, которые понимают, что необходимо создавать для достижения высоких результатов адекватные условия. К сожалению, у нас присутствует недопонимание некоторых моментов. Предпосылки к исправлению ситуации есть, но выиграть в скором времени чемпионат мира — это фантастика. Пока же надо сосредоточиться на решении множества проблем в хозяйстве и решать задачу попадания на первенство Европы.
— Вы как-то упоминали о том, что часто бываете в Италии, где изучаете изнутри организацию дел в «Интере» и «Роме». Насколько часто вы посещаете Апеннины сейчас и возможно ли применить тамошний опыт в России?
— Обычно в Италии бываю три-четыре раза в год. Осенью отправлюсь снова. Применить итальянский опыт в России возможно. Ещё раз подчеркну, нужны компетентные кадры. А то у нас случается так, что человеку, приходящему на руководящую должность, через три дня уже никто не нужен, потому что он якобы уже всё знает.
Идеальным вариантом выглядит диалог футбольных людей с теми, кто собирается вкладывать в эту игру деньги. Когда каждый будет заниматься своим делом, а не станет проявлять только свои амбиции, всё может закончиться хорошо.
— После работы в «Уралане» вы надолго выпали из обоймы активных наставников. Охладели к тренерскому ремеслу?
— Нахожусь в ожидании предложений, не важно, появится ли оно от клуба первой или второй лиги, детской школы. С удовольствием поработаю. В данное время у меня есть варианты, но они меня не устраивают.