Российская сборная по футболу не смогла пробиться на Чемпионат мира — 2006 в Германии. Однако судейская бригада под руководством Валентина Иванова участвовала в мундиале. Наши арбитры работали на трех матчах, заслужив уважение коллег и недовольство многих болельщиков. О судействе в мировом футболе и сложностях матча между сборными Португалии и Нидерландов корреспонденту Балтийского информационного агентства (БИА) рассказал помощник главного судьи российской бригады, заместитель генерального директора МРО ФФ «Северо-Запад», начальник отдела по проведению соревнований Федерации футбола Санкт-Петербурга Николай Голубев.
- Николай Борисович, расскажите, пожалуйста, по какому принципу отбирали арбитров на Чемпионат мира — 2006?
- Изначально ФИФА в январе прошлого года отобрала 44 кандидата в главные судьи на Чемпионат мира, исходя из качества их судейства на различных турнирах. Каждого из них спросили, с кем из помощников судей они бы хотели работать на мундиале. Каждый назвал по три фамилии, и на протяжении полутора лет ФИФА следила за работой всех кандидатов, анализировались их оценки. Затем прошел отдельный сбор для главных арбитров в марте, и для их помощников — в апреле. По итогам мартовского сбора было отобрано 23 главных судьи на Чемпионат мира и 7 резервных, и их помощники были приглашены на апрельский семинар. Из трех помощников, названных каждым судьей, было отобрано 2. Учитывалось множество критериев: главные судьи сдавали тест по физподготовке, английскому языку, по правилам игры, психологической подготовке. Помощники сдавали те же тесты, и также было много заданий на определение положения «вне игры» — как на поле, так и по видеозаписи. Было отобрано 30 главных судей, но, поскольку ФИФА исповедует бригадный принцип, то если два помощника на сборах не проходили тесты, с Чемпионата снимался и главный судья. Произошло так, что не сдали тесты помощники испанского судьи Мехуто Гонсалеса и греческого Кироса Вассараса. И уже перед самым Чемпионатом получил травму арбитр из Ямайки, Питер Прендергаст, и его бригада тоже уехала. Еще был отозван итальянской Федерацией Массимо Де Сантис из-за скандала в итальянской серии А. Поэтому в итоге осталось 21 основная бригада и 5 резервных.
- В каких условиях жили арбитры мундиаля?
- Мы прибыли за две недели до начала, размещались в гостинице, в пригороде Франкфурта. Хорошая гостиница с большим конференц-залом, где проводились занятия, бассейн, тренажерный зал, сауна. В 15 минутах езды стадион. Каждый день была серьезная программа. Подготовка шла как теоретическая, так и физическая, и психологическая. Специально работали два психолога-испанца, один из них — бывший арбитр достаточно высокого уровня. Были и общие занятия, где он рассказывал, как надо настраивать себя перед матчем, как относиться к тому, что ты судишь. И что-то вроде расслабляющего гипноза. Это должно было помочь нам.
- Помогло?
- По крайней мере, не помешало. Были и индивидуальные беседы до начала Чемпионата с каждой бригадой. И после игр, какой бы матч не был, психолог всех подбадривал. То есть старались следить за нашим психологическим здоровьем. Может только, менталитет разный, поскольку, когда вызвал достаточно большой общественный резонанс матч Голландия — Португалия, который судила наша бригада, все подходили, обнимали, пытались успокоить. Иногда от этого только хуже становилось. Мы этот матч отсудили нормально, и если футболисты вели себя на поле таким образом, мы в этом не виноваты. Зачем нас утешать, если мы ничего плохого не сделали.
- Арбитром, как правило, недовольны не одни, так другие болельщики.
- Наверное, это издержки работы. Если человек идет в эту профессию, то он должен быть к такому готов, это нормально. Зрители идут смотреть на футболистов, на звезд, на их действия на футбольном поле. Вполне естественно, что болельщики проигравшей команды будут освистывать судей. За судей не должны болеть, это ненормально.
- Глава ФИФА Йозеф Блаттер принес Валентину Иванову извинения за резкую критику работы на его последнем матче?
- Возможно, он и звонил Валентину Валентиновичу в последние дни с извинениями, но, скорее всего, что все-таки нет. Если бы он обратился в Коллегию футбольных арбитров России, думаю, я знал бы об этом. Я читал в прессе, что он не смог до отъезда пообщаться с Валентином Ивановым — видимо, мы были слишком законспирированы, и он не мог нас найти.
- Насколько сложным был матч между сборными Португалии и Голландии?
- Игра была сложной из-за особого настроя команд по отношению друг к другу, который иногда отклонялся от принципов fair play. Футболисты вышли не только играть в футбол, но и добиться победы всеми возможными способами, в том числе, и различными приемами и симуляциями. Главное для нас в этом матче было не допустить грубых технических ошибок, например, не пропустить пенальти или не назначить неверный одиннадцатиметровый, или не пропустить офсайд, с которого могли забить гол. И на фоне этого, понимая значимость матча, в то же время нужно было предотвратить возможные конфликты между игроками. Частично этого удалось добиться с помощью желтых и красных карточек, частично, видимо, все же нет. Но я не думаю, что другая судейская бригада могла бы с этим более успешно справиться.
- Многие склонны считать, что основной ошибкой стало то, что игроку, ударившему Криштиану Рональду в бедро, не была показана карточка — ни желтая, ни красная.
- Можно строить много версий о том, «что было бы, если бы». Но футбол, как и история, не терпит сослагательного наклонения. На поле этот момент не смотрелся так страшно, как он выглядит на телевизионном экране, да еще в стоп-кадре. С той позиции, в которой находились арбитры, это абсолютно не «тянуло» на красную карточку, к тому же после этого эпизода Рональду продолжил матч, хуже с ногой ему стало уже потом. Видимо, ему просто неудачно задели шипом болевую точку. Ведь в следующем матче он играл, и ничего серьезного у него не было. Можно предположить, что если бы была показана красная карточка, дальше бы было поспокойнее. Но можно и обратный вывод сделать: голландцы могли наоборот «завестись», поскольку на седьмой минуте удалили их игрока, судья якобы сломал игру и поставил команды в неравные условия. Все могло быть по-другому. С другой стороны, следующая желтая карточка была показана через 30 минут после этого эпизода, поэтому настолько прямой связи я в этом момент не усматриваю.
- Насколько было вероятным участие российской бригады в финале Чемпионата мира?
- Каждая из 21 бригад рассчитывала на это, поскольку были отобраны сильнейшие арбитры со всего мира. Учитывая игры, которые судил Валентин Иванов в своей карьере, то, насколько ему доверяет комитет ФИФА, его большой опыт, наверное, шанс был. Нельзя сказать, что какая-то бригада рассматривалась в качестве фаворита на финальный матч. Никто не мог предположить, что все четыре решающих матча — два полуфинала, финал и матч за третье место — не будет судить ни одна европейская бригада, такое даже невозможно было себе представить.
- Как бы Вы оценили работу наших арбитров в Германии?
- Не знаю, может ли один из помощников брать на себя смелость оценивать действия всей судейской бригады, но по пятибалльной шкале я бы оценил на «5».
- Как часто российских судей приглашают на матчи мировых первенств?
- Если рассматривать историю непосредственно российского футбола, то наши представители участвовали в трех из четырех Чемпионатов. Это достаточно неплохой результат, по крайней мере, он лучше, чем у национальной сборной, которая играла только в 1994 и 2002 годах. То есть судьи ведут 3:2. В советской истории наши судьи также регулярно участвовали.
- Какие рекомендации дала ФИФА судьям перед началом мундиаля?
- Было заострено внимание на отдельных аспектах правил, которые не были новыми. Когда к нам приезжал президент ФИФА Блаттер, он попросил беречь хороших игроков, а также строго наказывать футболистов за удары локтем в борьбе.
- Успевает ли помощник судьи наблюдать за игрой в целом?
- За игрой как таковой следить не удается, причем от этого помощников арбитров отучают еще на достаточно низком уровне. Существует достаточно своих обязанностей, и если ты будешь смотреть туда, где мяч, где атака, то пропустишь момент за спиной судьи, когда будет необходима твоя помощь, а ты что-то не увидишь или не успеешь быстро переключиться, занять нужную позицию и в результате ошибешься в принятии своего решения.
- За кого болели в финале?
- Немного симпатизировал итальянцам.
- На ваш взгляд, их победа стала заслуженной, или Италии, скорее, повезло?
- Любой результат в определенной степени закономерен. Да, Франция больше владела мячом, и моментов создавала больше. Но итальянцы знали, чего хотели, и в полуфинале неплохо сыграли, особенно концовку, до этого обыграли сильные команды. Я думаю, что они заслужили эту победу. К тому же предыдущий свой финал они проиграли по пенальти, этот выиграли. Футбол в целом справедлив.
- Прав ли был судья в эпизоде с удалением Зинедина Зидана, показав красную карточку за момент, которого сам он не видел?
- Да, главный арбитр вправе принять информацию от любого из помощников или резервного арбитра в том случае, если он не видел какой-то момент, и на основе этой информации он обязан принять решение. За удар, который нанес Зидан, правилами однозначно предусмотрена красная карточка. Чтобы вынести наказание другому игроку — Матерацци, который спровоцировал Зидана, — нужно было слышать, что именно он говорит. На основании одних догадок этого сделать нельзя. Возможно, он просто сказал: «Господин Зидан, вы великий игрок». Если Матерацци действительно говорил что-то оскорбительное, он заслужил бы удаление, но для этого судьям необходимо было находиться очень близко. Поэтому действия арбитров в этом эпизоде однозначно трактуются как верные.
- Какие технические новинки впервые использовались судьями на Чемпионате мира — 2006?
- Флажки с бип-сигналами введены достаточно давно, а в этом году на Чемпионате введена коммуникационная система связи между арбитрами, когда у каждого из них есть микрофон и наушник, и ты можешь слышать, что говорят другие члены бригады. Это удобно, за этой системой будущее, правда, требуется некоторое ее техническое усовершенствование, поскольку в шуме трибун не всегда отчетливо слышно, что говорится.
- Не планируется ли оснастить такими системами связи арбитров российского Чемпионата?
- Глава Коллегии футбольных арбитров России собирался обратиться к премьер-лиге с этим предложением, но это довольно дорогостоящее оборудование, одно устройство стоит порядка 10 тысяч долларов. Неизвестно, будут ли выделены такие средства, ведь устройств потребуется как минимум восемь, даже если бригады будут передавать комплекты друг другу.
- Как вы относитесь к возможному введению просмотра видеоповторов в работе арбитров?
- Отрицательно. Это изменит футбол как игру, это будет неудобно и для зрителей, и для футболистов. Ведь неясно, в какие моменты нужно смотреть повторы, в какие — нет. Мы обсуждали эту тему с Валентином Ивановым. Он часто смотрит американский футбол, так там судья имеет право использовать видеоповтор определенное количество раз за матч, кажется, по два для каждой команды. При этом очень тяжело отобрать те эпизоды, которые заслуживают того, чтобы смотреть их на повторе, потому что некоторые моменты на поле выглядят совершенно однозначными, а в записи впечатление складывается совершенно иное. Возможно, будет доработана система с чипом внутри мяча для определения взятия ворот. В прошлом году эту новинку пробовали, но она давала сбои: любое пересечение мяча линии ворот, причем на любой высоте, фиксировалось как гол, хотя мяч мог пролететь выше перекладины. Это очень отвлекало судью, и от этого пока отказались.
- Обосновано ли планируемое введение дисквалификации после третьей желтой карточки на мировых первенствах?
- Наверное, это правильно, потому что в решающих матчах должны выходить сильнейшие игроки. Это на пользу футболу. Мне лично кажется, что это полезное нововведение, ведь если игрок получит хотя бы одну карточку, он уже будет играть аккуратнее, значит, цель этого предупреждения достигнута. Два предупреждения в одном турнире — это не столь серьезный предлог, чтобы отлучать футболиста от игры.
- У Вас остались какие-то сувениры в память о Чемпионате?
- На официальном ужине перед началом Чемпионата нам подарили памятные монеты, специально выпущенные к мундиалю, и судейские часы с секундомером и таймером. Часть арбитров судила в своих прежних часах, часть — в новых. И перед отъездом нам вручили памятную медаль Чемпионата мира.
- А что за медали получила судейская бригада, обслуживавшая финальный матч?
- Мы сами с коллегами удивились, по-моему, раньше не было такого, чтобы медали получали и судьи. Обычно вручаются сувениры с гравировкой. Наверное, на этот раз арбитры получили такие же медали, как и у футболистов.
- Что Вам запомнилось больше всего на Чемпионате?
- Матч Португалия — Голландия. Впечатление от Чемпионата всегда будет восприниматься мной через призму этой игры, при этом оно будет хорошим. Мы сделали все, что от нас зависело, поэтому у меня нет повода быть недовольным.