0
December 26, 2024 17:50:17
Ru En Ua Select theme Select window style Print preview
0
Юрий Заварзин: «Под Юрием Семиным кресло не качается….» - Face 2 Face Betting
July 27 2006

Юрий Заварзин: «Под Юрием Семиным кресло не качается….»

Юрий Владимирович уточнил по телефону: «О чем разговаривать будем?». Как будто есть варианты! Московское «Динамо» лихорадит который сезон кряду, ни пожарная смена тренеров, ни мощный десант из именитых легионеров, ни обильные денежные вливания нового владельца клуба желанного результата пока не принесли. О том, какое будущее, по мнению генерального директора «Динамо», ждет команду, мы и беседовали в его рабочем кабинете.

ОСТАНЕТСЯ ЛИ ФЕДОРЫЧЕВ В «ДИНАМО»?


– На днях, еще до игры с «Москвой», звонил на мобильный Сергею Овчинникову, хотел договориться об интервью. Вместо Босса услышал в трубке сообщение, мол, абонент недоступен, номер временно заблокирован. Ну, думаю, совсем дела в «Динамо» плохи, раз у футболистов даже на телефон денег не осталось.

– Все не столь трагично, как вы живописали. Прежняя двухмесячная задержка погашена, июньская зарплата вместо 20 июля перечислена на карточки 25-го. Словом, не переживайте очень уж сильно: у игроков есть деньги и на связь, и на бензин. В метро никто пока не ездит. Надеюсь, до конца года сбоев с выплатами больше не будет.

– А из-за чего возникла проблема? Федорычеву надоело выбрасывать миллионы на ветер?

– Что значит «выбрасывать»? Алексей Михайлович выполняет взятые обязательства, но ведь футбольный клуб – коммерческая структура, которая сама должна что-то зарабатывать. Нельзя же постоянно жить на подачках, брать с протянутой руки. Это дорога в никуда. У «Динамо» за спиной нет богатого губернатора, нефтяной скважины, газовой трубы или всероссийской железной дороги – источника, из которого постоянно капало бы в клубный бюджет. Основное бремя финансовой нагрузки лежит на плечах владельца «Динамо», но он не может превращаться в дойную корову.

– Поэтому и пошли разговоры о скорой перепродаже клуба компании «Нафта Москва»?

– Лучше с такими вопросами обращаться к держателю контрольного пакета акций. Я всего лишь менеджер, не более.

– Неужели подобное решение приняли бы, не посоветовавшись с вами, Юрий Владимирович?

– Официально могу заявить: господин Федорычев переговоров с «Нафтой» не вел и с ее руководством не встречался.

– А с кем вел?

– Насколько знаю, во время последнего приезда в Москву у Алексея Михайловича вообще не было контактов по теме, которую вы обозначили. Речь о продаже акций не шла.

– Но ведь очевидно, что человек охладел к команде.

– Да? А мне так не кажется.

– Верите в любовь на расстоянии? С апреля Федорычев посмотрел лишь одну игру «Динамо». В отличие, скажем, от Абрамовича, не пропускающего матчей ставшего ему родным «Челси».

– Зачем сравнивать? Роман Аркадьевич все-таки в Лондон летает, а не в Москву… На мой взгляд, Алексей Михайлович – личность уникальная, много сделавшая для российского футбола. Больше него в столичное «Динамо» никто не вложил. По крайней мере за последние лет десять. Была предпринята серьезная попытка создать самоокупаемый клуб. Пока не получилось.

– Почему?

– Надо понимать разницу между спонсором и меценатом. Второй занимается благотворительностью, безвозмездно жертвует деньги, оказывает бескорыстную помощь. Но в нашей стране институт меценатства не развит, до сих пор не создана законодательная база, дающая людям какие-то дополнительные льготы, налоговые послабления. Нет условий – нет и меценатства. Никто не станет сегодня сорить миллионами, люди научились считать заработанное и хотят знать, кому они дают деньги и на какие цели. Спонсор – это фактически партнер, намеревающийся получить отдачу от вложенных средств. Федорычев за два с лишним года потратил на «Динамо» более ста двадцати миллионов долларов, а что имеет взамен?

– Ходили упорные слухи, будто не по доброй воле Алексей Михайлович расщедрился. Дескать, ему объяснили: хочешь обзавестись бизнесом в России – бери в нагрузку «Динамо».

– Полная ерунда! Решение принималось абсолютно сознательно и без всякого принуждения. Федорычев – весьма состоятельный человек, имеющий обширные бизнес-программы в Европе и ничем подобным здесь не занимающийся. Если бы даже возникло желание прийти на наш рынок, для этого совершенно ни к чему было взваливать на себя такую ношу, как футбольный клуб.

– И о претензиях к главному акционеру со стороны МВД вы ничего не слышали?

– Во-первых, у Алексея Михайловича прекрасные личные отношения с руководством названного вами ведомства, во-вторых, прошли, к счастью, времена, когда платили за «боюсь». Сегодня не откупаются из страха. Повторю, в «Динамо» все делалось и делается добровольно. В клуб пришел опытный финансист, умеющий хорошо считать и видеть перспективу. Вот и все. Впрочем, не хотел бы выступать в качестве чьего бы то ни было адвоката. Вы же ко мне на интервью приехали, а не к Федорычеву, правда?

– До вас тоже доберемся, Юрий Владимирович. Когда без малого четыре года назад вы возглавили «Динамо», то говорили о строительстве новой базы, детской школы, реконструкции стадиона. Насколько понимаю, все эти проекты сегодня заморожены?

– Да, есть некоторое недопонимание между руководством Центрального совета общества и главным акционером футбольного клуба. Не решено, кто будет дальше финансировать программы и на каких условиях. Пока этим занимался Алексей Михайлович.

– И долго ждать окончательного ответа?

– Полагаю, речь идет о нескольких днях.

– Значит, уход господина Федорычева не исключен?

– Давайте не будем гадать. Подождем. Я не вправе рассуждать о том, что не относится к моей компетенции.

– Но вы вольны выразить отношение к возможной смене власти в клубе.

– Перемены всегда связаны с риском. Новым людям необходимо время, чтобы вникнуть в ситуацию, разобраться в ней… С другой стороны, нынешнее состояние дел тоже не назовешь хорошим. Особенно если вести речь о команде. Сами видите, какое место занимает «Динамо» в турнирной таблице чемпионата…

МЕНЯТЬ ТРЕНЕРА СЕЙЧАС СМЫСЛА НЕТ


– Замах на рубль, удар на копейку.

– Перед началом сезона мы не раздавали громких обещаний, не грозились взять золотые медали или выиграть Лигу чемпионов. Все понимают: команда строится не один год. Реально надо было бы говорить о попадании в десятку по итогам первенства, но это не уровень амбиций для «Динамо», для тренеров и игроков. Такую задачу даже ставить стыдно. Призовая тройка – минимум, о котором стоит рассуждать. Однако старт сезона команде не удался, и, хотя футболисты по-прежнему настраиваются на каждый матч, рассчитывая заработать три очка, нужно быть реалистами: пока дела идут не так, как планировалось. Может, и везения не хватает.

– Или профессионализма?

– С себя вины не снимаю, но все же за результат необходимо спрашивать с главного тренера. Он определяет тактику и стратегию игры, в его обязанности входит максимально полно использовать потенциал футболистов.

– То есть крайний – Семин?

– Не говорил этого, наоборот, Юрий Павлович прежней работой доказал, что ему по силам выигрывать золотые медали национального чемпионата и успешно выступать в Лиге чемпионов. Мы ждем побед с «Динамо», а пока готовы всячески помогать тренеру в его стремлении поскорее вытащить команду из ямы, в которой она оказалась.

– Выходит, позиции Юрия Павловича по-прежнему крепки?

– По крайней мере кресло под ним не качается. Какой смысл менять коней на перепутье?

– И это говорит человек, при котором в «Динамо» тренеры не засиживаются?

– Возможно, частые замены наставников были ошибкой. Стоило дать людям поработать, проявить себя. Все-таки успех приносит постоянство.

– Вспомним всех поименно?

– Прокопенко, Гжебик, Бондаренко, Романцев, Кобелев, Вортманн…

– Тренеры приходили и уходили, а гендиректор, что характерно, оставался.

– У меня контракт на три года, но дело не в этом. Человек должен сам давать себе оценку. Повторю еще раз: сознаю ответственность за положение дел в «Динамо», доля моей вины в происходящем с командой, безусловно, есть. С другой стороны, я не вмешиваюсь в тренировочный процесс, доверяя опыту тех людей, которым по рангу положено этим заниматься.

ПОРТУГАЛЬЦЫ ПРИЕХАЛИ ЗА ДЛИННЫМ РУБЛЕМ


– А что может тренер, если обстановка в клубе неблагоприятная? Зарплату задерживают, базу не строят… Вот и бузят игроки. Взять хотя бы тех же португальцев.

– Не нужно все валить в одну кучу. У португальских футболистов приличные условия на родине появились только после Евро-2004, а прежде они даже близко не имели того, что есть у нас. Который сезон мы пользуемся олимпийской базой в Новогорске, где все прекрасно, никто не жалуется.

– Да? Не знаю, на чем сейчас спит Юрий Семин, но два года назад Олег Романцев крутился на матрасе, продавленном еще Валерием Лобановским.

– Может, Олег Иванович отдавал дань традиции. Мы все кровати давно заменили, обновили остальную мебель. Но главное – на базе отличные футбольные поля. Тренируйся, играй! Далеко не все клубы премьер-лиги могут похвастаться тем, чем располагает «Динамо». Про португальцев же прямо скажу: они ехали в Москву за длинным рублем. Тут даже лукавить нечего. Во-вторых, они поверили слову Федорычева. Ну и, в-третьих, не последнюю роль сыграло, что «Динамо» – команда с богатой историей и традициями, известная в Европе и мире.

– Поэтому Манише, сойдя с трапа самолета, заявил: мол, понятия не имею, кто такой Лев Яшин.

– А вы уверены, будто наша молодежь слышала об Эйсебио? Не надо цепляться к словам.

– Как не реагировать, если они льются мощным потоком? Манише Россию без любви покинул, Коштинья общего языка с тренером не нашел и уехал расплевавшись.

– Вы говорите одно, а я отвечу другим: доподлинно знаю, что во время чемпионата мира в Германии Коштинья звонил Алексею Михайловичу. Люди нормально общались. И с Манише контакт поддерживается. Не надо сгущать краски. Даже покинувшие клуб раньше запланированного срока сохранили с оставшимися человеческие отношения. Если Федорычев продолжит работу с «Динамо», если команда добьется положительных результатов, не исключаю, уехавшие вернутся.

– Что-то многовато «если»…

– Когда Алексей Михайлович стал приглашать в клуб иностранных игроков, российская пресса подняла страшный крик. А вы посчитайте, сколько легионеров выступает сегодня за некоторые другие команды премьер-лиги. Мы давно уже не рекордсмены. Об этом почему-то молчат. И тренер в сборной у нас теперь закордонный. Наверное, отечественные специалисты столь бездарны, что окончательно утратили доверие?

– А вы, значит, против Хиддинка?

– Не нужно бросаться из крайности в крайность. То одних любим, то других хаем… Стандарты должны быть едиными, нельзя к людям подходить с разными мерками. У меня желания самые простые: чтобы российский футбол вернул утраченные позиции, начал побеждать на международной арене. Добьемся результата при помощи голландца, китайца или еще кого-то – вопрос десятый. Понимаете? Пусть пара лет пройдет, тогда и решим, кто лучше – Газзаев, Семин или Хиддинк.

ЗАЧЕМ ПЛАТИТЬ БОЛЬШЕ?


– Разве за такой срок можно что-то кардинально изменить?

– О том и речь! Дело не в тренерской персоналии. Менталитет у игроков остается прежним. Например, считаю, что у многих наших футболистов лишь зарплаты, как у профи, а отношение к делу любительское. Они не отрабатывают деньги, которые получают.

– А зачем платите?

– По глупости. В том числе и моей собственной. Руководителям клубов премьер-лиги давно стоило собраться и установить потолок фонда заработной платы. Еще лет семь назад это предлагал, варианты прорабатывал, говорил, что суммы контрактов неадекватны. Меня не поддержали.

– Почему?

– В России несколько клубов живут на собственные деньги. Остальные существуют за счет средств из бюджета. Какой им резон экономить, беречь?

На чужие ведь гуляешь! В этом году меньше израсходуешь – на будущий сезон урежут финансирование. Вот и спускают все до копейки. Если же достаешь деньги из своего кармана, относишься к ним иначе.

– «Спартак» из Нальчика содержится регионом, где лишнего рубля не найти. Тем не менее команда лидирует в чемпионате. Назло столичным толстосумам.

– Ребята играют на кураже. Пока у них получается – и слава богу! Но ведь ясно, что весовые категории разные, и это обязательно скажется… Я сейчас говорю не о новичках, у которых горят глаза, а о тех, у кого взгляд оживает лишь при виде суммы с многими нулями. Футболисты – молодцы, они приходят к руководству клуба и говорят: если не повысите зарплату, уйду к соседям. И решаешь, повышать или отпускать… Мы сами себя загнали в угол! Корпоративное начало в этом вопросе отсутствует.

– А если на уровне клуба обозначить в контракте: нет результата, задача, поставленная на сезон, провалена – свободен, получаешь, допустим, пятьдесят процентов оплаты вместо ста?

– Сочинить можно что угодно, но как заставить человека подписать такую бумагу? Не понравятся игроку условия – развернется и уйдет. Хотя, конечно, есть футболисты, у которых во главе угла не деньги, а игра.

– Назовите героев.

– Фернандес. Или, допустим, Точилин. Саша на своем веку сменил тьму тренеров, миллион раз мог уйти из «Динамо», но остается верен клубу и всегда бьется на поле, хотя и получает не самые великие деньги. Это никак не сказывается на его работоспособности и отдаче.

– Думал, такие только за рубежом водятся… Вы, к слову, на чемпионат мира ездили, Юрий Владимирович?

– На финале был. А вообще мне больше других понравилась немецкая команда. Подлинное открытие.

– Вам самому-то приходилось когда-нибудь в футбол играть?

– На уровне дыр-дыр. В большой спорт меня привел Олег Романцев. Я в тот момент бизнесом занимался.

– Каким?

– Много всего перепробовал. По образованию я юрист, окончил академию, работал в управлении ГАИ, носил форму старшего лейтенанта милиции. Когда началась коммерция, уволился из органов. Двадцать лет назад, на заре кооперативного движения, торговал компьютерами. Тогда многие с этого стартовали. Сейчас у меня есть проекты, связанные с недвижимостью, ресторан, фабрика по производству ювелирных изделий.

– Выходит, футбол для вас – хобби?

– Нет, основное занятие. Ювелирный бизнес передал сыну и дочке, чтобы деньги на жизнь зарабатывали. На футболе ведь не разбогатеешь.

– Как сказать, Юрий Владимирович… Купил игрока за десять миллионов, продал за пять: откат-подкат…

– Может, меня и не любят за то, что никогда подобными игрушками не баловался.

НА МАНИШЕ МЫ ЕЩЕ ЗАРАБОТАЕМ…


– Тем не менее о странной продаже Дмитрия Аленичева из «Спартака» в Италию и уплывших неведомо куда трансферных суммах вам до сих пор периодически напоминают.

– Вы, журналисты, забыть не можете. На самом деле тема давно закрыта. Ее изучали самые разные структуры – и никакого криминала не обнаружили. Тогда, в конце 90-х, клубы существовали за счет продажи футболистов, это была основная статья доходов. На вырученные за Аленичева деньги «Спартак» жил. Какие откаты, о чем вы? Еле концы с концами сводили. Сегодня бюджеты клубов вполне прозрачны: все летают по одним маршрутам, живут в тех же гостиницах, даже сборы проводят практически однотипные по срокам и местам базирования. Зачем строить военные тайны, туман напускать? Разнятся лишь две позиции – фонд заработной платы и суммы, выделяемые на трансферы. Все!

– На Манише много потеряли?

– Пока права на футболиста принадлежат нам. Думаю, успешное выступление на чемпионате мира только повысило его трансферную цену, поэтому даже рассчитываем оказаться в выигрыше.

– По зарплате «Динамо» впереди планеты всей?

– Не сказал бы. В первую тройку, наверное, входим, хотя я не принадлежу к категории людей, которые раздают деньги направо и налево. Считать умею хорошо.

– Штрафы за нарушения в клубе высокие?

– Существует определенная шкала. Есть суммы, превышающие зарплату большей части населения России. Наказываем за опоздания на тренировку, за лишний вес, за недисциплинированное поведение на поле… Пунктов много.

– Сергей Овчинников на сколько влетел за выходку в матче против «Москвы»?

– С этим главный тренер определится, не беспокойтесь… Вам не кажется, что мы слишком много сегодня говорим о материальной стороне дела? Разве это является определяющим? По крайней мере я в футболе не из-за денег.

– Но зарплату в клубе вы тоже с задержкой получали?

– Объясняю, что не это для меня главное, а вы опять о своем… Да, с задержкой. А чем я отличаюсь от остальных? В принципе мог бы вообще не брать эти деньги, мне есть на что жить. С другой стороны, любой труд должен оплачиваться.

– С Семиным часто видитесь?

– Практически ежедневно. Сейчас выйдете в приемную, там Юрий Павлович сидит, ждет, когда наш разговор закончится.

– Говорят, и Романцев на днях к вам заглядывал. Работу искал?

– Трудовую книжку из «Динамо» забирал. Она все это время у нас лежала.

– На новом месте трудоустраивается Олег Иванович?

– Не спрашивал. Мы на другие темы поговорили. У нас сохранились нормальные отношения, я вообще человек не конфликтный, ссориться не люблю. Всегда помню: земля круглая, с кем сегодня поцапался, того завтра запросто встретишь на узкой дорожке.

КОРРУПЦИЮ В ОДИНОЧКУ НЕ ПОБЕДИШЬ!


– А как считаете, Юрий Владимирович, в нашем футболе повторение итальянского скандала возможно?

– Не стал бы исключать чего-то подобного. Вот и Виталий Мутко говорит об этом.

– Кто же на словах будет против войны с коррупцией?

– О том и речь, что нужно дело, а не красивые заявления. Вся страна судачит о странных решениях судей. Значит, надо разбираться с конкретными фактами. «Динамо» опасаться нечего. Какой смысл нам кого-то стимулировать на стороне, если все усилия руководства клуба направлены не на подковерные интриги, а на подготовку своих игроков? Это же могу сказать и о «Спартаке», в котором работал. Никогда не платил третьим лицам. Говорю абсолютно ответственно. Судейские люди и те, кто рядом с ними, знают: ко мне с подобными вещами обращаться бесполезно. Понимаете, в конечном итоге все зависит от руководства клубов: если никто не станет давать, то и брать окажется некому.

– В прошлом году вы были президентом лиги. Вот и подняли бы вопрос.

– Один человек ничего не изменит, нужно консолидированное, согласованное решение, под которым подпишутся все. Пока остаются те, кому выгодно ловить рыбку в мутной воде, порядок не навести. Но, повторяю, не стал бы исключать, что и Россию ждет итальянский вариант развития событий. Если это произойдет, буду только приветствовать.

– Сохраняя олимпийское спокойствие?

– У меня нет поводов для волнений. Даже мобильный телефон не отключаю.

– В отличие от Овчинникова.

– Если мои разговоры кому-то интересны – пожалуйста, прослушивайте на здоровье. Я своей жизни не стесняюсь…

© Voon Development Team 2000 - 2024 Contact us: info@voon.ru