Владимир Мухажирович Балов уже девять лет работает в клубе. Два года назад он предложил президенту клуба, главе администрации Нальчика Хазретали Бердову, назначить главным тренером «Спартака» наставника дубля Юрия Красножана. В первый же год под руководством нового тренера команда вышла в премьер-лигу, а в этом сезоне и вовсе произвела фурор: заведомый аутсайдер некоторое время возглавлял турнирную таблицу, а после первого круга занимает третье место.
– С чего же началось восхождение «Спартака»? Какой фактор стал решающим?
– Нельзя сказать, что таковым стал какой-то один фактор. Не поверите, но мы сами не можем разобраться во всех мазках той картины, что получается. Сработало все в комплексе. Это и работа тренера, и слаженность команды, и хорошая селекция. Когда я говорю о хорошей селекции, то подразумеваю, что при тех условиях, в которых мы вынуждены находиться, нам удалось подобрать оптимальный вариант соотношения цены и качества. Финансов у нас не слишком много, вы, наверное, знаете – об этом уже повсюду растрезвонили. Поэтому, как говорится, чем богаты, тем и рады. У нас всегда был дефицитный бюджет. Понятно, что мы не могли позволить себе покупку звезд. Начиная с декабря нам приходилось просматривать очень много футболистов. И надо отдать должное нашему главному тренеру Красножану, который не ошибся в ребятах.
– Приходилось жить в условиях жесткой экономии?
– Да. Но из-за этой проблемы и пошла какая-то взаимоподдержка, выработался единый командный дух. Это объединяло. Да и ребята хотели себя показать.
– Сейчас фамилия Красножан на слуху. Но тем не менее об этом человеке мало что известно. В Нальчике, кого ни спроси, все отзываются о нем как об очень порядочном и принципиальном человеке.
– Это все так. Юра – профессионал. Плюс к этому он еще и очень трудолюбив. Было бы в сутках 48 часов – все отдавал бы футболу. Как он успевает еще и следить за всеми новыми волнами в футболе, непонятно. Самое лучшее его качество – он может донести до ребят то, что хочет видеть от них на поле. С легкостью может до игроков достучаться. За счет хорошего коллектива у нас и результат такой.
– А какой модели общения с футболистами придерживается Красножан? «Отец-сын», «брат-брат», «друг-друг»?
– Старший брат. У него большой авторитет среди ребят, но в то же время тренер не давит на них. А самое главное в их отношениях то, что они ему верят. А он всегда старается их понять.
– Как только «Спартак» начал набирать обороты, о нем тут же заговорили как о бабочке-однодневке. Мол, нальчикский «Спартак» – это мыльный пузырь, который вот-вот лопнет.
– Мы уже подустали от всех этих досужих разговоров. Действительно, нас воспринимают как выскочек. Будто наш результат – это не плод усилий и работы всего коллектива, а лотерея. Вытащили билетик со счастливой комбинацией цифр, и вот она – высокая строчка в таблице. А мы ведь десять лет играли в первом дивизионе, и тогда каждый год перед сезоном писали, что «Спартак» Нальчик будет вылетать. И так десять лет. И перед стартом в премьер-лиге так писали. Поэтому называть наш клуб мыльным пузырем несправедливо. Пока предпосылок к тому, что команда развалится, нет. Если нам немного усилить команду – мы будем играть еще сильнее. Вы сами видели трибуны. Если игроки не фальшивят на поле, а полностью себя отдают игре, то болельщик будет поддерживать любимую команду. Думаю, что сегодня рано ставить вопрос о том, развалится команда или нет.
– Решения каких проблем кажутся сегодня безотлагательными?
– Самая главная наша проблема – это короткая скамейка запасных. Сейчас мы не можем позволить себе купить игрока за 600–700 тысяч и платить им еще и достойную зарплату. А страдают от этого ребята. Фактически они работают на износ. А посредственных футболистов, не уровня премьер-лиги – зачем брать?
– Я слышала мнение, что команда состоит из игроков, которые пришли оттуда, где их недооценили, не рассмотрели их потенциал. Теперь они пытаются доказать, что достойны иного к себе отношения.
– Да, доля истины в этих словах есть. Возьмите, к примеру, Корчагина. Человек был за границей, потом приехал в московское «Динамо». И вроде первый год играл неплохо, а потом что-то не получилось. Или тот же Гогуа. Его пригласили в «Химки», а он там почти не играл. Мичкову в «Рубине» вообще не дали поиграть. А в нашей команде эти ребята востребованы. Тренер им доверяет. И они ему очень благодарны. Если мы сохраним этот настрой, если ребята не уйдут, в следующем году мы постараемся играть не хуже.
– Есть опасения, что команду разберут?
- Такие опасения всегда есть.
– А как настроены сами игроки?
– На сегодняшний день у нас нет предпосылок переживать по этому поводу. Ребята больше ориентированы на общий успех, они бьются на поле. Когда этот сезон закончится, не знаю. Если будут хорошие предложения…
– А не боитесь, что Красножана уведут?
– На такие вещи надо смотреть глазами профессионала. Если Красножан вырос до тренера хорошего уровня и хорошие клубы его пригласят, то пусть идет работать на другом уровне. Никаких обид не будет. Это все рабочие моменты.
– Получается, что на ваши плечи снова ляжет задача собрать команду?
– Знаете, мне отрадно, что в ребятах, которых набирал, я не ошибся. Если надо будет выбирать еще раз, что ж, справимся. Но я думаю, что Красножан еще поработает у нас.
– Как вы готовитесь к тому, что может начаться околофутбольная суета, что начнут появляться недвусмысленного толка предложения, судейское пристрастие?
– В принципе для нас это очень сложный вопрос, с которым мы не сталкивались. А столкнуться придется. Но я знаю одно – мы будем биться за каждое очко. Мы играем на деньги президента республики, это не бюджетные деньги. Это большая ответственность. Буквально дней десять назад президент республики Каноков беседовал с ребятами и сказал им: «Играйте, выигрывайте. Сколько денег надо – я найду. Сегодня пусть это 5 млн. Завтра надо будет 7 – найду. Главное то, что вы сегодня даете болельщикам». И после таких слов президента мы не имеем права играть иначе.
– А со стороны судей не ощущаете особенного к вам отношения?
– Нет. Единственное – в игре с ЦСКА. Господин Тимофеев несколько раз ошибался в пользу армейцев. Но я думаю, что он просто ошибался. Это была первая игра сезона.
- Какие слабые и сильные стороны команды вы можете назвать? Возможно, есть еще какие-то скрытые ресурсы? Или, наоборот, опасения?
– Потенциал наш в том, что мы должны ждать наших молодых ребят. Это наш актив. Только на это мы надеемся. У нас ведь задача была одна – закрепиться в премьер-лиге. И по окончании первого круга задачу эту мы выполнили. Если же говорить об опасениях, то они в том, что команду, которая сегодня достаточно неплохо играет в премьер-лиге, очень сложно сохранить. И проблемы у нас чисто финансовые.
– Допустим, у команды появятся деньги, вы купите хороших игроков. Это не нарушит некий баланс в команде?
– Нельзя покупать игрока, чтобы платить ему миллион, а другому платить тысячу. В команде так дисциплину не сохранишь. Здесь надо выравнивать ситуацию. Платить всем примерно одинаково.
– Нельзя же платить всем одинаково. Кто-то хуже играет, кто-то – лучше.
– К таким вопросам должен быть гибкий подход. Иначе атмосфера в клубе вмиг разрушится.
– Вы сами не отрицаете возможности того, что скоро игра команды пойдет на спад. Болельщики не отвернутся от вас?
– Ситуация с болельщиками у нас будет очень неоднозначная. Уже в начале матча с «Крыльями Советов», когда нам забили гол, на поле полетели разные предметы. Наш болельщик считает, что мы должны все время выигрывать. Есть, конечно, 8–10 тысяч, которые приходили и в те дни, когда нам было плохо. А вот чего ждать от тех людей, которые подтянулись, когда мы попали в премьер-лигу, – сложно сказать. Истинными болельщиками они будут считаться только тогда, когда мы проиграем, а они все равно будут приходить, ездить на матчи.