ГОТОВ К КРИТИЧЕСКИМ СТРЕЛАМ
- Ваша нынешняя должность предполагает большое количество критики при любом качестве работы. Поздравлять с назначением или сочувствовать?
- На первом этапе готов принимать негатив в свой адрес - определенный запас психологических сил имеется. Но хотелось бы большую часть времени посвящать созиданию. РФС дал мне возможность работать, я созванивался со многими судьями, без помощи которых любые усилия окажутся напрасными. Будем трудиться вместе. Сейчас чувствую доверие РФС и коллег, что вселяет оптимизм. Получается, можно поздравлять. Пока доверие есть, готов отражать критические стрелы. В противном же случае... За кресло я не держусь.
- В последнее время арбитры берут паузы из-за травм, получают дисквалификации, Кулалаев и Тюмин вообще отстранены от судейства. Хватит ли у КФА рефери, чья квалификация соответствует требованиям премьер-лиги?
- В данный момент имеется 17 утвержденных судей высшего дивизиона плюс четыре резервиста. Кроме того, на семь матчей до конца сезона будут приглашены иностранные арбитры. Этого хватает для нормальной работы. Вот если опять будут допускаться ошибки, влекущие за собой дисквалификацию, проблема может возникнуть.
- Ваше отношение к ситуации вокруг Кулалаева?
- Не хочется, чтобы это оказалось началом охоты на ведьм. Если Павел совершил неправомерные действия, он должен быть наказан. Это станет примером для остальных. Но я в такое развитие событий практически не верю, поскольку знаю человеческие качества Кулалаева. Вообще, муссирование темы судейских ошибок имеет негативные последствия, поскольку порождает у арбитров неуверенность.
- Это нормально, что пара-тройка промахов, причем допущенных в пользу обеих команд, приводит к расследованию на уровне Генпрокуратуры?
- Мне кажется, у нас есть сообщество футбольных профессионалов, которое может решить все вопросы в своем кругу. Мнение этого сообщества должно быть главным. Прокуратура работает с криминальными делами. Но раз уж проверка началась, то ее результаты, полагаю, должны быть оглашены при любом исходе. Если виновен - все понятно, в противном случае следует официально заявить: «Провели полное расследование, ничего криминального не обнаружено». Чтобы история не ушла в песок.
РЕВОЛЮЦИЙ НЕ ЖДИТЕ
- Что планируете предпринять для улучшения имиджа судей?
- Многие мои коллеги дали согласие участвовать в новой еженедельной телевизионной программе об арбитрах. Готовы обсуждать спорные решения и на страницах газет. С другой стороны, полагаю, что чем меньше мы станем выпячивать проблемы судейства, тем лучше будет для футбола. А то уже забывают о футболистах, тренерах, тактических схемах, самой игре - говорят только о просчетах судьи. Это - путь в никуда. О каком удовольствии от футбола в таком случае можно вести речь?
- Ваше отношение к просьбам клубов назначать на матчи комиссаров?
- На мой взгляд, комиссар - это человек, который мог бы помогать в организации встреч повышенного ажиотажа. Такая практика существует в УЕФА: делегат занимается подсчетом файеров, количества выбежавших болельщиков, какими-то рекомендациями, другими вопросами. А судейский наблюдатель - исключительно работой арбитров. Приставлять же контролеров к контролерам - перебор.
- В России внедрять эту практику планируете?
- Этот вопрос в компетенции департамента по проведению соревнований.
- А какие-то иные революционные нововведения намечаете?
- Я сторонник эволюционного пути развития. В определенные моменты появляются революционные настроения, но это не наш случай. КФА сейчас - дееспособная организация с хорошей технической и методической базой, которую просто надо лучше использовать: привлекать больше специалистов, активнее работать с судьями и инспекторами, выносить коллегиальные решения. Не стоит забывать, что наша организация называется Коллегия футбольных арбитров. Я не боюсь расширить круг людей, которые принимают решения. Это сделает их более взвешенными и продуманными.
НЕ ТАК ДАВНО СУДЬИ ПОЛУЧАЛИ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ РАБОТЫ
А вот какие вопросы были заданы Зуеву на пресс-конференции.
- Вокруг судейства сложилась нездоровая ситуация. Как это можно исправить?
- Подобные всплески случаются каждые два-три года. После любой неудачи пытаются найти виновного. Но на ошибку имеет право всякий. Все зависит от кредита доверия к судье. Когда кредит исчерпывается - по объективным или не объективным причинам, - возникают подозрения в нечистоплотности, а каждый промах становится предметом разбирательства. История показывает, что подобное происходит во всех странах. Выход из ситуации один: поднять доверие к судейской организации, улучшить имидж арбитра, перевести критику в конструктивную плоскость, найти пути улучшения работы судей. Постоянный прессинг «людей в черном» не идет на пользу делу.
При этом еще раз повторю, что не собираюсь критиковать предшественника. Николай Владиславович Левников проделал громадную работу. Собираюсь продолжать начатое дело. У нас очень хорошая организация европейского уровня. Хотя у команд накопились претензии, так что с чистого листа, как хотелось бы, начать не удастся.
- В чем основная проблема судей - коррумпированность или низкая квалификация?
- Коррумпированность никем не доказана, а об уровне квалификации свидетельствует постоянное назначение наших судей на международные турниры. Так что главная проблема - психологическое состояние. Судьи думают только о том, как не допустить ошибки. А ведь еще не так давно мои коллеги выходили на поле и получали удовольствие от работы. Наша задача - вывести арбитров из этого психологического тупика, помочь им перейти в более комфортное состояние.
ЛЕГЧЕ ИСКАТЬ ОШИБКИ У ДРУГИХ, ЧЕМ ПРИЗНАВАТЬ СВОИ
- Главное давление оказывают клубы. Как этого избежать?
- Легче искать ошибки у других людей, чем признать свои. Не хочу сказать, что судьи у нас белые и пушистые, что их нельзя критиковать. На то и щука, чтобы пескарь не дремал. В то же время, слушая высказывания руководителей, тренеров и футболистов, мы должны двигаться вперед, а не загонять себя в яму. Конструктивная критика - вот чего мы ждем. Например, у нас еще с советских времен судьи стараются быть хорошими для всех. Назначил пенальти, но не показал красную карточку. «И нашим, и вашим». Это тоже проблема психологии.
- Приглашение иностранных арбитров не дискредитирует КФА?
- Исполком РФС решил провести за сезон десять матчей с участием судей из-за рубежа. Три из них сыграно, осталось еще семь. Решение вышестоящей организации я комментировать не могу. Понятно, что арбитры прогрессируют медленнее, если их не назначают на принципиальные встречи. Но в данный момент такой опыт, возможно, имеет право на жизнь, поскольку с психологической точки зрения иностранцам работать гораздо комфортнее. Наши еще не вышли на поле, а уже начинают прокручивать в голове: как я их судил в прошлом году, а что сказали о коллегах в минувшем туре и т. д. А тут приехал - отсудил - уехал.
- В минувшую субботу вы побывали в Ярославле, откуда в нынешнем сезоне раздается больше всего жалоб на арбитров. Какой нашли обстановку?
- Не считаю «Шинник» проблемным клубом с точки зрения судейства. Это корректная и управляемая команда, беда которой - лишь в турнирном положении. Матч с «Динамо» оказался поединком высокого накала: встречались конкуренты в борьбе за выживание. Мой приезд был продиктован желанием помочь судейской бригаде настроиться на встречу. Ни в коем случае он не был ни контрольным, ни устрашающим. Судейство получилось не безупречным, инспектор сделал замечания, мы их обсудили. Это элемент нашей обычной работы.
ЖЕНЩИНА-АРБИТР В ПРЕМЬЕР-ЛИГЕ
- Стоит ли отстранять судей пожизненно, как было сделано с Тюминым и Кулалаевым?
- Начну с того, что меня не было на том заседании исполкома РФС, которое выносило соответствующее решение. По дисциплинарному кодексу арбитра пожизненного отстранения не существует - закон позволяет вывести из списков до конца года. К Тюмину в течение сезона у клубов вопросов не возникало. Мне довелось быть делегатом на том злополучном матче, в котором он допустил грубую ошибку. Однако я знаю Тюмина много лет, и у меня не поворачивается язык назвать его коррумпированным. А вот с чем связана ошибка, которую он не имел права допускать, мы разобраться не смогли.
Что касается Кулалаева, то это молодой судья, стремительно прогрессировавший в последнее время. За два-три года он сумел преодолеть путь от второго дивизиона до премьер-лиги, доказывал свою состоятельность на сборах и в матчах. Вспоминаю слова ветеранов: виноват не молодой судья, а тот, кто назначил его на ответственную встречу «Томь» - «Спартак» - не самый удачный выбор для второй игры на уровне премьер-лиги.
Мы сотрудничаем с профессиональными психологами, они каждый понедельник принимают арбитров. Однако время выводов о природе ошибок не пришло - пока только накапливаем данные. Хотелось бы сказать еще вот о чем. Перед каждым сезоном руководители клубов утверждают списки арбитров, а потом появляются высказывания: «Кто эти судьи, откуда они взялись?» Такое ощущение, что КФА - непонятно откуда взявшееся сообщество не совсем порядочных людей, которое решает, кому в каком матче выигрывать. Странная позиция. Давайте попробуем разбираться в случившемся. Например, кто-то из вас уверен, что во Владивостоке боковой арбитр мог определить, был гол или нет? Не случайно, наверное, придумывают чипы, встраивают их в мячи, чтобы определять взятие ворот.
- Как вы относитесь к судьям-женщинам?
- Положительно. В этом году впервые в России матч мужских профессиональных команд обслуживала женщина. Футболисты в присутствии дамы становятся заметно осторожнее в тех высказываниях, которые не позволили бы их назвать джентльменами. В Европе есть опыт работы женщины в премьер-лиге. Вполне допускаю, что до этого дойдет и у нас. В России есть прекрасные женщины-арбитры, отлично готовые физически. К примеру, Наталья Михайловна Авдонченко, которая сейчас судит на мировом чемпионате среди девушек до 20 лет. Это лишнее подтверждение того, что наша судейская школа работает хорошо.