В прошедшее межсезонье на трансферном рынке России наблюдалось удивительное спокойствие. Если в былые годы команды пачками приобретали новичков и точно так же расставались со своими игроками, то этим летом некоторые клубы, в частности ЦСКА, не сделали ни одной покупки.
Исключением стали «Зенит» и «Шинник», отметившиеся большой активностью. Но если ярославцы из-за ограниченных финансовых средств усиливались по принципу «чем дешевле, тем лучше», то питерский клуб, по признанию спортивного директора Константина САРСАНИИ, потратил в межсезонье «не такие уж большие деньги».
— По части активности на трансферном рынке «Зенит» можно смело назвать чемпионом России. А как вы оцените уровень игроков по их качеству?
— Если останавливаться на каждом новичке, то могу сказать, что оба корейца нам знакомы достаточно давно. Ли Хо я приметил еще зимой и собирался предложить его «Зениту», Ким Тон Джин попал в поле нашего зрения еще раньше. Оба игрока молоды и перспективны, но при этом уже сейчас приносят пользу «Зениту».
Что касается Фатиха Текке, то это очень сильный нападающий, громко заявивший о себе еще года два назад. Заполучить его в свои ряды хотели такие клубы, как «Герта» и «Эвертон». Мы рады, что турок оказался именно у нас, а его три гола в четырех матчах плюс высокое качество игры позволяют сделать вывод, что и с Текке мы не ошиблись.
Голландец Фернандо Риксен хорошо известен Дику Адвокаату, а его первые дни в команде лишний раз показали, что мы взяли очень хорошего футболиста. Что касается Саши Панова, то, думаю, он в отдельном представлении не нуждается.
— Расскажите, пожалуйста, кто в «Зените» конкретно отвечает за трансферы — президент, спортивный директор или главный тренер?
— Все решения принимаются коллегиально. На первом этапе вопрос, брать или не брать игрока, обсуждается Диком и мной. И если кто-то из нас не видит целесообразности в покупке футболиста, вопрос отпадает сам собой. Хотя, впрочем, если, например, у меня есть сомнения, но Дик уверен в потенциале игрока, он может и настоять на трансфере.
Далее идет согласование финансовой стороны дела с президентом клуба. А в случае одобрения трансфера со стороны руководства клуба мы уже приступаем к самим переговорам.
— Приступив к должности спортивного директора «Зенита», вы заявили, что собираетесь создать в клубе свою скаутскую сеть...
— На следующей неделе планируем объявить о создании скаутской структуры в клубе. В новой для «Зенита» службе будут трудиться пять человек, которые должны охватить основные футбольные направления — Европу, Южную Америку, Азию.
— Как известно, «Зенит» этим летом собирался пригласить нескольких именитых игроков — Зе Роберто, Оливейру, Роммедаля, Лукарелли, Росицки, Класнича. По какой причине эти трансферы не состоялись?
— Некоторые игроки просто не хотели ехать в Россию, другие были готовы перейти в «Зенит», но отказались по семейным причинам. Итальянец Лукарелли, например, испугался реакции болельщиков, которые обещали ему непростую жизнь в случае ухода из «Ливорно».
— Как считаете, реально ли чемпионату России в ближайшие годы стать более привлекательным для звезд мирового футбола?
— Этот вопрос невозможно решить усилиями одного клуба, мы все должны объединиться и постараться сделать все для того, чтобы нас считали цивилизованной страной. Нам нужно постараться изменить психологию западных игроков, чтобы они не рассматривали наши клубы как самый последний вариант трудоустройства. Хотя, честно говоря, я не уверен, что это произойдет очень быстро.
— «Милан» под занавес трансферного периода выложил за все того же Оливейру около 20 млн долларов. Значит ли это, что и «Зенит», приглашая бразильца, был готов потратить ту же сумму?
— Насчет Оливейры у нас были четкие условия: «Зенит» был готов взять игрока в аренду на один год с возможностью его дальнейшей покупки за 12 миллионов евро.
— Не могли бы назвать сумму, потраченную клубом на игроков в межсезонье?
— Мы потратили около 17 миллионов долларов. Риксена мы взяли в аренду за 250 тысяч евро, Панова приобрели за 350 тысяч долларов, за Текке выплатили около 7,5 миллиона евро, а оставшаяся сумма ушла на корейцев.
Это не такие уж большие деньги. Смотря, конечно, по каким меркам оценивать. Но если у нас стоит задача в следующем году выиграть чемпионат России и войти в Лигу чемпионов, если мы хотим видеть «Зенит» на одном уровне с ведущими клубами Европы, то это, конечно, не те вложения. Впрочем, мы не намерены останавливаться и этой зимой постараемся качественно усилить команду.
— Трансферная кампания — это не только приглашение новичков, но и продление контрактов, а также трудоустройство игроков, не проходящих в основной состав. Этой стороной трансферной политики клуба вы довольны?
— Я доволен тем, что мы сумели продлить контракт с Чонтофальски, Шкртелом, Хагеном, Крыжанацем, Ширлом. Всех, на кого мы рассчитывали, оставили в команде. Удовлетворены и тем, что сумели пристроить игроков, которых Дик Адвокаат не видел в основном составе. Речь идет о Флахбарте, Шумуликоски, Чидиковски, Вьештице, Пошкусе, Власове, Несвадьбе. Что касается Олега Кожанова, то мы с ним продлили контракт и отдали в аренду в «Урал».
— Вопрос, который вам, наверное, уже надоел: почему «Зенит» не отпустил Александра Кержакова, так рвавшегося на Запад?
— Это непростой вопрос, как для игрока, так и для клуба. Понятно, что Саша уже созрел для Европы, его постоянно приглашают в хорошие западные клубы. Например, «Севилья», победительница Кубка УЕФА и Суперкубка Европы. Но «Зенит» и сам хочет идти вперед, развиваться и выйти на тот же уровень, что и «Севилья». Сейчас мы пришли к компромиссу с Кержаковым, он у нас остается. Но это не говорит о том, что Саша не хочет выступать за «Зенит» или будет играть с меньшим желанием.
— Компромисс с Кержаковым достигнут на какой-то конкретный срок?
— Да, он достигнут до истечения его контракта с «Зенитом». То есть до 31 декабря 2007 года. Что будет дальше? Время покажет.
Самвел АВАКЯН