September 21 2006Дмитрий Галямин: «В этой ситуации лучше не оказываться»
Вылет, возвращение, вновь вылет, опять возвращение, куда более удачное, чем первое, с завоеванием Кубка страны и чемпионского звания - бывший игрок ЦСКА прошел все. В первый раз с высшей лигой он попрощался осенью 84-го.
- Сам вылет несет в себе мало приятного. Хотя и случается он по различным причинам. К примеру, после серии неудач в игроках поселяется неуверенность, меняются взаимоотношения внутри коллектива. Становится ясно, кто есть кто. Искренне считаю: в этой ситуации лучше не оказываться никому.
- Когда в 81-м, в 18-летнем возрасте, оказались в ЦСКА, бьюсь об заклад, думать не думали о такой перспективе?
- Конечно, нет! ЦСКА тогда в Кубке УЕФА играл. После пятого места заняли шестое. Команда собралась не звездная, но добротная. Некоторые игроки выступали за первую и олимпийскую сборные страны. Так что вылет для всех стал шоком. А причина, на мой взгляд, одна: Юрий Андреевич Морозов в 84-м слишком резко пошел на омоложение состава.
- Не появилось мыслей уйти?
- Не забывайте, тогда были другие времена. В Советском Союзе переход в другой клуб считался целым событием. Сам отыграл за ЦСКА 11 лет, что не было такой уж редкостью. А нынче много вы отыщете футболистов, проведших в одном клубе десяток сезонов? Плюс многие из тогдашних армейцев пребывали в офицерском звании. Так что мысли в этом направлении даже не работали. Приходилось настраивать себя на то, чтобы вернуть ЦСКА в высшую лигу.
- Психологически тяжело приходилось? Все-таки клуб с именем - и в первой лиге...
- Нам - нет. Говорю же: команда молодая, больше половины ребят играли за юношеские и молодежные сборные. Так что груз имени клуба ощутить еще не успели.
- Зайдем с другой стороны. Стадионы и гостиницы похуже, внимания прессы - поменьше. «Ломка» происходила?
- Не без этого. Разницу почувствовали моментально. Хотя, возможно, не все.
- Привыкли быстро?
- Да уж, к хорошему быстро привыкаешь, а отвыкаешь - куда медленнее. Первая лига - турнир непростой. Что тогда, что сейчас.
- Когда с первого раза не сумели вернуться в элиту, руки не опустились?
- Не помню - все-таки 20 лет прошло. Но, строго говоря, мы все же это право завоевали - заняли второе место в турнире. Но в 85-м высшую лигу решили сокращать - и с этой целью организовали переходный турнир с участием четырех команд - «Даугавы», ЦСКА, «Черноморца» и «Нефтчи». Увы, выступили мы в нем неудачно.
- А почему же через год вернулись лишь на сезон?
- Во второй раз вылетали непонятно. Министерство обороны и руководство ЦСКА стремились сохранить команду. И предлагали игрокам «подписываться на офицеров», а несогласных отправляли «служить» подальше из Москвы. Чехарда с составом и не позволила нам задержаться в «вышке».
- Знаменитая история: перед сезоном-89 чуть ли не вся команда подала заявления об уходе. Вы были в их числе?
- Заявление представил в устной форме. Разговоры с Садыриным, который возглавил команду, многих заставили изменить решение. Павел Федорович, царствие ему небесное, был прекрасным психологом. Он предотвратил много проблем. И команда заиграла! Действовали по принципу бразильцев: забьем, сколько захотим. За год наколотили 113 мячей, но если бы поставили цель забить 140 - забили бы!
- Перед первым вылетом команда с десяток лет «бултыхалась» в середине таблицы, потом прошли пять лет безвременья. Зато затем последовала компенсация в виде победы в Кубке страны и в чемпионате. Выходит, вылетать именитым клубам полезно?
- Тут вопрос мотивации. У нас изначально были замечательные игроки, которых просто долго не могли объединить общей целью. К тому же, как я уже сказал, уйти было непросто. Нынешняя ситуация в корне иная. Из того же «Торпедо» 6 - 7 ведущих футболистов в случае чего запросто найдут себе место в клубах премьер-лиги. «Динамо» же не вылетит точно: с таким подбором исполнителей просто не имеет права.
- Вылетая в первую лигу, мечтали когда-нибудь выиграть золотые медали?
- Вряд ли. Смотрел на веши реально. Киевское «Динамо», «Спартак», то же московское «Динамо» превосходили нас. Но потом, в 89-м, когда мы еще выступали в первом дивизионе, уверенность в собственных силах появилась. Честно: не сомневался, что, вернувшись, непременно будем в «пятерке». А в результате в первый после возвращения сезон завоевали серебро, а через год сделали золотой дубль.