0
December 26, 2024 20:14:31
Ru En Ua Select theme Select window style Print preview
0
Руслан Фомин: "Голевое чутьё – вот самое главное качество" - Face 2 Face Betting
October 7 2010

Руслан Фомин: "Голевое чутьё – вот самое главное качество"

Нападающий Руслан Фомин в «Заре» совсем недавно. Но уже успел принести немалую пользу луганскому клубу. В матче против полтавской «Ворсклы» именно его гол на последних секундах позволил луганчанам добиться положительного результата. Корреспондент пресс-службы решил пообщаться с Русланом лично:

На первую тренировку вышел в туфлях

- Руслан, как ты начал заниматься футболом?

- Это было довольно давно. Мне было тогда лет 10. Именно тогда я поступил впервые в спортивную школу, которая называлась «Штурм». Эта школа располагалась в Харькове, а сам я родом из Харьковской области. Село Русская Лозовая. Мы жили в пятнадцати километрах от города. В эту школу ходили мои друзья и занимались футболом. Они и посоветовали в один прекрасный день пойти и потренироваться с ними. Несколько дней я ходил для пробы, а потом мне действительно начало нравиться. Я много, к тому же, играл в дворовой футбол. Представляете, луг, коровы пасутся, а мы бегаем босиком по траве и играем в футбол (улыбается). Футбол всегда доставлял мне удовольствие. Как только заканчивалась школа, я сразу же бежал на автобус и ехал в город на тренировку. Кстати, на свою первую тренировку я вышел в туфлях.

- Даже так?

- Да, я не понимал, что для занятий футболом нужны бутсы либо хотя бы кроссовки или кеды. Тренер, конечно, очень удивился. И даже ребята, которые тренировались там больше чем я, подшучивали надо мной. Но туфли эти были не строгими, а были сделаны под мокасины. Проще говоря, парадными они не были. Я ведь не из богатой семьи. Я пошёл на эту тренировку сам, даже никому из родных не сказал. Такими и были мои первые шаги. После этого я рассказал маме, что занимаюсь футболом.

- Я так понимаю, что родные поддержали тебя в твоём начинании?

- Мама сразу же поддержала меня в моём начинании. Сказала мне, что если мне нравится, то я могу ходить. Но предупредила, чтобы школу не запускал. А учители были от меня не в восторге. Идя в школу, я мог свернуть куда-нибудь и пойти играть в футбол на спортплощадку. После учёбы мы тоже всегда оставались играть в футбол.

- В детстве всё своё свободное время ты посвящал футболу?

- Абсолютно верно. Да, я всё своё свободное время посвящал футболу. Кроме того, наш классный руководитель был учителем физкультуры и мы всегда просили мяч, чтобы поиграть в футбол.

- Много знакомых осталось с детских лет?

- Конечно. Всегда, когда я приезжаю в те места, где я родился, меня рады видеть мои друзья и знакомые.

В «Арсенал» забрали в обмен на три мяча

- Как дальше развивалась твоя карьера?

- Мы начали играть в первенстве города Харькова. Играли во второй юношеской лиге. Я начинал тогда играть последнего защитника. Мой тренер увидел во мне скоростные качества так как я всегда подключался к атакам и решил поставить меня в нападение. После этого я стал много забивать. В каждой игре забивал по два-три мяча. Иногда забивал и четыре мяча за игру. Так я переквалифицировался в нападающего. Это произошло довольно легко, так как, по сути, возраст был ещё очень детским.

- Как футбол перерос в профессиональное русло?

- На тот момент я этого вообще не понимал. Футбол в детские годы был для меня простым хобби. Произошло всё в 13-14 лет. Есть такой футбольный клуб «Арсенал» (Харьков). Тогда он играл во Второй лиге, а потом они вышли в Первую лигу. Меня заметил Сергей Станиславович Прокопов. Он был вторым тренером детей 1986-го года рождения. А Игорь Фёдорович Петренчук был главным тренером этой команды. Они заметили меня на одной из игр. Ничего никто у меня не спрашивал. Просто подошли ко мне и забрали в «Арсенал». За три мяча. Тренер отдал три мяча в обмен на меня.

- И вот он – новый уровень футбола…

- Да, уровень «Арсенала» был значительно выше. Выдавали экипировку, начались тренировки на хороших полях.

- Определённый шок был?

- Уровень действительно поменялся очень резко. Да и подбор футболистов был поинтереснее и посильнее. Ну, вот так и началась моя карьера в «Арсенале». Первый год я не играл. Затем, меня потихоньку начали подпускать к серьёзным играм.

- В основной состав пробиться всё же удалось…

- Было много шансов, чтобы пробиться в основу. Много игр было. К тому же, мы продолжали играть в чемпионате Харькова. И играли в чемпионате Украины среди юношей. В чемпионате Харькова я начал выходить на замену. Вышел на замену и забил. Постепенно добился того, что начал выходить именно в стартовом составе. Подружился с коллективом. У нас в то время был специальный спортивный класс, где мы все вместе и учились. Тренировались вместе, кушали за одним столом. Всё это объединяло коллектив.

В Первой лиге дебютировал в 17 лет

- Дальше твоя карьера начала стремительно развиваться…

- В первый год я стал лучшим бомбардиром в команде, забив 15 мячей за сезон. В следующем сезоне я тоже забил немало. Сейчас точно не скажу: то ли 14 то ли 16 мячей. Около 30 мячей я забил за два сезона. Тогда мне было 16 лет. И меня заметили тренера первой команды «Арсенала». Они начали брать меня на тренировки в первую команду. Это уже был профессиональный футбол. Я начал с ними тренироваться, но не сильно тогда этого хотелось.

- Не хотеть тренироваться с первой командой???

- Во-первых, уровень у них был намного выше. Я не понимал тогда ещё как сыграть в одно касание, быстрота мышления у меня была тогда совсем не такая. К тому же, тогда я был очень молод. Носил бутсы, подавал мячи старшим футболистам. Прошёл определённую футбольную дедовщину. Чуть не забыл. Ещё был «Арсенал-2», который играл в чемпионате области. И чуть раньше я играл именно за эту команду. А в 17 лет я уже дебютировал в Первой лиге за «Арсенал».

- Многие футболисты упоминают про так называемую футбольную дедовщину. Такие случаи не отбивают желание заниматься футболом?

- Один раз такое было. Это было тогда, когда я попал в молодом возрасте в первую команду. У меня тогда не было ещё профессионального контракта. Была определённая стипендия в 300 гривень да и всё. Вообщем, я не стал появляться на тренировках первой команды. Был просто дома. А родителей я обманывал. Говорил, что иду на тренировку, а сам уходил гулять. Однажды ко мне приехал Сергей Станиславович Прокопов, который забирал меня в команду ещё маленьким. Приехал он ко мне, поговорили с ним на повышенных тонах, он посадил меня в машину и отвёз на тренировку.

- По сути это был переломный момент. Ты мог ведь вообще завязать с футболом?

- Да, я благодарен Прокопову за то, что он поверил в меня и не дал мне перестать заниматься футболом. И сейчас мы с ним очень часто встречаемся, сидим за одним столом и вспоминаем всё это. Он возил меня на разные соревнования. Помню одно соревнование среди ветеранов, когда я играл с ними. Всё время я тогда хотел забить и когда не получалось этого сделать, постоянно расстраивался.

- И что же было дальше?

- После этого момента больше никогда не возникало желание завязать с футболом. Помню, в дебютном матче мы играли с «Энергетиком» из города Бурштын, а второй матч проводили с Ивано-Франковским «Спартаком». В том матче я вышел на замену и забил гол Юрию Мартыщуку. Это был мой первый мяч в профессиональном футболе. С того момента я начал играть в стартовом составе и прибавлял с каждой игрой. За четыре игры я забил три мяча. Тогда я уже начал стабильно выходить, играть. А после этого меня вызвал в сборную Юрий Калитвинцев. Это была сборная U-17. Тогда был отборочный турнир на Чемпионат Европы в Киеве, где я забил наибольшее количество мячей. Забил два мяча сборной Польши в последней игре и перед поляками забивал ещё одной команде, но уже и не помню кому. Вообщем, забил три мяча за четыре игры. После этого у меня что-то произошло с коленом. Я приехал в клуб, меня направили в Донецк, чтобы посмотреть, что с коленом. Оказалось, ничего страшного и не было. Этот момент, когда мы приехали в Донецк, оказался перерывом в чемпионате. Моё колено смотрели в донецком «Металлурге» и я начал с ними тренироваться. Мне всё нравилось, я был в хорошей форме. В конце-концов мне предложили остаться в команде. Я был не против. Здесь меня всё устраивало. Была хорошая база, качественные поля. Но дело в том, что ещё раньше поступило предложение от донецкого «Шахтёра» о моём переходе в стан «горняков». В конце-концов я приехал в «Шахтёр». А затем подписал свой первый профессиональный контракт с «Шахтёром» сроком на пять лет.

«Шахтёр» и «Арсенал» совершенно разные

- «Шахтёр» и «Арсенал» - совершенно разные уровни…

- Конечно. Начиная даже с того, что этих ребят из «Шахтёра» до этого я только видел по телевизору.

- Думал, что когда-нибудь будешь играть в «Шахтёре»?

- Нет, не думал. Это произошло в очень быстрый срок и я даже поверить своим глазам не мог. Только закончились в Киеве отборочные матчи на Чемпионат Европы, я приехал в Харьков, затем поехал в Донецк, а в скором времени уже подписал контракт с донецким клубом. Я даже не верил, что это происходит со мной. Это было как сон. Когда я тренировался с Тимощуком, Матузалемом, Лаштувкой, Плетикосой. Когда вышел на тренировку, коленки не то, что дрожали, я даже мяч не мог принять. Настолько я нервничал и переживал. Я не столько думал как сыграть в том или ином моменте, как рассматривал всех футболистов.

- Но и конкуренция была серьёзная…

- Это точно. Доверие нужно было заслужить.

- Когда в жизни каждого человека что-то меняется притом кардинально, возникает звёздная болезнь… Ты ей никогда не болел?

- Трудно, конечно, рассуждать со своей стороны. Может быть, и со мной такое было, спорить не буду. Просто человек, у которого эта звёздная болезнь появляется, он может её даже не замечать. Могут быть изменения в жизни, когда сваливается сразу всё. Возможно, у меня немного в тот момент изменилось мировоззрение.

- Ты много времени провёл и в Харькове и в Донецке. Какой город запомнился больше и почему?

- Харьков – мой родной город и навсегда таковым и останется. Я там вырос, отыграл три года в «Металлисте» и за это время дважды становился бронзовым призёром. Меня там любят болельщики, одним словом, меня многое связывает с Харьковом. Наверное, намного больше, чем даже с Донецком. Хотя, не скрою, что Донецк – моя вторая родная земля. Она меня воспитала.

Харьковские болельщики всегда встречают с особой теплотой

- «Металлист» тоже вспоминаешь с особой теплотой?

- Да, очень. И болельщики меня на недавней игре приветствовали с особой теплотой, что, безусловно, очень приятно. И когда я приезжал в составе «Шахтёра», и когда приехал в составе «Зари» - приветствовали очень тепло. Я – харьковский воспитанник и свою душу в своё время отдавал «Металлисту». В «Металлисте» я сыграл 50 игр в Чемпионате Украины.

- Давай немного остановимся на этом периоде твоей карьеры…

- В «Шахтёре» я получил травму – разрыв переднего бедра. И не полетел с командой на зимние сборы. В один прекрасный день меня вызвал главный тренер и предложил для поддержания физических кондиций и наличия игровой практики поиграть в команде, которая тоже очень сильна в Премьер-лиге. Я согласился и так судьба снова привела меня в Харьков, где я стал играть в «Металлисте». Сначала срок моей аренды был рассчитан на один год. Помню как я дебютировал в матче против одесского «Черноморца» и мы сыграли тогда в Харькове 1:1. Потом моя аренда была продлена ещё на год. Я играл в составе «Металлиста» довольно часто и стабильно, забивал. Мы стали бронзовыми призёрами, после чего я вернулся в «Шахтёр». Прошёл с ними сборы, а «Металлист» занял третье место и вышел в Еврокубки. «Шахтёр» тоже, естественно, играл в Еврокубках. Мирча Луческу выпустил меня в квалификационном матче Лиги Чемпионов против армянского «Пюника». Мы тогда играли в Армении. А дома я уже вышел в стартовом составе, но после первого тайма был заменён. А потом в течение нескольких дней ситуация сложилась так, что я снова уехал в аренду в «Металлист». Уже через несколько дней там была игра, где я вышел в стартовом составе. И когда я перед матчем вышел на разминку, тот взрыв болельщиков, который приветствовал игроков, я его не забуду, наверное, никогда в своей жизни. После такой встречи даже «мурашки» по телу побежали (улыбается). Это было невероятное ощущение, огромный всплеск эмоций. И на 45-й минуте игры с «Таврией» я забил гол после розыгрыша углового. Бегу радоваться, перепрыгиваю рекламный щит, нога попадает в какую-то яму, в результате чего я сломал ногу. Вот такой вот поворот событий случился. И на полгода я оказался вне футбола. Полтора месяца я провёл в гипсе. Потом начал восстанавливаться. Вроде бы восстановился, но нога по-прежнему продолжала болеть. Потерял место в основном составе, обо мне начали забывать.

- Перепады в карьере из колеи выбили…

- Было очень тяжело психологически. Очень сильно выбивают из колеи. Без игровой практики теряешь игровой ритм. Для футболиста самое тяжёлое – это травма. Лучше уж выходить на замену, чем быть травмированным. Это был очень тяжёлый год для меня. Я выходил на поле, у меня ничего не получалось. Потом опять был на замене, выходил ненадолго. Одним словом, психологически было очень тяжело.

В «Заре» я счастливчик

- Всё тяжёлое рано или поздно заканчивается. И вот пришёл период твоей карьеры в Луганске.

- Оформление всех вопросов заняло очень мало времени. Основные вопросы решились очень быстро в телефонном разговоре. Спросили о моём согласии и я принял решение. Ведь игровая практика была очень нужна. К тому же, знал в «Заре» практически всех. Я поговорил и с главным тренером в телефонном режиме. Всю информацию я знал. Я был только «за», чтобы перейти в «Зарю». А после разговора с Анатолием Чанцевым все сомнения улетучились и я дал своё согласие о переходе. Меня отпустили лишь на три месяца, но если бы сказали, что можно перейти на год, я бы ни капли не сомневался и перешёл бы в «Зарю» на год.

- «Заря» звёзд с неба не хватает. Но здесь ты выходишь в основном составе.

- Играть, а не сидеть в запасе, конечно, лучше. Когда ты играешь – ты на виду. И нужно постоянно доказывать, что ты достоин места в основе. И очень приятно, когда тебе доверяют.

- Как тебя приняли в «Заре»?

- Честно говоря, я здесь счастливчик. Я не беру в учёт то, что условия у команд немного разные. Я всё это проходил. Когда приехал сюда, то какой-то скованности у меня не было. Многих ребят здесь знал. С первой тренировки я понял, что здесь – отличная атмосфера, хорошие ребята. Здесь можно прогрессировать. Конечно, что-то не получается, но мы стараемся исправлять свои ошибки.

- Смена места жительства далась легко?

- Да, всё отлично. Город, конечно, не такой большой как Донецк или Харьков, но многое здесь я уже знаю. Я обустроился, снял квартиру. Мне всё нравится.

- Если немного отвлечься: помнишь ли ты свой дебют и первый гол в Премьер-лиге?

- Да, помню хорошо. Матч «Шахтёр» - «Металлист». Это был мой дебют. Мы выиграли тогда 4:1 и я забил третий мяч. И дебют и гол получился в одном матче.

- А на какой позиции тебе вообще приходилось играть?

- Начинал я, как уже говорил, крайним защитником, а потом переквалифицировался в нападающего. Иногда в «Шахтёре» я играл на левом фланге атаки. Но я всегда возвращался назад, отрабатывал сзади, закрывал фланг, помогал левому защитнику и подключался вперёд. Получается позиция у меня была левый атакующий полузащитник.

Голевое чутьё – главное качество форварда

- В «Заре» не все могут похвастаться участием в Еврокубковых матчах. А у тебя был такой матч в Еврокубках, который вспоминаешь до сих пор?

- Да, был. Это был матч с «Галатасараем» в Стамбуле. Я вышел на замену и, поборовшись с последним защитником, отдал пяткой голевой пас Эдмару, а он вышел один на один и забил гол. «Металлист» тогда выиграл 1:0. Считаю, что это был запоминающийся матч в Еврокубках лично для меня.

- Выдели главное качество форварда…

- Голевое чутьё – вот самое главное качество. Это очень важно. Скорость ещё тоже играет роль, но футбол сейчас поменялся. И скоростные качества уже не так стопроцентно стоят на первом месте как раньше. Нужно демонстрировать технику, мышление, грамотно открываться под передачи партнёров. Хотя, те команды, которые играют на контратаках… Там скорости очень важны.

- Когда ты только пришёл в «Зарю», оценивал свою готовность процентов на 60%. Сейчас ты прибавляешь от игры к игре, что наглядно демонстрируют последние матчи.

- Стараюсь, тренируюсь упорно. Не всегда всё получается. Наверное, нам где-то не хватает фарта. Когда мы пропускаем за 40 секунд до конца в матче с «Динамо». А в матче с донецким «Металлургом» на 93-й минуте, когда нам не забили, то это уже фарт.

- А матч с «Ворсклой»?

- О, да (улыбается). Это тоже фарт. Тогда грубо ошибся защитник, я подхватил мяч и в одно касание отправил его в сетку ворот «Ворсклы». Очень рад, что мы не проиграли в том матче. Хотя, вполне могли и должны были выигрывать.

- Тяжело подстраиваться под активный темп жизни. Постоянные перелёты, переезды, игры…

- Сначала тяжело, но потом привыкаешь. Бывает так, что игра в среду, потом два дня отдыха, а потом снова игра. Но это – футбольная жизнь. Сейчас я уже привык. Тяжело, к примеру, и на сборах, но втягиваешься. Главное, чтобы был хороший коллектив.

Чемпионат Европы помню как свои пять пальцев

- Мы затронули тему сборной. Давай остановимся на этой теме…

- Я уже упоминал, когда меня первый раз вызывали в сборную. Потом Михайличенко вызвал меня в молодёжную сборную, где я дебютировал в матче против сборной Грузии. Тогда на выезде мы выиграли 3:0 и я забил первый мяч. Кстати, два мяча тогда забил Милевский. Так пошло и пошло. Я стал набирать форму, чувствовать себя увереннее. С молодёжкой мы заняли тогда в группе второе место. Потом был тяжелейший матч со сборной Бельгии, который мы проиграли 3:2. В ответном матче с бельгийцами после первого тайма мы проигрывали 1:0, на 75-й минуте я забил и счёт стал 1:1, на 78-й минуте Чигринский сделал счёт 2:1 и на 90-й минуте забил Милевский и 3:1. И мы вышли на Чемпионат Европы. В итоге мы с молодёжкой дошли до финала Чемпионата Европы. Я и сейчас помню те игры, тот чемпионат, как все свои пять пальцев. Каждый матч помню. Пенальти в полуфинале с сербами. Групповой этап, когда мы выиграли первую игру у Голландии, а во втором матче уступили Италии. В третьей игре была повержена Дания. А в полуфинале попали на Сербию, выиграли по пенальти. А в финале опять попали на Голландию и проиграли 3:0. Я думаю, что на тот момент никто не думал, что молодёжная сборная Украины дойдёт до финала Чемпионата Европы.

- Вас, наверное, тогда недооценили…

- Может быть, да. Но голландцы в финале вышли на нас совсем с другим настроем, нежели в матче группового этапа. Тогда Хунтелаар, Бабель играли за молодёжку и забивали в чемпионате Голландии по 30 мячей. Кто раньше знал, кто такие Милевский и Чигринский.

- Коленки перед финальным матчем не дрожали?

- Вообще ни капельки. У нас был такой коллектив, что каждый выходил бороться друг за друга. Парни стояли просто стеной один за одного. Возможно, что-то у нас и не получалось, но мы брали настроем на игру. Старались, самоотдача была максимальной. Был действительно сплочённый коллектив. Я уверен, что и в «Заре» сейчас коллектив хороший. Именно с коллектива всё и начинается. Друг за друга, каждый за каждого. От этого и будет идти результат.

- И напоследок: у тебя уже сложилось мнение о Луганске и луганских болельщиках?

- Хороший и уютный город. Здесь приветливые и дружелюбные люди. Мне очень нравятся и наши болельщики, которые всегда поддерживают нашу команду. Узнают на улицах. Это, конечно, очень приятно. Без болельщиков футбола нет. Если будут болельщики – будет и игра.

© Voon Development Team 2000 - 2024 Contact us: info@voon.ru