0
December 27, 2024 01:36:03
Ru En Ua Select theme Select window style Print preview
0
Василий Костровский: У «Смены» все впереди - Face 2 Face Betting
September 27 2006

Василий Костровский: У «Смены» все впереди

В конце августа СДЮШОР «Смена» возглавил Василий Костровский. Ему предстоит руководить одной из самых знаменитых футбольных школ страны в интересное и сложное время. Ведь ФК «Зенит» наконец-то приступает к реализации планов по превращению «Смены» в сверхсовременный центр подготовки футболистов.

Играл вместе с Долгополовым


– Василий Александрович, большинству любителей футбола вы известны как тренер, воспитавший трех заметных игроков – Владимира Быстрова, Игоря Денисова и Олега Власова. Но на этом информация о вас практически заканчивается. Расскажите, как вы пришли в футбол?

– В футбол пришел как все. В моем детстве в каждом дворе играли: летом – в футбол, зимой – в хоккей. Занимался в школе «Зенит» у тренера Колесникова, ныне, к сожалению, покойного. Играл в одной команде с Владимиром Долгополовым, будущим чемпионом СССР. Володя играл правого защитника, а я – правого полузащитника. В 17 лет меня пригласили в дубль «Зенита» на просмотр, но приглашения я не получил. Признаюсь честно – выдающихся данных у меня не было. В большой футбол вообще попадают единицы, из нашей команды заиграл только Долгополов.

– Когда к вам пришла мысль стать тренером?

– Еще когда занимался в школе, в подростковом возрасте. Я поступил в институт имени Лесгафта, отслужил в армии, и в 1984-м начал работать тренером в спортивном клубе «Импульс». Вел сразу три команды. Работал, наверное, неплохо, если меня заметили и пригласили в «Смену».

– В те времена тренер, которого приглашали в «Смену», не выигрывал в материальном плане, но для него это было настоящим достижением.

– Это действительно так. «Смена» была знаменитой школой, в ней работали тренеры высокого класса. На первых порах я получал зарплату даже меньше, чем в «Импульсе», но для меня было большой честью трудиться рядом с такими известными специалистами.

Мне повезло с ребятами


– В начале 1990-х наш спорт был в плачевном положении. Главная команда города «Зенит» бедствовала, казалось, что футбол разваливается, зарплаты детских тренеров стали мизерными. Как вы пережили эти тяжелые времена? Не было желания сменить род занятий?

– Ну, в те времена не только детские тренеры с трудом сводили концы с концами, представителям многих профессий пришлось непросто. Мысли уйти из футбола у меня не возникало. Хотя приходилось подрабатывать на стороне, искать спонсоров. Хочу поблагодарить за поддержку Владимира Анатольевича Гусева – руководителя компании «Компьютерлэнд». Он много помогал мне, моей команде. Ребята были хорошо одеты, ездили на турниры, не испытывали проблем с мячами, экипировкой. А это очень важно, ведь в юном возрасте многие бросают заниматься футболом из-за подобных трудностей.

– Из команды ваших воспитанников 1984 года рождения четыре футболиста – уже упомянутые Быстров, Денисов, Власов, а также вратарь Сергей Иванов – играли за основной состав «Зенита». Это редкий показатель, им мало кто может похвастать. У вас было созвездие вундеркиндов?

– Да, такое редко бывает. Конечно, в той команде было много одаренных ребят – десять человек подписали контракты с «Зенитом». К тому же 1984 год вообще получился в Петербурге «урожайным» на футболистов. В чемпионате города среди команд этого возраста шла острая борьба. Ну а в том, что ребята попали в основной состав «Зенита», есть определенная доля удачи. Быстрову повезло с тем, что в него верил Юрий Андреевич Морозов. Помните, как он поставил его на финал Кубка России против ЦСКА? И хотя Володя на первых порах много ошибался, и даже голы, как говорится, «привозил» команде, Морозов продолжал ему доверять. Денисова и Власова привлекли в главную команду в тот момент, когда дела «Зенита» шли плохо. Властимил Петржела стремился что-то поменять и решил рискнуть, дать сыграть дублерам. И ребята не подвели.

В директоры не рвался


– Василий Александрович, на пост директора вас выдвинул коллектив «Смены». Как известно, эта должность оказалась вакантной после того, как был вынужден уйти Тарас Безубяк. Его сразу не приняли в «Смене»?

– Нет, какого-то отрицательного отношения к назначению Безубяка не было. Надо, наверное, сделать небольшое отступление. Много лет школой руководил Дмитрий Николаевич Бесов – основатель «Смены», авторитетнейший специалист, настоящая глыба. Но возраст брал свое, и школе потребовался новый директор. Так сложилось, что Дмитрий Николаевич не подготовил преемника, не вырастил его в нашем коллективе. К нам пришел Тарас Безубяк – человек в футболе известный, имеющий опыт работы директора учебного заведения, правда, несколько иного профиля. Но он так себя поставил, что возник конфликт. К профессиональным качествам Безубяка претензий не было, а вот его личные качества многим не понравились. Конфликт дошел до такой степени, что почти все тренеры «Смены» были готовы уйти из школы. Понимаете, тренер – профессия творческая, от нее надо получать удовольствие, и мы много лет ходили в «Смену» как на праздник. А тут создалась такая нетерпимая обстановка, что тренеры работали без радости, как повинность отбывали.

По требованию коллектива школы Безубяк был отстранен, объявлен конкурс на пост директора «Смены», и в итоге выбор пал на меня.

– Для вас выдвижение в директоры стало неожиданностью?

– Скажу так, сам я к ней не стремился, но раз мне доверяют, то отказываться не стал.

– Вы уже месяц в новой должности. Что стало для вас самой большой проблемой за это время?

– Главное – нехватка опыта этой работы. Очень много вопросов, которые нельзя решить самостоятельно, требуются согласования, консультации с городским Комитетом по образованию, с ФК «Зенит». Мне хорошо помогают заместители – зам по учебно-тренировочной работе Владимир Васильевич Варламов и зам по хозяйственной части Татьяна Николаевна Сидоренкова. Но времени на тренерскую работу остается все меньше и меньше.

«Планов громадье»


– Работы у вас будет много как никогда. Ведь в ближайшее время должна, наконец, начаться реализация тех великих планов, о которых уже так много написано и сказано. Об этом шла речь на недавней встрече коллектива «Смены» с президентом «Зенита» Сергеем Фурсенко и спортивным директором клуба Константином Сарсания.

– Комплекс СДЮШОР «Смена» был открыт тридцать лет назад. За это время, кроме небольшого косметического ремонта, не делалось ничего. Конечно, наша материально-техническая база требует обновления. Сейчас мы получили два новых поля. Одно со стадиона имени Кирова, другое – с зенитовской базы в Удельной. Правда, их уложили без соблюдения всех тонкостей технологии. Знаете, как это делалось на «Петровском» – сняли слой грунта, уложили подушку из песка, гравия, смонтировали систему дренажа. У нас же просто разровняли площадку и положили газон. Хотя года на три нам новых полей хватит. Ждем установки манежа, площадка для него уже готова.

– Сколько полей нужно «Смене» в идеале?

– Нам хотелось бы иметь в оптимальном варианте четыре натуральных поля и два искусственных, о поле с подогревом мы тоже мечтаем. Манеж позволит заниматься зимой и осенью, но все же в нем будет не очень комфортно – надув воздуха, перепад давления. Детям младшего возраста можно будет тренироваться в нем ограниченное время.

– Планируется в будущем году открыть интернат. На сколько мест он будет рассчитан?

– На 40 мест, будем принимать детей 1993 года рождения и младше. Но интернат – дело сложное. Мало построить здание для него. Надо решить еще много проблем. Во-первых, выстроить систему поиска и отбора талантливых ребят. Начать с нашего, Северо-Западного региона, потом расширить географию. Когда наши команды встречаются с московскими, то в них почти нет москвичей, зато много ребят из бывших республик Союза. Потом, мало найти способного парня, надо убедить переехать его самого, его родителей. Надо решить вопросы с учебой и досугом ребят, найти для них воспитателей, чтобы в чужом для них городе они не были предоставлены сами себе.

– На встрече с зенитовскими руководителями говорилось о возможности стажировок тренеров «Смены» в Европе и о приезде специалистов из-за рубежа к нам. Уже есть конкретные сроки поездок за границу?

– Нет, пока это только планы. Такие поездки очень нужны, они дают новый опыт, новые знания.

– Есть чему поучиться у иностранцев?

– В мире много разных методик подготовки юных футболистов. Например, во многих странах дети до 13 лет играют на полполя и облегченными мячами, а мы уже в 12 лет даем им обычные мячи и выводим на большие поля. А в этом возрасте далеко не все ребята физически развиты, чтобы воспринимать эти нагрузки. У нас дети играют в многомесячных турнирах вроде чемпионата города, а в Европе предпочитают выступать в скоротечных турнирах. Отличий много.

Не все раскрываются в 17 лет


– Насколько я знаю, обсуждалось создание на базе «Смены» команды, стала бы промежуточным звеном между школой и дублем «Зенита».

– Эта команда выступала бы в региональном дивизионе. Не все футболисты раскрываются в 17–18 лет. Есть много случаев, когда игрок прогрессирует в более зрелом возрасте. Вспомните нападающего Дмитрия Силина, который до 23 лет играл за заводскую команду, а потом стал лидером «Балтики», лучшим бомбардиром перовой лиги.

– Такую команду пытались организовать в этом году, она выступала в турнире на призы МРО «Северо-Запад». Насколько я знаю, кандидатами в тренеры рассматривались Юрий Желудков и Борис Чухлов – так сказать, живые символы связи между «Сменой» и «Зенитом». Кстати, а почему за многолетнюю историю школы в ней, в отличие от СДЮШОР «Зенит», так мало работало известных в прошлом футболистов?

– В первые годы существования в «Смене» были бывшие игроки – Алексей Яблочкин, Владимир Кусков, Виктор Смагин, Евгений Архангельский. Но потом Дмитрий Николаевич Бесов, формируя тренерский состав, старался привлекать людей, не отягощенных опытом профессионального футбола. Все наши тренеры – люди талантливые, неординарные, творческие. Мы приглашаем только тех, кто уже проявил себя в других коллективах.

Нужен букет благоприятных обстоятельств


– Поговорим об эффективности работы «Смены». Как вы воспринимаете критику в адрес школы, утверждения, что уровень подготовки упал, доказательство чему факт, что за несколько последних лет ни один сменовец не смог закрепиться в «Зените»? Это следствие ухудшения материально-технической базы школы? Или конкуренция в главной команде так усилилась?

– С тем, что уровень учебно-тренировочного процесса упал, я категорически не согласен. Наши команды по-прежнему успешно играют в самых разных соревнованиях. Хотя условия работы усложнялись. Когда ребята занимаются на кочковатом, пыльном поле, тут не до технической оснащенности, больше беспокоишься как бы мальчишки не получили травм. В том же, что приток выпускников «Смены» в «Зенит» уменьшился, – комплекс причин. Это и отношение к молодежи тренеров. Я уже упоминал, как смело вводил дублеров в состав Юрий Андреевич Морозов. Но он был исключением в этом плане, большинство же его коллег не готовы так рисковать. Это и политика клуба. Если раньше «Зенит» стремился комплектоваться питерскими воспитанниками и приобретал легионеров по принципу «цена – качество», то сейчас речь о цене не идет, покупаются футболисты высокого класса за большие суммы. И это – общепринятая практика. Как мы видим на примере Европы, в знаменитых клубах играют один-два, редко три своих воспитанника.

У нас есть талантливые ребята в команде 1989 года рождения – Бобровский, Мочалин, Комолов, есть хорошие мальчишки 1990 года рождения. Но того, что они непременно заиграют, я гарантировать не могу. Конкуренция в «Зените» сейчас очень сильна – на каждой позиции игроки высокого уровня, за их спиной тоже сильные футболисты, и чтобы способный, но неопытный паренек из дубля заиграл, необходим целый букет благоприятных для этого обстоятельств. Но «Зенит» не собирается комплектоваться только легионерами, иначе он не строил бы тех больших планов по реконструкции «Смены».

© Voon Development Team 2000 - 2024 Contact us: info@voon.ru