0
December 3, 2024 22:24:31
Ru En Ua Select theme Select window style Print preview
0
Сарсания: "Прошлым летом с Тимощуком уже договорились о переходе в московское "Динамо" - Face 2 Face Betting
February 15 2011

Сарсания: "Прошлым летом с Тимощуком уже договорились о переходе в московское "Динамо"

Из трех лет контракта с «Динамо» на посту спортивного директора клуба он проработал только один, после чего сосредоточился на воронежском «Факеле», который с нового сезона стартует в первом дивизионе. В аналитической статье для «Советского спорта» Константин Сарсания идет шаг за шагом – от постановки команде задачи выиграть чемпионат до режима экономии и новой цели – попадания в пятерку.

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ

КАК КОМПЛЕКТОВАЛОСЬ «ДИНАМО» В МЕЖСЕЗОНЬЕ-2010

– Звонок из «Динамо» раздался еще до того момента, как я принял решение уйти из «Химок». Приглашение поступило от президента клуба Юрия Исаева. Задача после покупки клуба банком ВТБ формулировалась так – создание команды, которая могла бы конкурировать за звание чемпиона страны с ЦСКА и «Зенитом».

Что я думаю о задаче выиграть золотые медали? Она хороша, как маяк, но в целом в первый сезон была невыполнимой. Во-первых, на момент начала зимы межсезонья 2010 года у команды было всего 6–7 футболистов, способных потенциально решать подобные задачи. Остальных надо приобретать на стороне, что дело недешевое. На трансферы было выделено 25 миллионов евро. На обывательский взгляд – средства серьезные, но подобные суммы на усиление топ-клубы России тратят практически каждое трансферное окно. Во-вторых, помимо покупок новых игроков, необходимо было решать вопрос с тем, как удержать лидеров. Поэтому довольно наивно думать, что, вложив 25 миллионов в первый же год, мы сразу всех заткнем за пояс. Я говорил об этом акционерам, не знаю, был ли услышан. Чувствую, что нет.

Высокая цель и жесткий лимит по времени диктовали определенную линию поведения в трансферной политике клуба. Опирались на мнение главного тренера Андрея Кобелева. Он хотел строить команду на основе русских-русскоязычных игроков, которые бы имели представление о том, что за команда их зовет, какие у нее традиции. Практически во всем наши взгляды совпадали.

Теперь о том, как и почему стоило удержать лидеров. У целого ряда футболистов был либо пункт в контракте об отступных, за которые они могли бы уйти, либо у них заканчивались контракты, вступал в действие защищенный период, позволяющий футболисту вскоре сменить клуб за небольшие деньги.

Габулов, братья Комбаровы, Фернандес, Шунин, Гранат, Уилкшир и Смолов – таким был список потенциальных потерь. У Габулова было два варианта в России, Фернандеса звал римский «Лацио»… Вариантов было два – либо продавать футболистов, либо переподписывать договор, исключая пункт об отступных. А что это такое – практически новый трансфер, учитывая комиссию агенту и выплату игроку. Новые деньги на заключение новых контрактов не выделялись, на все про все – те самые 25 миллионов.

Проблемные позиции очерчивались так. Андрей передвинул братьев Комбаровых в оборону, соответственно, открытыми становились два фланга. Плюс центр обороны, плюс форвард из-за отъезда в Петербург Кержакова. Центральный хав – было понятно, что Дима Хохлов не столь мобилен, нужен более быстрый игрок. На это место вернули из «Зенита» Семшова.

Из «Москвы» были приглашены Епуряну, Самедов, Чеснаускис. Уверен, что решение об их покупке являлось верным. Все трое провели хороший сезон, вошли в список «33 лучших».

Понимаю, что тяжело объяснять какие-то сложности, потому что многим сумма в 25 миллионов кажется колоссальной. Но посмотрите, как потратился «Зенит» на Данни и Тимощука! Да, дорого, но футболисты оправдывают эти вложения в первый же год карьеры в новом клубе.

Продолжим – форварда нашли в Германии, за небольшие деньги был куплен Андрей Воронин. Кобелев считал, что он может выйти на позиции первого форварда, а второго могли сыграть молодые Кокорин и Смолов. Тоже логично – потому что если не давать им шанса, то оба так и будут вечно перспективными. С другой стороны, как показали дальнейшие события, это стало ошибкой. Приобрети мы зимой Кураньи (такая возможность была, но игрок обошелся бы подороже, поскольку имел действующий контракт с «Шальке»), в первой части чемпионата могли сыграть удачнее.

Уверен, что направление зимней селекции мы выбрали в целом правильное. Так в свое время строился «Зенит», «Рубин». Обе эти команды не выигрывали чемпионат в первый же год, как были собраны игроки. Им нужно было дать время и в будущем, конечно, усилить конкуренцию в команде – в атаке, в центральной линии, слева в обороне. Но бюджет ведь не резиновый! Мы переподписали восьмерых игроков плюс приобрели шестерых новых.

В общем, подводя итог межсезонью, могу признать, что задача непременно взять золотые медали выглядела поспешной.

Насколько я слышал, Кобелеву ставилось в вину то, что команда не бежит, есть проблемы с «физикой». Вопрос об отношениях Андрея с тренером по физподготовке Роберто Сасси – непростой. Любому тренеру, который ранее не работал со специалистом по физподготовке, сложно с ним взаимодействовать. То, что считал необходимым сделать Роберто, Андрей скорректировал, как считал нужным. Не могу сказать, кто тут прав, просто у каждого тренера своя метода и своя ответственность.

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ

КАК УВОЛИЛИ КОБЕЛЕВА И НАЗНАЧИЛИ БОЖОВИЧА

Считаю, что решение об увольнении Кобелева было неверным. В чем была проблема Андрея, почему его впоследствии уволили? Потому, что он никого из руководства клуба к команде не подпускал. Считаю, что это было единственно верным решением, линией поведения. Это многим не нравилось, на базу просто так было не попасть. В принципе мне это напоминало то, что делал Дик Адвокат в «Зените».

Но из-за этого люди в руководстве могли быть обижены. И обида эта перерастала в нечто большее, когда тренер не добивался необходимых результатов. Что и произошло – мы неплохо начали сезон, выиграли у «Спартака», свели к ничьей матч с ЦСКА, потом последовали два поражения и две ничьи. Играли со скрипом. В целом было заметно, что команда пока ищет свой футбол, что всегда отражается на результате.

Вспоминаю, как уволили Кобелева. Я улетел в командировку в Корею. Возвращаюсь после матча с «Тереком» в Грозном, мне говорят, что принято решение менять тренера. Вроде бы решение потом отложили… На собрании сказали, что у тренера есть кредит доверия. Но после победы над «Сатурном» мне было дано задание ехать на беседу с Миодрагом Божовичем, поскольку принято решение назначить его на пост главного тренера.

Андрея я предупредил о том, что возможны перемены, что его могут уволить.

Разговор с Божовичем состоялся. Мы обсудили спортивные темы – видение им команды, игры. Миодраг – хороший тренер, но команде надо дать возможность сыграться. Об этом я и говорил руководителям клуба. На мой взгляд, причины у решения сменить одного тренера и назначить другого были неспортивными. Помню, как тяжело было Андрею в тот день, когда ему объявили об отставке, ведь мы оба верили, что сможем решить те задачи, которые сами перед собой ставили.

ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ

В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ БОЖОВИЧА ОТ КОБЕЛЕВА

В принципе я не могу сказать, что при Миодраге команда сразу заиграла как-то иначе, чем при Андрее. Из серьезных различий выделю разве смену Комбаровыми позиций. Кобелев их видел в обороне, Божович решил передвинуть в среднюю линию. Соответственно, освободились места крайних защитников.

Миодрага надо было ввести в курс дела. Ему было непросто разобраться в количестве руководителей. Довольно быстро команда стала более открытой в плохом смысле этого слова. Если Кобелев, как я уже говорил, в команду никого не пускал, ведя себя очень жестко, то Миодраг в этом плане либерал. Но что-то среднее в плане этого проникновения ему выстроить не удалось.

Что касается тренировочного процесса, то он принципиально отличался от того, что было раньше. Миодраг хотел видеть острый, атакующий футбол. И поэтому его система подготовки сильно разнилась с той, что была у его предшественника. А для этого нужны два быстрых крайних защитника, опорник, способный и разрушить, и впереди помочь. В команде появились Ломич, Дуймович плюс на правах свободного агента пригласили Якубко – в качестве подмены Кураньи.

На мой взгляд, со временем в своих лучших матчах команда при Миодраге стала играть в более атакующий, быстрый футбол. Но результаты не улучшались. Почему? Думаю, команде не хватало самоотдачи, концентрации в решающие моменты.

Миодрагу как человеку демократичному, не жесткому не всегда удавалось заставлять команду играть с полной выкладкой. Кроме того, он никогда не кричал на игроков, всегда всю вину брал на себя, защищал ребят на собраниях. Для футболистов такой тренер просто великолепен. Другое дело, что и сам наставник вправе рассчитывать на ответную реакцию со стороны команды, на то, что настанет момент, когда футболисты, как говорится, умрут на поле. А момент все не наставал и не наставал, игроки не умирали.

Это постоянно обсуждалось на собраниях в команде, на советах директоров. В принципе все логично – люди, которые платят зарплату команде, тратятся на нее, хотят видеть большую отдачу от своих работников. Но они должны понимать, что не вправе лезть в команду и участвовать в процессе, забыв, что это прерогатива главного тренера.

И Миодраг, в отличие от Кобелева, не сумел защитить себя и команду от этого.

Я прекрасно понимаю руководителей клуба – за вложенные деньги хотелось иметь совсем другой результат. Но ведь надо и им понять – быстрой отдачи в футболе ждать проблематично даже от высококлассных, дорогостоящих игроков. Им элементарно нужно время, чтобы сыграться. Полгода, год. Нужно было дать время Кобелеву, потом Божовичу. Кроме того, считаю, что Миодрагу надо все-таки быть пожестче как с командой, так и с руководством.

ИСТОРИЯ ЧЕТВЕРТАЯ

КАК КУПИЛИ КУРАНЬИ И НЕ КУПИЛИ ТИМОЩУКА

В принципе Кураньи мог оказаться у нас еще прошлой зимой. Я знаком с Кевином, с его агентом. Приобрести немецкого форварда в январе-феврале было реально. Единственное, конечно, тогда он не приходил на правах свободного агента, предстояло заплатить «Шальке» за его трансфер. Но в итоге решили дать шанс Кокорину, которого наигрывали в атаке с Ворониным.

А Кевин пришел к нам летом. При этом я категорически опровергаю тот факт, что он зарабатывает в «Динамо» 5–6 миллионов евро. Гораздо меньше! В целом, учитывая, что Кевин сразу стал забивать, считаю его переход великолепной сделкой.

Летом мог перейти к нам и Тимощук. С Анатолием мы обо всем договорились, согласовали контракт. Но потом «Динамо» изменило позицию, и вместо выкупа трансфера у «Баварии» и предложения долгосрочного контракта игроку было решено взять футболиста в аренду. В итоге Тимощук остался в «Баварии».

ИСТОРИЯ ПЯТАЯ

ПОЧЕМУ Я УШЕЛ ИЗ «ДИНАМО»

В начале августа курс в развитии клуба стал меняться. В генеральное руководство пришли новые люди. В частности, гендиректором назначили Романа Дьякова. Моя позиция оставалась неизменной. Стоял на том, что необходимо сохранить эту команду плюс в межсезонье усилить 1–2 позиции. У нас есть хорошие футболисты, хороший тренер, нужно дать им время, усилить конкуренцию и только тогда требовать результата.

Но доминировала другая точка зрения, суть которой могу сформулировать так: надо избавиться от дорогостоящих футболистов. Но ведь мы и брали таких, чтобы решать высокие задачи? Теперь, получается, их не решаем?

Беда в том, что у клуба нет долгосрочной стратегии развития. Один год ставим задачу, берем сильных футболистов, в следующем пытаемся их продать, снизить ведомость и решать задачи другого порядка. В этой ситуации решения по футболистам, в частности по Ребко, Чеснаускису и Якубко, не представляются мне тренерскими. На мой взгляд, Миодраг хотел бы оставить всех троих в команде.

Какой должна быть долгосрочная стратегия? Вспоминаю опыт работы в «Зените» – там эту стратегию готовили около полугода, она рассчитана на несколько лет вперед. Не бывает такого, чтобы в 2010-м боремся за чемпионство, а в 2011-м – за место в пятерке… Этого планирования «Динамо», на мой взгляд, не хватает. Была попытка, осенью клуб нанял специалистов из компании «Ernst&Young», пришли два молодых парня. Не могу сказать, что разговор с ребятами убедил меня в том, что они смогут подсказать, в каком направлении двигаться. В принципе я и сам хотел уже сосредоточиться на работе в «Факеле, поэтому не могу сказать, что ушел только из-за смены курса в «Динамо».

ИСТОРИЯ ПОСЛЕДНЯЯ

КАКИЕ ОШИБКИ Я СОВЕРШИЛ

Уверен, что изначально мы сделали стратегические ошибки – в самом начале сезона, даже в межсезонье. Во-первых, безусловно, стоило делать все, чтобы задача на сезон не была поставлена настолько жестко – только первое место! Уверен, что команде было необходимо дать время. Стоило сделать все возможное, чтобы не дать поменять главного тренера – на момент увольнения Кобелева прошло всего семь туров. Вспомните, как мучился поначалу с «Зенитом» Дик Адвокат. Первые полгода, даже год команда играла с большим скрипом, было много критики…

Кроме того, считаю, надо было настоять в зимнее трансферное окно на приглашении Кураньи. Кевин мог помочь с самого начала чемпионата. Он забивал бы, мы в сложных матчах побеждали, с очками пришла бы и уверенность. И, возможно, команда на финише могла зацепиться за более высокое место.

Несмотря ни на что, желаю «Динамо» всего самого лучшего в наступающем сезоне. И игроки, и тренер – а Миодраг мне очень симпатичен, мы продолжаем общаться – обладают должным потенциалом. Они могут многих удивить.

© Voon Development Team 2000 - 2024 Contact us: info@voon.ru