0
December 26, 2024 14:08:36
Ru En Ua Select theme Select window style Print preview
0
Первый тренер Хацкевича и Белькевича: "Валик был тихоней, а Саша хотел бросить футбол" - Face 2 Face Betting
February 24 2011

Первый тренер Хацкевича и Белькевича: "Валик был тихоней, а Саша хотел бросить футбол"

Михаил Степанович Братченя воспитал не одно поколение талантливых футболистов, среди которых и самый знаменитый дуэт белорусского футбола — Александр Хацкевич и Валентин Белькевич. Первый тренер звезд вспоминает, как бросил курить из-за Саши и как Валик покорил Ригу, как Хацик изображал Пеле и как он хотел оставить футбол. Как Белькевич ходил на тренировки с бабушкой и уже в ту пору был молчуном.

Из «Торпедо» в «Динамо»

«Я родился в Автозаводском районе. Тренировался в школе «Торпедо». Тренером моим был Блошко Николай Иванович. Потом за юношескую команду «Торпедо» играл. Затем армия, после нее институт физкультуры. В 1978 году я успешно его закончил, и тогда встал вопрос о моем распределении. Мне посчастливилось попасть в СДЮШОР «Динамо». Просто перед этим я подрабатывал на стадионе в Стайках, и впоследствии директор этого комплекса рекомендовал меня Анатолию Николаевичу Егорову, руководителю СДЮШОР «Динамо» на тот момент. Так оказался в стане «бело-голубых».

О первых шагах Хацкевича и Белькевича в футболе

«Сначала пришел Саша. Его отец мне перед этим позвонил и договорился: он хотел, чтобы сын занимался в «Динамо». И уже на первой тренировке я заметил, что потенциал в парнишке есть. Это сразу видно, когда у человека имеется талант. И не нужно ему тут никаких раздражителей, давления. Просто требуется корректировать его работу, направлять ее в нужное русло. А с Валиком интересная ситуация получилась. Я как-то заметил, что какой-то мальчик лет восьми постоянно приходит на поле, когда тренировок нет, и бьет по воротам. Потом друга привел, поставил его в рамку, и давай с разных позиций пробовать забить. Я подхожу к нему, спрашиваю: «Мальчик, а ты где-нибудь занимаешься?». Он говорит: «Нет». «Как нет? А хочешь?» — я говорю. А он так скромно: «А можно?». Вот так я его записал к себе в секцию».

«Главное — найти общий язык»

«Отношения со своими подопечными строил на равенстве. Если замечал какие-либо проблемы у игрока, то подходил к нему и говорил с ним на равных, не используя никакого давления. И меня слушались: не надо было никаких криков и разносов. Ведь самое главное — найти общий язык с воспитанниками: тогда все получится. Если у тебя появляется какая-либо идея, то нужно пробовать ее воплотить в жизнь. Проверил одну — приступай к следующей. По-моему, игрок чем-то похож на хороший музыкальный инструмент. Тренер должен научиться на нем правильно играть».

О характере и взаимоотношениях

«У них совершенно разные характеры. Сашка более настырный, нахальный, жесткий во всех отношениях. И целеустремленный: если что-то задумал, непременно этого добьется. Заводной очень был, лидерские и бойцовские качества у него были развиты отменно. А вот Валик — мышонок, скромный всегда был, однако свое «я» имел. Впрочем, на поле было видно, что мыслят они почти одинаково. Поэтому взаимоотношения у них складывались замечательно — конфликтов между собой не возникало».

«Дневники не проверял»

«Проблем с учебой ни у того, ни у другого не было. Я сам их дневники не проверял, а если что — обращался к родителям. У Саши семья интеллигентная была, я хорошо с его отцом общался. А вот у Валика родители были в разводе, и поэтому он жил с бабушкой. Она даже на тренировки приходила, поддерживала увлечение своего внука. Однако отец его не верил, что из Валика спортсмен получится, и был против его занятий футболом. Однако потом убедился, что был неправ в этом отношении».

О проблемах переходного возраста

«С переходным возрастом проблемы, конечно же, были. Что с Валентином происходило, вообще понять было сложно. Он же не особо разговорчивый сам по себе, замкнутый — тихоня, в общем. Но он умница был, неконфликтный, вреда никому не чинил. А вот у Саши хватало проблем: даже футбол хотел совсем бросить. Ему когда 14 лет было, он уже начал из себя Пеле изображать — выпендриваться, проще говоря. И когда он в очередной раз начал на поле неподобающе себя вести, я его попросту заменил. Саша очень разозлился, плюнул, развернулся, и пошел домой. Я ему говорю: «Пожалеешь». Прошла одна неделя, вторая, третья. Звонит: «Михал Степачын, извините». А я ему: «А ты чего по трубке? Приди на тренировку, пробежишь парочку кроссиков, чтоб мозги на место встали, а потом говорить будем». Пришел.

«В Латвии так не играют»

«Помню, поехали мы как-то в Клайпеду на турнир. Саше и Валику было тогда по 12 лет где-то. Отыграли здорово. А в последней игре парни показали такой футбол, что латыши просто за голову хватались. Короче, разрывали их, как хотели. Судья как-то пытался в начале игры им помогать, но это было бесполезно. А после того, как наши ребята разыграли отличную комбинацию и Валик мяч в пустые ворота закатил, судья сначала вообще гол засчитывать отказался. Говорит, мол, у нас так не играют. Но потом все же на центр показал. Нам тогда весь стадион аплодировал».

Как из-за Хацкевича бросил курить

«Интересный случай произошел, когда было Сашке лет 14. Я в то время курил, и ни для кого это секретом не было. И, когда мы ехали на какой-то турнир, Хацкевич меня спрашивает: «А вы почему после игр курите?». А я ему отвечаю: «Как мне не курить, когда вы проигрываете? Я ж волнуюсь, переживаю». Он тогда заявляет: «А вы бросите курить, если мы турнир выиграем?». Я говорю: «Саня, если выиграете — брошу!». И что вы думаете? Пришлось бросить! Но на три месяца. Потом опять начал. А когда Саша спросил, почему, то я ему так и ответил — проигрывать начали, вот я и закурил».

О редких встречах с подопечными

«Со своими выпускниками хотелось бы чаще видеться. Однако они же люди занятые. Да и семьи у многих. Последний раз заходили ребята ко мне года четыре назад. Посидели, поговорили, вспомнили интересные моменты. Хоть и не всегда получается, я, в принципе, стараюсь следить за всеми своими воспитанниками — кто где выступает, и как развивается их карьера.

До сих пор помню, что, когда Хацкевич и Белькевич перешли в киевское «Динамо», мне как первому тренеру дали 356 рублей».

«У молодежи больше мотивации»

«Молодежная сборная выступает лучше не потому, что условия у них хорошие: здесь как раз таки наоборот получается. Просто у молодых гораздо больше желания играть и побеждать. Они стремятся показать себя, раскрыться, выложиться в каждой игре. У молодежи больше мотивации и воли к победе. А старшие уже начинают филонить. Они ведь в большинстве своем играют в уважаемых клубах и получают неплохие деньги. В принципе, «молодежку» и тренер гоняет больше.

Я считаю, что тренировать сборную должен только соотечественник футболистов. Ведь здесь нужно понимать менталитет игроков, находить с ними общий язык и уметь настроить их на игру. Мне кажется, сделать это способен только наш человек».

«Нажал пару кнопок — и ты чемпион мира»

«Что касается условий подготовки футболистов, то ситуация у нас плачевная. Что и говорить, если в СДЮШОР «Динамо» зала даже нет. Как играли на асфальте, так и играют. В любую погоду. Я вот в Исландии был — там настолько все толково в этом плане сделано! Крытые манежи, стадионы с освещением, в общем, играй — не хочу. И это в стране с населением в 350 тысяч человек!

Хотя молодежь не только из-за условий в футбол стала меньше играть. Компьютеры — вот еще одна напасть. Сел перед экраном, на кнопки понажимал — и ты уже чемпион мира. Не надо ни бегать, ни заниматься, ни даже из дома выходить. И здесь очень важна позиция родителей: они должны подавать детям пример и заниматься вместе с ними. Тогда будет и взаимопонимание, и здоровье у детей. А то сейчас мамы думают: «Да ладно, что перед экраном сидит, только чтоб кушал хорошо». А потом вырастает неизвестно что. Я вот сейчас, например, стараюсь своим внукам внимание уделять. Обязательно нужно, чтобы они занимались спортом и вели здоровый образ жизни».

© Voon Development Team 2000 - 2024 Contact us: info@voon.ru