Александр Мостовой: Даже сейчас мне поступают предложения - Face 2 Face Betting
March 22 2006
Александр Мостовой: Даже сейчас мне поступают предложения
Имя Александра МОСТОВОГО более десятка лет не сходило со страниц спортивных газет и журналов. По признанию многих специалистов, и не только отечественных, именно Мостовой долгие годы был олицетворением российского футбола в Европе. Однако после известной истории, произошедшей летом 2004-го в Португалии во время континентального первенства, карьера этого игрока пошла, что называется, наперекосяк. Взяв паузу, Александр какое-то время отдыхал от футбола, весной прошлого года неожиданно появился в испанском «Алавесе», а спустя два месяца так же неожиданно покинул эту скромную команду. Как выяснилось позже, Мостовой расстался не только с клубом, но и с игровой карьерой.
— Александр, о вас в последнее время мало что слышно. Чем занимаетесь после завершения футбольной карьеры?
— Согласен, после завершения карьеры интерес ко мне со стороны газет и телевидения несколько упал. Но это нормальное явление, я не первый и не последний спортсмен, столкнувшийся с подобным. Чем сейчас занимаюсь? Пока ничем, можно сказать, отдыхаю, много путешествую, большую часть времени провожу в Испании, но и в Москве часто бываю.
— Вам не обидно, что расставание с футболом получилось каким-то будничным?
— Вы знаете, с одной стороны, вроде бы и обидно, но с другой — изменить ничего уже невозможно.
— Нет желания устроить прощальный матч?
— На этот вопрос мне тоже сложно однозначно ответить. В России я долгое время не жил, играл только в союзном чемпионате, после чего уехал на Запад. Да, была сборная страны, но в любом случае болельщики больше признают тех футболистов, которые играют у них на глазах. В то же время в мою бытность игроком сборной России команда особых успехов не добивалась, хотя, как я считаю, была на то способна. В Испании, кстати, в свое время мне предлагали провести подобный матч. Как-никак столько лет отдал «Сельте», помог ей добиться самых больших в истории клуба результатов. В Виго меня до сих пор помнят и любят. Однако мое расставание с «Сельтой» всетаки оставило неприятный осадок. Я имею в виду проблемы с руководством клуба, не желавшим полностью выполнять условия контракта.
Из-за финансовых проблем, собственно, я и ушел из «Сельты », хотя, конечно, расставаться с командой собирался не таким образом. Когда выступал за эту команду, мне не раз предлагали устроить пышные проводы, а потом в каком- либо качестве предоставить работу в клубе. То же руководство не раз заявляло: «Мостовой — лучший игрок «Сельты», капитан и лидер команды. Даже после завершения карьеры игрока мы готовы его оставить в клубе».
Однако, как только начались финансовые проблемы, об этом, кроме болельщиков, никто уже не вспоминал.
— Может, стоит тогда попробовать провести такой матч в России? Тем более что вместе с вами почти одновременно ушли из футбола Карпин, Никифоров и Онопко.
— Это, конечно, было бы замечательно. И если кому-нибудь придет такая идея, мы только рады будем помочь в организации матча. Впрочем, для России подобные мероприятия все-таки в диковинку.
С другой стороны, прощальный матч более уместен для футболистов, всю карьеру игравших за один клуб или добившихся выдающихся успехов.
— Не жалеете, что решили завершить карьеру, а не приняли одно из предложений?
— Честно говоря, сейчас, когда уже прошло достаточно времени, стал жалеть, что завершил карьеру. Предложения от клубов, и достаточно солидных, были у меня и до чемпионата Европы, и после. Однако после той известной истории, произошедшей в Португалии, я долго о футболе не только думать не хотел, но даже мяча не мог видеть. Когда же ко мне вернулся интерес к игре, время было уже упущено. Да и возраст у меня по футбольным меркам уже солидный. Впрочем, время от времени раздаются звонки со стороны агентов и разных клубов — люди же видят, что я еще в нормальной физической форме. Даже сейчас у меня есть одно конкретное предложение, но говорить об этом не хочется.
— Получается, что скромный «Алавес», выступавший в сезоне 2004/05 во втором испанском дивизионе, стал последним для вас клубом?
— Да, так и есть. При этом хочу сказать, что все в этом клубе складывалось для меня отлично: меня тепло приняли болельщики, я сам быстро адаптировался в команде, но… Это все-таки второй дивизион. Всю жизнь играть в элите, за сборную, быть на виду, а потом вдруг оказаться во втором эшелоне...
Когда же начинал сравнивать футболистов, выступающих в первом и втором дивизионах, волей-неволей начинал думать: «Елки-палки, куда я попал?». Именно из-за этого я и решил покинуть «Алавес».
— Скажите, а что за человек владелец «Алавеса» Дмитрий Питерман? Судя по тому, что о нем пишут в самой Испании, это достаточно любопытная личность.
— Питерман — человек действительно любопытный. За время своей работы в испанском футболе он успел разругаться едва ли не со всеми: с болельщиками, мэрией Витории, федерацией, прессой, игроками.
При всем при этом за те полтора-два месяца, что я пробыл в «Алавесе», у меня с ним никаких проблем не возникло.
Все, о чем мы договаривались, было исполнено. Что касается причины всех этих конфликтов, то тут все предельно ясно. Питерман — человек нефутбольный, вот из-за этого с ним случаются всякие чудачества.
— Александр, отдых отдыхом, но наверняка в скором времени придется определяться со своим будущим. Чем планируете заняться?
— Хотелось бы, конечно, остаться в футболе. Было бы глупо заниматься другим делом, если вся жизнь, начиная с пятилетнего возраста, у меня была связана с футболом, в котором, без ложной скромности, мне многое до мелочей известно. Однако тут же возникает вопрос: как остаться в футболе, в каком качестве?
Обивать пороги и просить взять меня на работу считаю не совсем правильным. Надеяться на какое-то предложение со стороны? Вы знаете, я не такой наивный человек.
— Не задумывались о том, чтобы окончить тренерские курсы и получить лицензию для работы?
— Тренерские курсы, конечно же, необходимы. Учиться чему-нибудь новому никогда не вредно. Но есть же много примеров, когда люди, никогда не игравшие в футбол, в тренерской деятельности достигали значительных успехов. Так если они добиваются успехов, почему это не могут повторить бывшие футболисты, поигравшие немало лет на высоком уровне и работавшие под началом известных специалистов?
Неужели эти курсы, которые, кстати, длятся не так уж долго, могут заменить тот огромный опыт? Думаю, вряд ли.
— В свое время из России в западные клубы уехало целое поколение футболистов, с которыми у нас были связаны большие надежды. Поиграв в европейских клубах и набравшись опыта, они со временем могли бы в качестве тренеров привнести в наш футбол что-то новое. Однако годы идут, но никто, кроме Шалимова, Чернышова и Юрана, так и не попробовал себя в новом качестве. А те, кто попробовал, особых успехов не добились. Неужели это поколение стало потерянным для нашего футбола?
— Так, конечно, можно подумать, но это все-таки не так. Чтобы начинающие тренеры добились каких-то успехов, нужна хоть какая-то поддержка. В одночасье ничего невозможно добиться, что подтверждает европейский опыт. К примеру, в Германии или Франции, где активно привлекают к тренерской деятельности известных в прошлом игроков, доверие к начинающим специалистам на порядок выше. Там нет такого, что если не использовал свой шанс, значит, тренерская работа тебе заказана. В любом случае им больше помогают и доверяют, чем у нас.
— Александра Бородюка, недавно назначенного старшим тренером сборной России, можно причислить к вашему поколению?
— Думаю, да. Александр чуть постарше меня, но все-таки долгое время мы одновременно выступали за сборную и клубы как в СССР, так и за рубежом. Могу пожелать ему успехов в молодежной сборной России, в главной команде страны он все-таки фигура временная.
Кстати, поддерживаю решение РФС о его назначении, так как Бородюк уже столько лет работает в национальной команде. Кстати, это и есть классический пример, о котором я уже говорил. Ведь Бородюка пригласил в сборную не кто иной, как Газзаев, который в свое время выступал с ним в одной команде. Это и есть та поддержка, о которой я говорил выше. Если, к примеру, нашу национальную сборную возглавит какой-нибудь испанский специалист и пожелает позвать меня помощником, я с радостью соглашусь.
— Раз уж мы заговорили на эту тему, то хотелось бы узнать ваше мнение по поводу приглашения иностранного специалиста в сборную России.
— Могу, конечно, высказаться, но ведь решения принимаю не я. Да, возможно, этот шаг поможет качественно поднять уровень игры нашей сборной.
Но это не говорит о том, что у нас нет специалистов, которые сами не могли бы это сделать. К примеру, мне непонятно, почему Анатолий Бышовец сейчас не работает в каком-либо клубе, почему его не рассматривали в качестве кандидата на пост тренера в сборной России.
Своей работой он, как мне кажется, всем уже все доказал — что в России, что за рубежом. И даже в прошлом году, когда после большого перерыва он возглавил «Томь», все мы были свидетелями неожиданного преображения сибирской команды.
— Судя по всему, новым главным тренером сборной России станет Гуус Хиддинк. Знакомы ли вы с ним, что думаете о перспективах его работы в нашей стране?
— Лично с ним я не знаком, но, конечно, наслышан о нем, знаю, где и как работал и чего достиг. И, насколько я знаю, везде, где бы голландец ни трудился, он добивался результата.
Видимо, в этом и кроется причина его приглашения в Россию. Остается только надеяться, что к нам он согласится приехать не только ради большой зарплаты, а хотя бы потому, что видит какие-то перспективы у нашей сборной.
— А вы сами как оцениваете перспективы нашей сборной?
— В футболе главное не перспективы команды, а его результаты. Если помните, в свое время и нам пели дифирамбы.
Однако сейчас Мостового, Карпина, Никифорова, Шалимова и многих других игроков уже называют потерянным поколением. А по таланту, я думаю, мы нынешним футболистам сборной России точно не уступали. Так что вывод тут один: нужно играть и добиваться результата, постоянно выступать в финальных стадиях чемпионата мира и Европы.