0
December 26, 2024 14:44:54
Ru En Ua Select theme Select window style Print preview
0
"Система Станиславского-Лобановского" – для футбольных "чайников" - Face 2 Face Betting
September 5 2011

"Система Станиславского-Лобановского" – для футбольных "чайников"

На эту реплику меня вдохновило эссе одного толкового воронежца Олега Л., ярого приверженца «системы Станиславского», который искренне беспокоился за судьбы российского театра. Меня же больше интересуют перспективы украинского футбола, так что я позволил себе интерпретировать его сентенции применительно к «народной игре»…

Политиков и «ПТУшников», ЖЭКовских слесарей и рекетиров, участковых врачей и милиционеров – всех я спрашивал: «Что они знают о системе Лобановского?» Все слышали, что был такой тренер-новатор, но что собой представляет система его имени никто толком не знал. Один умник все же догадался: «Это чтоб футболисты на поле вели себя реалистично»...

Как мы представляем себе футбол? Несколько связанных общей задачей фигурок, перемещающихся по полю вокруг круглого мяча… Люди, посвятившие себя умственному труду, над этим смеются, зато остальным нравиться, потому что все просто и понятно.

Как мы представляем себе «систему Лобановского»? Никак, потому что даже Базилевич нам толком не объяснил, как же вокруг этого пресловутого мяча поконструктивнее перемещаться. И с чем, в конце концов, «едят» набившую оскомину «командную скорость»… А почему бы нам не попробовать изобразить хотя бы на пальцах модель этой таинственной штуковины?..

Начнем с начала: жили-были в Украине во второй половине XX века два отчаянных футбольных гения – Лобановский и Базилевич. Многое, ой, многое не нравилось им в футболе того времени: грубо сколоченные трибуны без индивидуальных сидений, блеклая униформа на не всегда трезвых игроках, скрипучие панцирные сетки на металлических кроватях на тренировочных базах, жалкие доллары в заграничных поездках и унизительные гонорары за чемпионские звания… А тут еще матчи редко когда начинались вовремя, так как публика долго не собиралась, из-за трамвайных «пробок» и поэтому на протяжении всего матча на трибуны вваливались припозднившиеся жиганы с ближайших рынков и, оттаптывая ноги дамам, пробирались на свои места, громко приветствуя снующих по полю футболистов…

Но больше всего возмущала их игра самих «актеров», которые, стоя, каждый на своей «точке», ждали паса в ноги и воздевали руки к небу, если таковой направлялся партнеру. И при этом все время посматривали на скамейку запасных, откуда им суфлировал тренер… Никакой жизненной правды!..

«Да-а-а!» – сказали Валерий Васильевич с Олегом Петровичем и отправились в ресторан «Динамо» пообедать. Говорят, тот исторический обед затянулся на целых восемнадцать часов!.. Ну, и горазды же были покушать творцы нового футбола. Правда, рассказывают, что каждая оригинальная мысль тщательно фиксировалась, чтобы потом никто не рвал на груди тельняшку: «Я такого не говорил!..». И, представьте себе: «как в воду глядели»!.. Чувствовали обе яркие личности, в какой стране живут, и что непременно их скоро, несмотря на достижения, станут ссорить, разводить по разным углам ринга и заставлять признаться, кто конкретно является отцом-основателем передового футбольного явления.

А как все замечательно начиналось! Со стартовым составом помог Сан Саныч Севидов, спонсорство осуществлял САМ Владимир Васильевич Щербицкий, и вскоре новая команда, со старым названием «Динамо» начала предъявлять публике свои первые «спектакли». И публика была буквально потрясена многими, совершенно невиданными вещами: самый настоящий шок вызвало то, что матчи начинались ровно в назначенное время и после свистка судьи на трибуну до перерыва никого уже не пускали... И через несколько туров чемпионата можно было наблюдать, как неслись, сминая все на своем пути, припозднившиеся болельщики. Конную милицию сменили армейские части, а футболисты почувствовали себя людьми первого сорта: светлые раздевалки, горячая вода, теплый чай, достойные сборы, обращение на «вы»…

Но зато и требования к ним предъявлялись суровые: в «Динамо» теперь уже нельзя было опаздывать на тренировки и пить сладкие газированные напитки!.. Но и это еще не все – футболисты поначалу даже не поверили своим ушам, когда реформаторы потребовали, чтобы те на тренировках, а, тем более, на играх были… трезвыми!.. Происходила настоящая футбольная революция.

Но главным новаторством была методика проведения тренировочных занятий и разучивание футболистами своих ролей. С изумрудного газона киевского Республиканского стадиона на зрителей дохнула сама жизнь, спортивная форма и импортные бутсы были подобраны по размеру и ничем уже не отличались от импортных. Над трибунами зажглись яркие фонари, так что матчи можно было начинать после окончания рабочего дня, не выключая раньше времени производственные станки и автоматы…

Правда, со временем наши футбольные Станиславский и Немирович-Данченко разошлись во взглядах. Один считал, что для того, чтобы футболист хорошо представил зрителям свое мастерство, он непременно должен в себе это мастерство развивать, а уж потом импровизировать. Другой – рассчитывал больше на внутренние чувства, вырабатывая в футболистах различные комплексы: чувство вины, комплекс победителя, чувство юмора… Представит себе такой игрок, как однажды при всех подкузьмил его товарищ – сразу же возникает желание «съездить соперника по обеим»…

Но один из них ворчал: «На все чувства воспоминаний не хватит!» и тут же предложил другой вариант: сначала – «по обеим», а потом уже чувство придет само, если судья тебя не выгнал.

Тренерские установки поначалу были элементарны – как милицейский протокол. Без всяких эмоциональных оценок, строго фиксирующий предстоящее действо. «Станиславский», например, говорил: «А теперь, товарищи футболисты, давайте предстоящие события проиграем на макете. На поле никого из себя изображать не нужно – будьте самими собой, разговаривайте на языке футбола общедоступными словами, но помните, чего каждый из вас добивается. Поехали!».

Футболисты после этих слов располагались на поле и защитник Сидоров начинал читать свою роль в привычной уху манере: «Так, пацаны. Вот что я вас скажу. Кореш у меня есть в Москве, так он мне «маляву» скинул, что едет к нам смотрящий…» «Ни фига себе!» – удивляется «хавчик» Петров. – Тут без пляшки не разобраться!» «Делать-то что будем?..» – чешет дрожащими руками затылок левый инсайд Иванов. «Да ничего особенного, – как всегда спокоен Петров. – Занесем, как всегда, и поляну накроем…»

И тут «Станиславский» восклицает: «Стоп! НЕ ВЕРЮ! Наигрываете, изображаете... Предлагаю еще раз обсудить, в каких условиях живут и действуют ваши коллеги в других командах, то есть, каковы «предлагаемые обстоятельства»… Республика наша маленькая, запущенная, все уже разворовано… Неужели поверяющих из центра боитесь? Так ведь они воруют больше нашего. Смотрящих боитесь? Конечно, потому что вдруг попадется непреклонный и в лес свезет – потому что честный… Теперь все понятно? Тогда снова обсуждаем: чего каждый из вас хочет и чего добивается… Играем снова…»

И таким образом много раз футболисты в «данных предлагаемых обстоятельствах» проигрывали предстоящие матчи, добиваясь главной цели – «сквозного действия» – во что бы то ни стало обыграть столичную команду. Так же необходимо было держать в уме свое главное жизненное кредо – «сверхзадачу»: Чего мне в этой жизни надо? Вкусно пить-есть, сладко спать, безнаказанно приторговывать импортным товаром и стараться не вылететь из «основы» – это и есть сверхзадача по-Станиславскому.

Когда Лобановский переставал восклицать: «НЕ ВЕРЮ!» – футболисты, перемещаясь по полю, начинали ощущать самый натуральный – липкий страх за место в составе, за разоблачения и отлучение…

И вот, наконец, наступал долгожданный спектакль, «актеры получали на руки настоящий текст», в котором Сидорову было четко предписано «держать» левую бровку», а Петрову – нейтрализовать Майсурадзе… Так что все только и ждали момента, когда Иванов запинающимся голосом произнесет бессмертные слова: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятнейшее известие: к нам приехали друзья-соперники из московского «Спартака»... И делал он это так проникновенно, что партнеры, а вслед за ними и болельщики на трибунах, тут же забывали о «дружбе народов» и прочих основополагающих постулатах!..

Ну, а дальше, как любит вспоминать вечный администратор «Динамо» Александр Чубаров, начиналось священнодействие: «Если бы ты знал, что происходит с каждым из нас, когда мы выходим из раздевалки в горловину стадиона!.. Идешь вниз, над тобой – тысячи людей, впереди – Лобановский, я – за ним: несу шестой мяч для Толика Демьяненко, который вот сейчас повернется, и я ему вброшу... Ритуал! Выходим. И в этот момент к-а-а-к грохнет стадион: «Ди-и-на-мо!» Сразу: раз – подмышками побежал ручеек, сердце выскакивает из груди, руки – мокрые! Елки-палки! Как же ребятам тяжело!..»

Конечно, со времен Станиславского-Лобановского, а также примкнувших к ним Базилевича с Немировичем театрально-футбольная мысль ушла далеко, но, безусловно, наши великие реформаторы дали ей самый сильный толчок, и это, по словам коллег, признает весь мир.

Хотя в последние годы в адрес основоположников выпускается немало критических стрел, намечается ревизия канонических постулатов… Забывают правдорубы, что Великие Реформаторы были не только гениальными конструкторами своей Системы, но и непревзойденными менеджерами. Не чета нынешним! И вот что интересно: многие зрители, имеющие сейчас наслаждаться телевизионными картинками со стадионов мира, неожиданно почувствовали непреодолимую тоску по паханным-перепаханным пустырям, на которых гоняла за латанным-перелатанным мячом босоногие пацанва… Престижные же «академии» выпускают недоброкачественный «товар», развалились бывшие футбольные центры и вот-вот напрочь скукожится вторая лига, пришедшая на смену мощному классу «Б».

А мы все ждем, когда же на наши поля придет классическая игра, в которой актеры, согласно «системе», будут честно и добросовестно действовать в предлагаемых обстоятельствах, забыв о гонорарах, престижных автомобилях и ночных клубах. И помня лишь одно: футбол – для зрителей!

Наивно? Но очень уж надоело «переключать каналы», чувствуя себя на полупустой трибуне, словно в дешевом балагане, где люди, дорвавшиеся до сцены, разыгрывают пошлое подобие жизни.



© Voon Development Team 2000 - 2024 Contact us: info@voon.ru