0
December 26, 2024 21:41:21
Ru En Ua Select theme Select window style Print preview
0
Игорь Ефременко: "Пока рулит Толчин – "Макеевуголь" будет играть" - Face 2 Face Betting
September 24 2011

Игорь Ефременко: "Пока рулит Толчин – "Макеевуголь" будет играть"

В этот уик-энд в Украине состоится не только «классико» между «Динамо» и «Шахтером» и не только «бронзовый матч» амбициозных «Металлиста» и «Днепра». В группе «Б» второй лиги пройдет настоящее «угольное дерби»: в Свердловске, после кубкового матча с донецким «Шахтером», местные «горняки» принимают «Макеевуголь» - уже не в рамках традиционного Кубка Минуглепрома. По потерянным очкам, «Шахтер» идет вровень с новичком соревнований – краматорским «Авангардом», а вот «Макеевуголь», вместе с краматорчанами вышедший в этом году во вторую лигу, пока что уверенно занимает последнее место, не набрав в девяти матчах ни одного очка. О причинах провала амбициозной команды – в расширенном интервью бывшего спортивного директора «Макеевугля».

Донецкая земля воистину богата своими футбольными талантами: фамилии футболистов, прославивших Донбасс край, можно перечислять бесконечно. Вместе с тем, есть и люди, чьи имена незнакомы широкому кругу футбольных болельщиков, но они уже оставили свои следы в истории футбольной Донетчины. Макеевчанин Игорь Ефременко областному футболу больше известен как менеджер: его макеевский «Орбис» поднялся из глубин областного «ногомяча» на самую его верхушку. Жаль только, что его команда в итоге повторила судьбу Икара, которому в самый интересный момент подпалили крылья.

- Игорь, футбольная общественность Донецкой области узнала тебя, когда ты вместе с никому неизвестной командой, выиграл областное первенство. Но теперь макеевский «Орбис», похоже, снова уходит в небытие?

- Не совсем я с этим согласен. Этот проект существует и поныне. Не хотелось бы бросать то, что было начато еще моим дядей более десяти лет назад. Да и я с макеевской командой уже более пяти лет. Первый год помню – очень тяжело было: во второй лиге областного первенства в середняках ходили.

- Захотелось покорить новые вершины?

- Я хотел изнутри увидеть, что из себя представляет областной уровень. Мы начали достигать успехов в городском масштабе, поэтому хотелось добиться чего-то подобного и в области. Как потом выяснилось, нет здесь ничего сверхъестественного. Понятно, что первая лига - это один уровень, а высшая – чуть другой. Но особых различий между ними нет. Разве что в плане финансов и футболистов, которые более мастеровитые.

- И не жалко было тебе выкидывать деньги на ветер?

- А в начале траты были небольшими, зарплат же у игроков не было. Мы собирались, играли, я платил за аренду поля. Это были маленькие деньги, тем более, что всегда находились люди, которые также вносили свою лепту в нашу команду. Мы действительно тогда начинали все с нуля, понемногу, на протяжении всех этих пяти лет, завоевывая свой авторитет. Приятно осознавать, что мы достигли такого уровня, когда к нам в охотку шли играть футболисты из любого города нашей области.

- Денег заработать?

- Никогда не было у нас серьезных денег! Даже когда мы уже играли в высшей областной лиге. Просто всех устраивали отношения внутри коллектива. У нас никогда не было таких условий, как в «Конти» или в «Славхлебе». У нас играли лишь из-за любви к футболу. Хотите верьте, хотите нет, но в свое время мы выиграли первую областную лигу и зимнее первенство Макеевки с пустым карманом.

- «Орбис» стал развиваться именно с твоим приходом. Каковы были твои внутренние амбиции?

- Когда ты выходишь на поле и понимаешь, что не хуже своего соперника, у тебя появляются мысли выйти на следующий уровень своего развития. Тем более мы знали, как это сделать. Я никогда не ставил перед собой заоблачных целей. К примеру, наше первое знакомство с розыгрышем кубка Минуглепрома закончилось не очень хорошо. Защищая честь ГП «Макеевуголь», мы вышли из группы, но затем нас аккуратненько «убрали» из команды. Но ведь нам хотелось играть дальше! Команда же потом поехала на финальную пульку и заняла там третье место! Помню, тогда это меня сильно зацепило. И очень захотелось выиграть этот турнир. Хотя задача эта тогда казалась нереальной. Это сейчас ты понимаешь, что на самом деле Кубок Минуглепрома - это всего одна команда. «Шахтер» (Свердловск), представляющая ГП «Свердловантрацит».

- И все же, неужели ты не понимал, что выходя в «вышку», ты будешь мелкой рыбой среди акул?

- Конечно, в плане финансов я это понимал, но вот в плане игры этого совершенно не чувствовалось. Наоборот, на тот же «Славхлеб» у нас был запредельный настрой. И мы им никогда так легко игры не отдавали. Мы вообще никого не боялись. Всегда хотелось добиться большего.

-Сколько ты «проварился» в высшей лиге первенства Донецкой области?

- Два сезона.

- И сколько эти два сезона у тебя отобрали лет жизни?

- А может, напротив, добавили? Ведь были и положительные эмоции, не только отрицательные. И позитива было даже побольше.

- Когда областная федерация начала воспринимать твою персону серьезно?

- После победы нашей команды в первой лиге области. Но я не думаю, что тут они как-то по-особенному на меня смотрели. Они так смотрят на всех победителей первенств.

- В это трудно поверить, но сейчас ты не при делах. Чем дальше планируешь заняться?

- Футбол является частью моей жизни. Причем, не такой уж и маленькой. В большинстве своем мое окружение тоже футбольное. Поэтому, я и хотел создать что-то серьезное, все поставить на профессиональную основу. В какой-то мере это получилось. Жаль, что мне встретились личности, которые все разрушили. Не дали осуществить задуманное с первой попытки.

- А в какой момент начало реализовываться все, что ты задумал?

- После того, как мы выиграли кубок Минуглепрома в 2009 году. Я до сих пор не могу забыть тех эмоций, что пережили мы на награждении. Как-никак сбылась мечта. Вместе с тем остался и осадок - то, с какой скоростью мы лишились наших призов: их к себе в машину погрузил Анатолий Акимочкин. Если честно, то уже тогда ко мне стали закрадываться неприятные мысли по поводу моральных устоев этого человека.

- А как судьба столкнула тебя с Акимочкиным?

- Мы познакомились в тот момент, когда ему понадобилось выиграть кубок Минуглепрома. Для него, как для первого заместителя председателя независимого профсоюза горняков Украины, это было стратегически важно, поскольку в то время организацией этих соревнований занимался тогда совершенно другой профсоюз. То есть, эта победа нужна была ему для того, чтобы под себя подмять этот турнир. Как я уже отметил, то, что за человек, нам стало еще на награждении. Но тогда выбирать не приходилось: мы и так были ни с чем. Тем не менее, первые полгода нашего сотрудничества были достаточно хорошими. Этот человек слушал все то, что я говорил. На все у него была адекватная реакция. Потом же начались интриги, подковерные игры.

- А с гендиректором «Макеевугля» Станиславом Толчиным ты хоть раз общался?

- Да, один раз. Перед нашей игрой с командой ГП «Свердловантрацит». Станислав Марксович попросил меня о победе. Моя большая ошибка в том, что я не смог встретиться с ним еще раз, чтобы убедить его в том, что футбол — хороший вид спорта. Я ведь хотел привлечь его в команду. К сожалению, «генерал» - человек очень серьезный и занятой. К нему на прием так просто не попадешь, иногда даже директора шахт не могут это сделать. Хотя, как показало время, мне нужно было добиться нашей встречи, поскольку все преподнесли так, что, якобы, это один Анатолий Акимочкин выиграл кубок Минуглепрома. Понятно, что это полный бред, но я же не могу ходить по Макеевке с рупором и кричать генералу о том, что этот турнир выиграла все-таки команда.

- Еще раз, какова была его роль в команде?

- В 2010 году она заключалась в том, чтобы деньги, которые выделялись на команду от ГП «Мекеевуголь» доходили до нас. Почему такая миссия выпала именно ему? Он в угольной отрасли работает уже давно, поэтому «генерал» дал ему полную свободу действий в отношении нашего командного бюджета, размер которого составлял тогда миллион гривен в год.

- Миллион гривен – это много или мало для областного чемпионата?

- Это хорошо. На эти деньги можно строить добротную футбольную команду, и ни в чем себе не отказывать.

- Какая часть средств могла быть «распилена»?

- Когда я там работал, ничего подобного не было, потому что, хоть я и был всего лишь спортивным директором команды, но все финансы проходили через меня. Я и считаю, что меня из-за этого и убрали. Акимочкин хотел сам свободно распоряжаться этими деньгами.

- Как ты думаешь, с твоим уходом бюджет мог быть увеличен?

- Думаю, да. Есть мысль, что сейчас он увеличен как минимум в полтора-два раза, не меньше. Но сразу скажу, что команда того стоила. После того, как «Орбис» в полном составе перешел под крыло «Макеевугля» мы проводили контрольные матчи и с «Олимпиком», и с «Шахтером-3», и с дублем донецкого «Металлурга» и с «Нова-Люксом». И выглядели очень достойно.

- А кто занимался комплектацией команды?

- Признаюсь, заниматься комплектацией мне было нелегко, ведь слух про то, как Акимочкин бегал с нашими призами разнесся по области очень быстро. Понимающие люди сразу сказали, что в этой команде толку не будет. И пришлось мне все это время быть «между молотом и наковальней». С одной стороны - футболисты, с другой - Акимочкин, который назвался президентом команды. Например, я договариваюсь с футболистом насчет зарплаты, а когда приходит время ее платить, «президент» говорил: «А я не буду ему ее платить, я не хочу». И тут ничего не сделаешь, поскольку тогда мы еще не имели профессионального статуса, и, как аматорский футбольный клуб, не были связаны никакими контрактными обязательствами.

- Уверен, что к вам люди должны были идти с большой охоткой: мощное предприятие, социальные гарантии.

- Да, у нас были нормальные условия, хороший микроклимат в команде, хотя механизм выплаты зарплат был не совсем стандартным. Тем не менее, в самый разгар сезона, 13 июня 2010 года, тринадцать человек по собственной инициативе все это бросают и покидают команду! Такое Акимочкин не мог себе представить даже в самом страшном сне, ведь он тоже считал, что условия у нас были просто шикарные.

- Ты обмолвился, что Анатолий Акимочкин постепенно становился все менее адекватным. В чем это выражалось?

- Кому об этом не рассказываю, никто не верит. Например, команда выигрывает со счетом 5:0, а после игры он говорит, что играли плохо: надо было выигрывать 10:0. Выигрываем 10:1, а он говорит, что надо было двадцать мячей забивать.

- Он мог как-то обосновать суть подобных претензий?!

- Мог. Очень просто. Он говорил: «Я - президент, у меня есть миллион! А вам я сейчас дам веники и будете мести улицы».

- То есть, «Я - президент, я вам плачу деньги, и хочу, чтобы вы показывали тот результат, который я хочу»?

- Именно так. У него вообще футболист приравнивается к шахтеру. Поэтому он лепит футбольную команду далеко не по спортивному принципу. Эдуард Цихмейструк в этом плане - исключение. Наша же команда была сплошь одним исключением, поскольку первоначально в «Макеевугле» играли те, кто пришел туда вместе со мной. То есть, мой авторитет среди футболистов был гораздо выше, чем у Акимочкина. И тут я совершил еще одну ошибку: я взял себе помощника, который оказался не менее амбициозным, чем «президент». Так и получилось: у одного амбиции были и есть на футбольном поле, у другого – за его пределами. Я же оказался третьим лишним. Причем эту мою роль они обговаривали между собой.

- Думаешь, они совещались на эту тему?

- И об этом знали футболисты. Более того, они потом звонили моему помощнику и говорили, что после моего ухода вечного рая не настанет. Акимочкин же до последнего отказывался верить, что футболисты бросят такое теплое место и уйдут в никуда. Но они сделали это. И за это я им благодарен. Потому что если бы получилось как-то по-другому, мне было бы морально очень тяжело. Если честно, не хочется «взрывать» никаких информационных «бомб». Я самодостаточный человек, у меня есть свой бизнес. Просто хочется рассказать любителям футбола о том, что из себя действительно представляет Анатолий Акимочкин. А то сейчас как ни откроешь макеевскую прессу, так читаешь: «...когда за дело взялся Акимочкин, футбол в Макеевке расцвел». Противно читать. Особенно после того, как слышал его крики «У меня есть миллион!» - беда только в том, что у него нет миллиона, и никогда не будет. Я в этом уверен. Такие люди миллионы не зарабатывают, он - чисто техническая фигура: в одном месте взял, в другое положил. Какой же он президент? Хотя, может, подобным образом, свой миллион он уже заработал?

- Неужели ты не мог раньше просчитать все ходы, чтобы тебя в один прекрасный момент не убирали как ненужную фигуру?

- Оно все как-то постепенно накатывалось. И мелкие непонятки были всегда. К примеру, иногородним футболистам он иногда не хотел оплачивать дорогу. Также приходилось у него постоянно выбивать деньги на медицинское обеспечение игроков. Доходило уже до того, что воду на игры нужно было покупать за свои деньги. Это сейчас я уже понимаю, что подобные действия были не случайными.

- «Час икс» в вашем сотрудничестве помнишь?

- После того, как мы в рамках кубка Минуглепрома сыграли 0:0 в Угледаре. Эта игра уже ничего не решала, да и поле там больше было на огород похоже. Тогда нам и было сказано: «Что это за бардак в команде происходит?» - но я же был готов к таким словам! Чуть ранее мы на «морально-волевых» за мгновенье до финального свистка обыграли неуступчивый «Рубин» на последней минуте. Все радовались этой победе, но Акимочкин тогда произнес: «Какой-то у вас тут вялотекущий процесс, надо все менять». Тут я и понял, что мои дни в этой команде сочтены.

- Интересно, на каких условиях сейчас в «Макеевугле» играет тот же Цихмейструк?

- Именно поэтому я и делаю вывод, что бюджет команды значительно увеличился.

- А у тебя был разговор с Анатолием Акимочкиным на тему усиления команды?

- Нет, потому что тогда это было не нужно. У нас и так был неплохой коллектив. В Краматорске, например, даже вдесятером гоняли «Авангард». Хотя хозяева думали, что арбитры, поставив пенальти и удалив нашего игрока, тем самым «оторвали нам голову».

- Прощальной беседы у тебя с президентом «Макеевугля» не было?

- Нет, был только разговор, в котором он был готов вернуть нас всех обратно, в случае провального результата. Как известно, этого не произошло: Анатолий Акимочкин «приложил» все усилия, чтобы «Макеевуголь» в области стал третьим. А что до ребят, то он и сейчас забыть их не может: пишет письма во все инстанции с материальными претензиями. Якобы, кто-то должен ему шапочку, кто-то гетры. Печально, что «генерал» держит такого человека возле себя и без оглядки отдал ему на откуп все футбольное движение Макеевки. И это не преувеличение - НПГУ подмяло под себя весь футбол в нашем городе.

- Как ты думаешь, каков сейчас предел амбиций у нынешнего «Макеевугля»?

- Они безграничны. Даже если б они сейчас, например, сыграли бы всего 20 минут в английской Премьер-лиге, а потом бы снялись с соревнований, то это не было бы для них неудачей. Горе-президент за это время решил бы все свои финансовые вопросы, а неудачу выставил бы как глобальный успех. Что-что, а пиар-компания у них отлажена очень хорошо. Весной, на каждом углу кричали: «Макеевуголь» - чемпион чемпионов»! Хотя они выиграли всего лишь зимнее первенство Макеевки. И это неспроста, ведь под такие речи ГП «Макеевуголь» выделяет хорошие средства.

- Кстати, вовращаясь к деньгам. Что для ГП «Макеевуголь» миллион гривен?

- Если учесть с какой легкостью они достаются, то можно говорить, что для этого предприятия такая сумма, помягче выразиться, незначительна.

- По какому принципу построена заработная плата у футболистов?

- Все стандартно: чем лучше играешь, тем больше получаешь. Другое дело, что бюджет клуба не совсем прозрачен в данном вопросе. Схема такова, что можно открыть «пилораму», и это не сразу будет заметно. Вообще же, если продолжить углубляться дальше в это дело, то это уже будут далеко не футбольные новости. И пострадают люди, которые от футбола очень далеки. А вот наш всем известный профсоюзный руководитель выйдет сухим из воды.

- Итак, что дальше? Думаешь реально сейчас найти единомышленников, тем более, что областной футбол продолжает испытывать финансовый кризис?

- Я хочу пока отдохнуть от всего этого. Но с футбольной орбиты сходить не собираюсь. Надеюсь, мое второе пришествие в мир донбасского футбола будет более удачным: уверен, что «Орбис» снова будет играть в высшей лиге Донецкой области. Не через год, так через два.

- А проблему стадиона для команды пытался решить?

- Конечно! Особенно это стало актуальным, когда началось наше сотрудничество с ГП «Макеевуголь». Мы даже ездили с агрономом донецкого «Металлурга» на «Холодную Балку». Хотели ее начать приводить в порядок. Однако, со временем, я понял, что это все просто разговоры, а на самом же деле никому ничего не надо.

- Непонятно, если для ГП «Макеевуголь» миллион гривен – копейки, неужели тогда нельзя выделить для реконструкции стадиона еще несколько миллионов?

- Трудно об этом говорить. Все-таки тяжело сразу решить все проблемы, которые не решались десять лет. Как ни крути, но без поддержки городской власти здесь не обойтись.

- И как ты думаешь, городской голова Александр Мальцев сможет помочь?

- Да, я думаю, он может решить любой вопрос. Только его нужно заинтересовать.

- Игорь, учитывая все вышесказанное, как ты думаешь, сколько сможет протянуть футбольный проект «Макеевугля»?

- Пока это государственное предприятие будет возглавлять нынешний «генерал».

- И последнее. Как ты оцениваешь результаты выступления «Макеевугля» во второй лиге?

- Скажу так: учитывая, как ведется в футбольном клубе хозяйство, я ничуть ими не удивлен. Этого следовало ожидать.



© Voon Development Team 2000 - 2024 Contact us: info@voon.ru