0
December 26, 2024 20:06:23
Ru En Ua Select theme Select window style Print preview
0
Сборная России - чемодан с рукой, который куда-то несут - Face 2 Face Betting
November 17 2006

Сборная России - чемодан с рукой, который куда-то несут

ДОЖДАЛИСЬ

Сейчас как-то даже странно вспомнить, что значительную часть нынешнего года мы имели весьма отдаленное представление о нашей сборной. Например, еще в начале марта не знали толком, кто будет ее тренировать. А приступил к работе новый главный тренер лишь в середине июля, прервав период унылого сидения на печи после отставки Юрия Семина. Какие-то другие команды из высшего общества успели разыграть за это время Кубок мира, Зидан боднул Матерацци и отправился на пенсию, соседняя Украина попала в четвертьфинал чемпионата мира, а Россия все ждала, когда у кого-нибудь наконец дойдут руки до ее сборной.

Дождалась. Из прекрасного далека приехал Гус Хиддинк, не стал делать вид, что он весь в белом, а мы нет, засучил рукава и принялся отрабатывать свой хлеб. Сегодня, спустя всего лишь три месяца после первого матча голландца в новой должности, мы вправе пожинать первые плоды его работы. Если вкратце, они таковы: сборная очутилась в некоей новой для себя системе координат, уже начала адаптироваться в ней и наверняка продолжит делать то же самое в будущем году. Что уже хорошо, поскольку любая системность лучше любого хаоса.

Всего за 2006 год наша национальная команда сыграла 7 матчей. Из них два - без Хиддинка. Только сейчас становится ясно, насколько жаль, что тогда он еще не работал. Потому как соперники по весне были хоть куда - сама Бразилия и Испания, но извлечь из этого практическую пользу оказалось некому. Не было еще на тот момент задано главного вектора движения, а самостоятельно задать его Александр Бородюк не мог, поскольку уже знал, что рулить в итоге не ему. И получилось, если быть честным, что два роскошных спарринга мы профукали, заполнив грандами перерыв. Бразильцев и испанцев "прикупили", но не выпили их до донышка, как дорогое вино, не заставили этих учителей отработать свой урок сполна, а просто утолили ими жажду зрелищ, потрафили собственному снобизму. Под Хиддинка, возможно, к нам еще и подтянутся или даже напросятся в соперники команды мирового уровня, но все равно - жалко.

В тех матчах, кстати, даже тренерская скамейка не позволяла говорить об основательности сборной. С бразильцами Бородюку помогал Николай Латыш, с испанцами - Игорь Колыванов. Оба, надо думать, справились со своими обязанностями хорошо, но на деле все выглядело соблюдением необходимых протокольных формальностей, а не созданием задела на будущее. И хорошо, что тот период в прошлом. Теперь наша команда - чемодан с ручкой, и его, слава богу, куда-то несут.

Куда - говорить пока рано. Даже несмотря на приемлемый в целом старт в отборочной группе ЧЕ-2008 и на весьма обнадеживающую победу в Македонии. Слишком долго накапливался скепсис в последние годы, чтобы после первых проблесков чего-то хорошего можно было с легкостью о нем забыть. Да и минусы свои мы знаем, как "Отче наш". Они никуда не делись пока: чемпионат по силе у нас по-прежнему средний, легионеров в нем много, зрителей на матчи ходит мало, команды, когда играют, а когда только делают вид, что играют, судьи любят богатых и сильных, КДК любит их еще больше, поля в большинстве своем неважные, детские тренеры получают мало, набирать национальную команду соответственно не из кого. (Те, из кого ее набирают сейчас, думаю, не обидятся - не о них речь.)

Так что же, спрашивается, нам дало назначение иностранного тренера, если пласты проблем остались на своих местах, и сдвинутся они в перспективе, если вообще сдвинутся, точно не при Хиддинке? В ответе на этот вопрос и кроется самое интересное.

ЛИЧНОСТЬ

В долгой полемике о привлечении иностранца в российскую сборную всегда прослеживались два уровня аргументации. Первый был присущ большинству наших тренеров: а чем он лучше, этот иностранец? Какого такого неизвестного нам секрета он обладатель? И с чего вдруг варяг постигнет мятущуюся русскую душу? Действительно, при современной системе футбольного образования, при усидчивости и упорстве, при наличии ума и мошной харизмы, наконец, хорошие тренеры, дающие результат, имеют шанс появиться и в Голландии, и в России, и даже в Руанде с Габоном. Процент суперспецов по отношению к остальным представителям профессии во всех сколько-нибудь развитых странах примерно одинаков. А коли так, работать футбольному тренеру лучше, конечно, с теми игроками, с которыми он говорит на одном языке.

Второй взгляд на проблему, которого последовательно придерживался "СЭ", заключался в следующем. Дело не только и не столько в знаниях тренера, сколько в его жизненной и гражданской, если хотите, позиции. В умении и желании идти своим путем, чаще всего против течения, подчинять себе обстоятельства, а не подчиняться им самим, защищать дело рук своих от окружающей среды, которая в России умеет быть очень агрессивной. И вот эта роль была по плечу только иностранцу. По крайней мере, на данном временном отрезке. Потому что только человек с другим менталитетом способен разглядеть нечто, к чему мы все давно привыкли, но что тормозит наш футбол. И не просто разглядеть, а еще и взбаламутить ил в нашем пруду, доказать, следуя своим давно наработанным и проверенным принципам, что до сих пор мы были не правы.

Уже сейчас ясно, что Хиддинк для этой роли оказался идеальной кандидатурой. Нам еще только предстоит убедиться, что он велик как тактик и психолог, как мастер тонких замен и тренировочной работы, хотя все рекомендации в этом смысле у него отличные. Но вот то, что Хиддинк - широчайшего формата личность, очень многим в России, думаю, доказывать уже не надо. Особенно тем, кто знаком с ним или вместе работает. И именно появление в нашей стране Хиддинка как личности, а не как специалиста я бы назвал главным событием 2006-го футбольного года.

"МОЕ ВЕЛИЧИЕ ЗАВИСИТ ОТ ВАС"

Про людей, подобных Хиддинку, говорят: "Он умеет расположить и даже влюбить в себя окружающих". Последнее слово кажется мне слишком громким, а первое недостаточно точным. Потому что дело не в личном обаянии или даре убеждения голландца, а в его честности. Не вызывая в сборную заслуженных Смертина, Лоськова и Радимова, Хиддинк честен перед самим собой, а значит, и перед этими игроками тоже. Доверяя Семшову из матча в матч, он был честен перед нами, давая понять: я, мол, вижу больше, чем вы, и обязательно это докажу. Хиддинк честен перед Виталием Мутко, спокойно говоря в интервью нашей газете о тех вещах, которые раньше было принято замалчивать из мнимой корпоративной солидарности. Во всех этих случаях на первом месте для него не отношения с теми или иными людьми, поскольку он не связан с ними никакими отношениями, кроме рабочих, а интересы дела.

Хиддинк выглядит слишком податливым, отвечая на бесконечные вопросы журналистов, даже тогда, когда некоторые из моих коллег действительно перебирают с их числом, эксплуатируя это его качество. Но он спокойно сказал "нет" в ответ на приглашение нанести визит высокопоставленному российскому политику, потому что это не является его работой. С другой стороны, он не может и не хочет отказываться от посещения российских детских интернатов или награждения юных футболистов, потому что тут речь идет не о популизме, а о популярности, способной приносить пользу.

Хиддинк не терпит ни малейшего организационного прокола и, едва почуяв неладное, с легкостью перемещает команду на сборах из пансионата в гостиницу, из санатория в отель и так далее. В то же время он говорит, что национальная команда должна по возможности проводить сборы в России, потому что это важно для нашего футбольного будущего. Странно на первый взгляд. Зачем он учит нас правильно работать? Почему сразу не увозит сборную в европейские кущи, где можно было бы готовиться без проблем, как почти наверняка поступил бы в данных обстоятельствах российский тренер?

Хиддинк собрал как-то в РФС тренеров молодежных и юношеских сборных всех возрастов. И держал перед ними примерно такую речь: "Я знаю, что я для вас - очень громкое имя. В сущности, это так и есть. Но я понимаю и хочу, чтобы поняли вы: все мое величие, вся моя репутация в России будет базироваться и зависеть от вас, от вашей работы. Обещаю, что не дам вас в обиду. Помогите и вы мне".

В рамках взятых на себя обязательств Хиддинк походатайствовал о прибавке к жалованьям тренеров юношей и молодежки. И прибавка состоялась. Правда, голландец, возможно, не знает, что прибавили пока не всем. Не знаем и мы, по какой причине. Возможно, в РФС поделили возраста на более и менее важные, или просто забыли, или недовольны работой тех, кого обошли вниманием.

Вообще, тема денег присутствует и в главной команде. Не хотелось бы ее особенно муссировать, как изначально скользкую и неблагодарную, поэтому скажу лишь, что, по моим данным, в процессе оплаты услуг тренерского штаба сборной участвуют "Национальная академия футбола" и РФС. Первая организация располагает большими возможностями, а те, кому она платит, - большими окладами. Дисбаланс не устраивает Хиддинка, и по этой причине, как утверждают, он не стесняется отстаивать интересы Александра Бородюка. Которому вообще покровительствует и не устает выказывать свое уважение. Говорят, этому поспособствовал эпизод в матче с Эстонией, когда Гус собирался выпустить Сычева вместо одного из Березуцких, а помощник посоветовал заменить Алдонина, что принесло результат. Возможно, голландец видит в Бородюке серьезную перспективу.

ЧТО ДЕЛАЕТ АЛБЕРДА В СБОРНОЙ?

И все же сборная России-2006 - не только Хиддинк, которому мы абсолютно заслуженно уделили столько внимания. Йоп Алберда - тоже сборная. Улыбчивый, общительный, интеллигентный. Понять бы еще, каков круг его обязанностей. В своих первых интервью Алберда подчеркивал, что не станет заниматься выбором отелей и так далее, поскольку он менеджер другого уровня. Однако в итоге именно этим занимается. Съездил вот в Сочи, выбрал санаторий. Неудачно? Как сказать. Не мог же он заранее предусмотреть требования шефа, который сам ни разу не был в Сочи и не знает, чего от этого места ждать! А уж возросшая бытовая требовательность наших российских звезд даже для нас, признаться, сюрприз, не то что для Алберды.

И все же переехал Хиддинк из "Зеленой рощи" в "Рэдиссон", думается, не в назидание Алберде и не из-за жестких кроватей. Просто он привык к другой ауре. К спокойным лобби-барам, в которых можно выпить свой любимый капучино, к сдержанному любопытству других постояльцев. А в роскошной, по российским меркам, "Зеленой роще" отдыхающий народ вполне мог хлопнуть мимоходом стакан совсем другого напитка, не опускаясь на стул, а потом поинтересоваться, что за люди тут ходят в трехцветных спортивных костюмах.

Так что говорить о полной непригодности бывшей сталинской дачи для сборной или о неумении подбирать отели Албердой я бы не стал. Но вопрос, что делает Алберда в сборной, с повестки дня все же не снимается. Не то чтобы остро хотелось лишить его этой синекуры, а просто интересно, черт возьми.

НАМ НУЖЕН НЕТТО

Сборная России-2006 - не только люди, но и матчи. Среди которых особняком стоит, конечно, последняя игра с Македонией. И тактически, и по результату наши выглядели в Скопье, я бы сказал, нарядно, хотя единственным, кого Хиддинк пока собственноручно ввел в основной состав по сравнению с предыдущим отборочным циклом, стал Павел Погребняк. Мы не знаем еще, закономерность это или случайность, но сам факт неожиданно уверенной победы в гостях радует. В последнее время на выезде нам удавалось бомбить в основном "карликов", из списка которых как-то незаметно для нас выпали Латвия и Эстония. А уж про то, что с Россией сделала у себя дома Португалия, даже вспоминать больно.

В то же время ликовать рано. Потому что помимо неустранимых проблем вроде ограниченности выбора есть в нашей национальной команде и другие, устранимые. Например, проблема капитана. России обязательно нужен свой Рой Кин, или Игорь Нетто, или еще кто-нибудь в этом роде. Ключевой игрок и футболист-ветеран - это все же немного не то. А вот умельцев эффективно остудить команду во время паники или, наоборот, вывести из ступора среди тех, кто выходил на поле в Скопье, я, признаться, не разглядел. Да и в раздевалке должен быть кто-то, кто мог бы играть роль третейского судьи в конфликтах и гасить пиковые значения страстей своим авторитетом.

Отсюда вытекает еще одна проблема сборной. Игроки сами признают в интервью, что наша национальная команда пока не единое целое. Каждый приходит в нее из клуба с грузом каких-то проблем. Одним мешает недавняя конфронтация в чемпионате, другим - внутренняя скованность, третьим - разница в статусе. Кстати, тот же Аршавин, у которого, мне кажется, со временем вполне хватило бы задатков для капитанства, выглядит на фоне многих других настоящей звездой со всеми ее антипатиями к вермишели, жестким кроватям и так далее. До списка персональных требований и обязательных роз в номере дело, думаю, не дойдет, однако тем, кто попроще смотрит на жизнь, в этой ситуации не так-то просто будет найти пути к сближению. Да и не игроки должны их искать - Хиддинк. Вот еще одна задача для голландского спеца, не менее важная, чем выбор 11 человек на игру, их расстановка на поле или особенности командных взаимодействий.

Однако это уже будущее, а мы пока говорим о прошлом. О годе сборной, который стал началом любопытнейшего эксперимента по адаптации голландца к России, а российской команды - к голландцу с мировым именем. Чем бы ни закончился этот эксперимент, скучно не будет, это ясно уже сейчас. И Хиддинк, и РФС, и мы с вами продолжим учиться, искать пути сближения и взаимную выгоду. Именно это я бы назвал главным итогом сезона сборной. Потому что учение - это всегда процесс, а процесс символизирует желание людей достичь каких-то результатов.

Cейчас для всех очевидно: процесс пошел.
© Voon Development Team 2000 - 2024 Contact us: info@voon.ru