Собственный корреспондент «СЭ» в Германии побывал на судейском семинаре, который проводила ФИФА для кандидатов на обслуживание матчей чемпионата мира.
Маркус МЕРК СБИЛСЯ СО СЧЕТА
Разноцветье флагов над стадионом, бурные эмоции на беговых дорожках, толпы снующих вокруг репортеров, дежурные машины «Скорой помощи» - в общем, все приметы больших соревнований налицо. Бежали между тем участники стартов не очень резво - 150 метров, например, чуть быстрее 30 секунд. Был, правда, один, но очень существенный нюанс: преодолеть сто с полтиной по овалу стадиона требовалось 20 раз подряд. При этом на каждую передышку между забегами, в течение которой надо было прошагать 50 метров, давалось не более 35 секунд.
А предварялось это непростое испытание другим, тоже не из легких: оно состояло в том, чтобы шесть раз подряд преодолеть 40 метров не медленнее, чем за 6,2 секунды. Если учесть, что большинству участников - далеко за тридцать, то экзамен очень серьезный. Впрочем, а каким еще должен быть тест на физическую готовность для судей, претендующих на право обслуживать матчи мирового чемпионата?
Выдержать испытание удалось не всем 44 приглашенным в Ной-Изенбург рефери. Во время забега растяжение мышцы получил бельгиец Франк Де Блекере. С помощью коллег, немца Маркуса Мерка и грека Кироса Вассараса, он с трудом добрался до машины «Скорой помощи». Но, как позже выяснилось, для бельгийца еще не все потеряно - через какое-то время ему, а также не приехавшему в Ной-Изенбург из-за травмы крестообразной связки гватемальцу Карлосу Батресу Гонсалесу будет предоставлен повторный шанс продемонстрировать физическую готовность.
Ну а те, кто с экзаменом справился, излучали счастье - суровые и неприступные на футбольном поле, на сей раз арбитры, точь-в-точь как игроки, торжествующе вскидывали руки, обнимались с коллегами, посылали воздушные поцелуи публике. В общем, ничто человеческое не чуждо и им - людям со свистком, секундомером и набором красно-желтых карточек в кармане.
После экзамена все жадно набрасывались на воду, выставленную в ящиках неподалеку от беговой дорожки. «Какую бутылку пьете: четвертую или пятую?» - спросил я у пребывавшего в прекрасном расположении духа Мерка. «Уже со счета сбился», - улыбнулся в ответ раскрасневшийся арбитр.
Легкоатлетические испытания венчали программу четырехдневного семинара, организованного ФИФА. Четыре дня рефери проходили медицинское обследование, демонстрировали судейскую эрудицию, сдавали психологические тесты и зачеты по английскому языку. Но даже из тех, кто преодолел ной-изенбургские испытания, участие в мировом чемпионате гарантировано не всем. Судейская комиссия ФИФА проведет отсев и 31 марта в Цюрихе объявит список 30 счастливчиков, допущенных в качестве главных арбитров трудиться летом на турнире в Германии. Но о том, что, как говорится, возможны варианты, судьи, собравшиеся в пятницу вечером в местной гостинице «Кемпински», старались не думать: настроение у всех было, как у студентов после удачно сданной сессии.
Клаус Бо ЛАРСЕН: «ПОМНЮ, СУДИЛ Я В ВОЛГОГРАДЕ...«
40-летний крепыш Клаус Бо Ларсен расточал улыбки всем подряд и был готов делиться впечатлениями с каждым.
- Что в Ной-Изенбурге было самым интересным? - поинтересовался я у датчанина.
- Все было очень полезным. Впервые мы сдавали психологические тесты - каждый должен был ответить на 157 самых разных вопросов.
- Какие запомнились?
- Ну например, такой: «Ваш любимый цвет?»
- Не сомневаюсь, все судьи ответили, что желтый или красный...
- Не знаю, не знаю... Но была и масса других интересных вопросов.
- Заглянем в близкое уже будущее. Чего ожидаете от мирового чемпионата?
- Через неделю узнаю, суждено ли мне трудиться на турнире. Если получу положительный ответ, буду счастлив. Если нет - весь месяц просижу у телевизора.
- Но вы-то, вероятно, в Германию поедете.
- Если ФИФА купит билет...
- Вам приходилось бывать в России, не так ли?
- Четыре раза. Прекрасная страна. Запомнились поездки не только в Москву, но и в Волгоград, где работал на интереснейшем матче «Ротор» - «Манчестер Юнайтед». Вообще, обслуживать встречи с участием россиян непросто - футболисты в начале игры всегда как-то испытывают судью. Но если арбитр проявляет твердость, дальше, как правило, все идет гладко. Впрочем, подобные экзамены судьям устраивают не только россияне, но и игроки других стран.
- Вы известны не только как футбольный рефери мирового класса, но и как большой мастер настольного тенниса.
- Не стану отрицать. Многократно обыгрывал первую ракетку Дании Бенгстона.
- Занимались этим видом профессионально?
- Отнюдь. Стол для настольного тенниса стоит у меня дома. Играю регулярно и получаю от этого занятия огромное удовольствие.
- Увлечение настольным теннисом помогает вам судить футбольные матчи?
- Прежде всего оно помогает поддерживать физическую форму. Конечно, я очень люблю выигрывать - и в настольном теннисе, и в любом другом деле. Судья, правда, выиграть футбольный матч не может, а вот проиграть - запросто... Когда думаю о настольном теннисе, всегда прихожу к такой мысли: играю только для себя. А вот как судья тружусь для всех. Тут совсем другая ответственность.
Ален ХАМЕР: «ЛЮБЛЮ ЕЗДИТЬ В МОСКВУ»
С ровесником датчанина, высоким элегантным блондином с голливудской внешностью Аленом Хамером из Люксембурга, я договорился об интервью еще на стадионе. Увидев меня беседующим с Ларсеном, Ален подмигнул, плюхнулся в мягкое кресло неподалеку и стал терпеливо ждать, пока я освобожусь. Поверьте, нечасто ведущие судьи балуют журналистов подобным образом. Когда же корреспондент «СЭ» наконец «удостоил» его вниманием, Ален поведал:
- В эти дни все мы были ужасно напряжены. Только сейчас немного полегчало. Посмотрим, как дело сложится дальше.
- Что нового узнали в Ной-Изенбурге?
- Пожалуй, ничего. Год назад мы здесь делали почти то же самое. Хотя... Теперь стало понятно, что на этом мировом чемпионате судейство станет еще строже, чем раньше.
- Расшифруйте, пожалуйста.
- Арбитрам предписано еще жестче бороться с проявлениями неспортивного поведения, да и вообще с любыми прегрешениями против правил. Понятно, в первых матчах футболистам придется ко всему этому привыкать. Но если они уловят тенденцию, то, думаю, турнир будет замечательным...
- Какие-то чисто технические новинки при судействе предусматриваются?
- Теперь с помощью небольших наушников и микрофона главный судья в любой момент сможет связаться со своими ассистентами. Кстати, во французской и шотландской лигах эта система применяется уже года два. А вот на мировых первенствах вводится впервые. Да и в еврокубках нынешнего сезона, начиная с четвертьфиналов, арбитры будут пользоваться подобными наушниками.
- Что говорит вам предчувствие: будете работать на чемпионате мира?
- Тяжело сказать. Думаю, мои шансы - 49 процентов.
- Откуда такая неуверенность?
- Я вообще пессимист... Хотя этот год и складывался для меня хорошо - и на футбольных полях, и во время тестов. По тому как я выглядел, должен быть в числе тридцати лучших. Но в дело могут вмешаться и другие факторы, которые, увы, от меня не зависят.
- Мне кажется, вы все-таки попадете в Германию. Во всяком случае, желаю вам этого.
- Спасибо, очень приятно это слышать.
- Если все сложится как надо, вы ведь станете, наверное, единственным представителем Люксембурга на чемпионате?
- Более того: первым в истории люксембургским судьей в финальной стадии мировых первенств. Чем, разумеется, буду очень горд.
- Российские болельщики помнят вас по московским матчам ЦСКА - «Парма», «Локомотив» - «Шахтер», другим встречам наших команд...
- Поединки с участием российских клубов всегда вспоминаю с удовольствием - ваши игроки, как правило, дисциплинированны, полностью сконцентрированы на игре, крайне редко прибегают к симуляции - в общем, не пытаются осложнить жизнь судье. Да и вообще в Москву всегда езжу охотно. Кстати, многие коллеги завидуют тому, что я был в вашей столице уже три или четыре раза. Несмотря даже на то, что однажды угодил в мороз под двадцать градусов.
- Друзья в России у вас есть?
- Пока нет. Но обязательно будут.
Херберт ФАНДЕЛЬ: «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ВДОХНОВЛЯЕТ»
А вот с 42-летним немецким арбитром Хербертом Фанделем поговорить было сложнее: он постоянно пребывал в кольце местных журналистов. Но когда я напомнил ему о недавней встрече «Зенит» - «Марсель», Фандель, извинившись перед соотечественниками, уделил мне несколько минут.
- После поездки в Санкт-Петербург у меня масса впечатлений - крайне редко так много рассказываю друзьям по возвращении домой, как на этот раз, - начал Фандель. - Санкт-Петербург, пожалуй, один из самых красивых городов, где мне когда-либо приходилось бывать. Один Исаакиевский собор чего стоит! Да и люди там очень гостеприимны. Разумеется, с удовольствием вспоминаю и саму игру, в которой у меня особых проблем не было.
- Вам как пианисту, директору музыкальной школы, наверное, интересны и богатейшие музыкальные традиции Санкт-Петербурга?
- Да, этот город, конечно, вдохновляет. С ним связаны имена таких гениев, как Чайковский, Рахманинов...
- Футбол и музыка - как уживаются в вас эти две профессии?
- С детства страстно увлекался музыкой, но при этом всегда был и футбольным фаном. Так и поныне.
- Теперь о делах чисто футбольных. Какова вероятность того, что Германию на первенстве мира будут представлять сразу два арбитра - Мерк и вы?
- Хочется надеяться, что при номинировании судей главную роль сыграет не национальная принадлежность, а профессиональный уровень арбитров.
- Что было самым трудным в Ной-Изенбурге?
- Главным был экзамен по физподготовке. Если кто-то отвечает по-другому, он говорит неправду. Знаю, перед этим тестом волновался каждый. К сожалению, мне уже не 25, и для того, чтобы выдержать испытание, я в последнее время тренировался по пять раз в неделю.