Хит-Парад баннеров сезона. Версия «СЭ» - Face 2 Face Betting December 16 2006
Хит-Парад баннеров сезона. Версия «СЭ»
КРАСИВАЯ ВОЙНА БЕЗ ЖЕРТВ
В российском футболе не первый год идет война: пусть горячая, но некровопролитная. Война баннеров.
В завершающемся сезоне она, надо сказать, вышла на качественно новый уровень. "Боевые действия" захватили не только самих участников, проявлявших остроумие и недюжинную фантазию, но и сторонних наблюдателей. "Простые" болельщики да и мы, журналисты, с интересом ждали очередных матчей, чтобы оценить и, как правило, насладиться ярким шоу или перформансом, как модно сейчас называть подобное действо.
Больше других, на взгляд экспертов "СЭ", преуспели фаны ЦСКА и "Локомотива". Что видно по десятке лучших баннеров сезона, определенной путем голосования в отделе футбола. И если железнодорожники не уставали поражать прежде всего размахом творений, то армейцы еще и изрядной сатирой вкупе с юмором. Так ужалить заклятых оппонентов незатейливой, с детства знакомой фразой - "Трус не играет в хоккей"! Или взять бронзового призера нашего хит-парада - "Привет участникам пятилетки". Гениально! Вроде бы идея на ладони, а поди догадайся.
С точки зрения визуального восприятия вне конкуренции перформанс, устроенный поклонниками "Локо" во время матча со "Спартаком". Своих любимцев и самих себя они представили в виде армии Красса, разбившей в Древнем Риме восставшее войско легендарного раба. Отсюда и транспарант, накрывший весь верхний ярус Южной трибуны черкизовской арены, - "ВАШ ВЕЧНЫЙ РИМ". А в центре нижней части композиции - тогдашний главный тренер "Локо" Славолюб Муслин на колеснице. Размер "верхнего" полотна 95x18 метров, вес - 350 килограммов. Общая масса произведения искусства - 800 килограммов.
Чуть позже армейцы решили перещеголять красно-зеленых коллег и сотворили полотно на несколько метров длиннее. Но, как оказалось, чуть переборщили - края не расправлялись. Зато в другой раз красно-синие с ювелирной точностью произвели куда более сложный расчет. Перед финалом Кубка страны они растянули огромный баннер из трех составляющих - с двумя конями по краям и эмблемой клуба в центре. При этом из ноздрей нарисованных животных валил красно-синий дым - словно пар у настоящих лошадей. Додумались же - прорези сделали! Но это не все: оказывается, пытливые умы из числа цеэсковских фанатов немало времени провели над планом лужниковских трибун, прежде чем рассчитали не только размеры собственных творений, но и то, где должны находиться дымовые шашки. Никакая милиция добро на пронос пиротехники, разумеется, не давала. Но - перехитрили! Мы, конечно, сие не одобряем. Однако признаем: получилось оригинально.
Читателю, несомненно, не дает покоя вопрос: откуда фаны берут средства на "наглядную агитацию и пропаганду"? Тут у двух лидеров сезона различный подход. Железнодорожникам во многом помогает клуб. Хотя фаны стараются минимизировать его расходы. Во-первых, все, что в состоянии сделать самостоятельно, сами и делают. К примеру, "Армию Красса" выдумали и создавали без посторонней помощи. До момента, когда пришла пора наносить рисунок на виниловую сетку. Тут без специалистов не обошлось. Кстати, выбор материала обусловлен как раз снижением стоимости. Ведь если бы печатали изображение, скажем, на шелке, это обошлось бы заказчику в полмиллиона рублей. А так вышло в три раза дешевле.
Во-вторых, время от времени активисты из группировки Reactive (а именно они - главные инициаторы и зачинщики) организуют сбор денег через интернет. А бывает, объявляются спонсоры из числа VIP-болельщиков, которые совершенно бескорыстно предоставляют финансовую помощь. Но все же основную лямку тянет клуб. В чем в общем-то ничего плохого нет. Напротив, можно только похвалить руководство ФК "Локомотив", идущее навстречу болельщикам.
Фаны ЦСКА в "баннерных" вопросах обходятся собственными силами. Деньги собираются прямо в секторах. Сперва, конечно, бросается клич через Мировую паутину, а затем уж желающие отдают свои кровные - кому сколько не жалко - уважаемым людям. Необязательно лидерам группировок, но непременно тем, кто пользуется уважением.
Идеи рождаются и на стадионе, и на совместных посиделках, не говоря уж про всевозможные гостевые в интернете. Например, автора победителя хит-парада, того, кто первым предложил строку из хоккейного гимна в качестве текста для баннера, выявить так и не удалось.
Процесс материализации идей красно-синие не доверяют никому - от первого до последнего штриха. Сперва закупают в магазине рулоны ткани, не самой дорогой. Затем девушки-болельщицы на швейных машинках скрепляют их в единое целое, после чего к делу приступают художники. Да не простые, а владеющие навыками граффити - рисунка распыляющими баллончиками. Причем летом для создания больших полотен стараются найти соответствующие пространства под открытым небом, желательно на территории какого-нибудь огороженного предприятия. В холодное же время приходится баннеры даже гигантских размеров рисовать - не поверите - в обычной квартире. Можете представить, как это выглядит.
Сколько денег тратится в год на баннеры, ни красно-синие, ни красно-зеленые сказать не смогли. Назвали только примерные расходы на хорошее полотно - 15 - 20 тысяч рублей. Кроме того, армейцы поведали, что, например, на матч с "Арсеналом", когда задействованы были три трибуны, они потратили 150 тысяч рублей. Так что выводы о годовом бюджете баннерной войны делайте сами.
Впрочем, вошедшее в обиход применительно к данному явлению слово "война" неадекватно происходящему. Какая ж это война, если все так красиво и, главное, честно? Правда, известен один эпизод, который может хоть как-то объяснить используемый термин. Однажды накануне встречи "Спартака" и ЦСКА фаны красно-белых выследили, где оппоненты рисовали обидный для них баннер, проникли внутрь, воспользовались численным перевесом - десять против двоих, отобрали почти законченное творение и сожгли. Это, наверное, единственное отождествление с боевыми действиями. Но, подозреваю, от привычного словосочетания "война баннеров" уже не избавиться. Хотя, ей-богу, побольше бы таких войн. Хороших.
К слову о настоящей войне. Низкий поклон фанатам "Спартака" за баннер, приуроченный к 9 Мая и посвященный ветеранам Великой Отечественной - "Спасибо, отцы! Храни вас Господь". В наш век цинизма и повсеместного попрания любых святынь - жест редчайший.
Александр МАРТАНОВ
1. ТРУС НЕ ИГРАЕТ В ХОККЕЙ. 9 сентября. 18-й тур
ЦСКА - "Спартак" - 2:2
За несколько дней до матча было принято решение об исключении хоккейного "Спартака" из суперлиги, что не могло быть оставленным без внимания фанами армейцев.
2. 17 сентября. 19-й тур
"ЛОКОМОТИВ" - "Спартак" - 0:0
К этому творению особые пояснения не нужны, кроме подробностей, приведенных в комментарии по соседству.
3. ПРИВЕТ УЧАСТНИКАМ ПЯТИЛЕТКИ. 20 мая. Финал Кубка России
ЦСКА - "Спартак" - 3:0
Портреты Александра Старкова, Андрея Червиченко и Олега Романцева символизируют пять лет "Спартака" без побед над ЦСКА.
4. 30 ЛЕТ ЖДЕМ. 23 апреля. 6-й тур
"Кр. Советов" - ДИНАМО - 1:0
Боль поклонников "Динамо", которое в последний раз выигрывало чемпионат в 1976 году (весна).
5. РОЖДЕННЫЙ БЫТЬ РАБОМ, ПЕРВЫМ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ. 20 мая. Финал Кубка России
ЦСКА - "Спартак" - 3:0
Тут и так все понятно.
6. ВЕРИМ В "ТОРПЕДО"! (На всех домашних матчах "Торпедо".)
Этот баннер вряд ли попал бы в хит-парад, если бы торпедовцы сохранили место в премьер-лиге.
7. ЕГОР, ТЫ НА100ЯЩИЙ! 18 ноября. 29-й тур
"Ростов" - "СПАРТАК" - 3:4
Так спартаковские болельщики приветствовали Егора Титова, оформившегося в Донском крае членство в "Клубе 100" нашей газеты.
8. 20 мая. Финал Кубка России
ЦСКА - "Спартак" - 3:0
Помимо размеров творение привлекает особым шармом: из ноздрей нарисованных коней валит красно-синий "пар", созданный с помощью дымовых шашек.
9. С ДЕБЮТОМ В ЛЧ! ДАЕШЬ НОВЫЙ РЕКОРД! 17 сентября. 19-й тур.
"ЛОКОМОТИВ" - "Спартак" - 0:0
После поражения красно-белых от "Баварии" (0:4) в стартовом поединке Лиги чемпионов железнодорожники напомнили о рекорде "Спартака" в предыдущей для него Лиге: 6 проигрышей с общей разницей мячей - 1:18.
10. БИЛЕТ В РИГУ ЗА НАШ СЧЕТ. 9 апреля. 4-й тур
"СПАРТАК" - "Локомотив" - 2:1
Матч состоялся на следующий день после ставшего "бомбой" интервью Дмитрия Аленичева, вышедшего в "СЭ" под заголовком "Старков - тупик для "Спартака". Баннер адресован тогдашнему главному тренеру красно-белых.
| |