Вехи Бекхэма: от Манчестера до Беверли-Хиллс - Face 2 Face Betting January 18 2007
Вехи Бекхэма: от Манчестера до Беверли-Хиллс
Объявление о переезде полузащитника "Реала" Дэвида Бекхэма в Major League Soccer (MLS) – дословно Главную Лигу Соккера США (названьице, кстати, потрясное) – тождественно объявлению о завершении профессиональной карьеры. А была ли она действительно профессиональной?
Ничего удивительного в случившемся нет – 32 года все-таки исполнилось Дэвиду в ушедшем году. Слова о том, что ему просто хочется играть в футбол, на самом деле всего лишь слова. Ромарио тоже хочется играть в футбол. И он до сих пор играет. Но, по большому счету, все это уже факт его личной жизни.
Фантастические деньги, которые получит Бекхэм в Америке – по пятьдесят миллионов долларов в год в течение пяти лет – могут быть названы, таким образом, отступными за то, что он покинул футбол. Потому, что он его именно покидает. Наконец-то нашелся на свете футболист, способный поднять в спортивном отношении целую лигу и делать это до 37-летнего возраста (а именно столько планирует играть по контракту в США Бекс и, уж конечно, отыграет)!
Если вам мои слова кажутся язвительными, то это ошибочное впечатление. За 250 миллионов долларов любой из нас, если только ему не принадлежит какой-нибудь огромный бизнес, думаю, согласился бы уйти из профессии. Это же, в конце концов, всего лишь работа, не требуется маму родную продавать.
Откуда берутся такие мегаденьги? Мне кажется, в эту сумму включены практически все доходы от эксплуатации Бекхэма, как брэнда, за пять лет. Фактически MLS тем самым говорит, что денег ей от Бекхэма не нужно. Он их заработает себе сам – на вновь открывшемся для него рекламном рынке, в частности (ведь теперь в Америке будет на него совершенно беспримерный бум). А Лига получит от Бекхэма имидж и интерес к себе. И это будет стратегическим капиталом, который сам по себе позволит ей выйти на новый уровень. Впрочем, не знаю, позволит ли, но расчет, безусловно, именно в этом.
И получается занятная вещь: миссия Бекхэма даже не в том, что он куда-то поехал играть и чего-то там назабивает и распаснет. Миссия Бекхэма – в предоставлении брэнда. Это будут не деяния Дэвида; это будут подвиги, которые совершатся его именем.
И самое интересное, что так было в его карьере практически всегда.
Он провел в "Реале" четыре года. Ни в эстетическом, ни в спортивном отношении ничего близкого к тому, что он уже совершил в "МЮ", Бекхэм в Испании не добился. Мы не вспомним не только великих титулов, мы не вспомним даже ярких эпизодов игры. А ведь в Испанию он приехал в период своего физического расцвета. По иронии судьбы самый красивый (или один из самых красивых) своих матчей Бекхэм сыграл когда-то как раз против "Реала".
Тем не менее, я совершенно уверен, Бекхэм никогда не посчитает для себя годы, проведенные в "Реале", неудачными. Да к чему тут уверенность – на то есть его многочисленные заявления.
От Бекхэма ждали величия. Великим он не стал. Виноват ли в этом? Навряд ли. Бекхэму отчаянно повезло в начале его карьеры. С одной стороны, он был феноменально одаренным игроком. С другой, одаренность эта не была всеобъемлющей. Так вот, Бекхэм оказался в ситуации, когда его первая профессиональная команда была выстроена вокруг него. Удача? Безусловно. Именно поэтому о недостатках Бекхэма мы долгое время вообще могли не задумываться. Их просто не было видно.
Выступая в "МЮ" тех времен, не обязательно было обладать, к примеру, великим духом – мужества Роя Кина хватило бы на семерых. А еще поначалу рядом был Эрик Кантона, великий артист…
Играя на одном фланге с Гари Невиллом, не обязательно было обладать отличной "физикой". Потому что, даже если ты куда-то не успеваешь, за тобой везде успеет Гари. Перечень можно продолжать, но суть, думаю, уже ясна.
Может быть, не стоило уходить из "МЮ"? Но вспомните, это ведь было не желание лично Бекхэма. Его ухода хотело и клубное руководство. Думаю, не в последнюю очередь потому хотело, что было понятно: взрослея, прославляясь все больше, Бекхэм должен постепенно выходить в клубе на лидерские позиции. А лидером он не был. Имя становилось громче роли. Что совершенно не в традициях сурового британского футбола, одним из главных апологетов которого всегда считался сэр Алекс Фергюсон.
"Реал" приобрел Бекхэма чтобы заработать. И если вы считаете, что это неважно, заблуждаетесь. Потому что, какими бы ни были ошибки времен президента Флорентино Переса, они, во-первых, понятны – слишком все счастливо складывалось поначалу, а, во-вторых, "Реал" тогда сумел расплатиться с огромными долгами. И Бекхэм тут подвернулся как нельзя кстати.
И снова – не сам Бекхэм, а его имя. Однако, оказавшись в ситуации, когда за место в составе нужно было бороться с таким бойцом, как Луиш Фигу, Бекс спасовал. А универсализмом он никогда не отличался.
Зато имя Бекхэма обладало почти магической силой. В свое время будущий президент "Барселоны" Жоан Лапорта обещал именно его, а не Роналдиньо, привести в клуб. И это при том, что у Дэвида уже был контракт с "Реалом"! Лапорту избрали, и "Барса" под его талантливым руководством стала лучшей командой в мире.
Трогательно, что "Барселоне" Бекхэм помог, пожалуй, хоть и невольно, но сильнее, чем "Реалу".
Не знаю, читали ли вы автобиографическую книгу Дэвида, которая появилась еще в конце 90-х? Я читал. Из нее становится ясно, что Бекхэм просто-напросто хороший парень. Каких много – и это главное. Он исключительно одаренный футболист, но зауряден как личность. Его мечта – быть хорошим семьянином и жить спокойно. Это разве плохо? Нет, это прекрасно. Но это – не величие, конечно. Из Дэвида получился не суперфутболист, а всемирный пупс. Ну, и замечательно. Это тоже доступно немногим.
В конце концов, все пришло в гармонию. Бекхэм остается кумиром и объектом воздыханий не столько тех, кто любуется его игрой, сколько тех, кто хотел бы с ним жить. Или кто хотел бы жить жизнью самого Бекхэма – по природе это одно и то же, отличие только в том, какого пола обожатель.
Вот и сам он хотел всего-навсего жить. И будет жить на Беверли-Хиллс. Там, где и селятся кумиры человечества, не играющие в футбол. А его именем, возможно, совершится еще масса знаменательных дел.
| |