Бывший тренер махачкалинского «Динамо» и краснодарской «Кубани» Леонид Назаренко, кстати, уроженец Гулькевичей, все так же уверен в себе, открыт для общения, четко и ясно говорит то, что думает. Его новая команда - «Спартак-МЖК» из Рязани, - скорее всего, через год будет играть в первом дивизионе. Бог любит троицу. В первую лигу Назаренко уже выводил «Торпедо-Викторию» из Нижнего Новгорода, махачкалинское «Динамо». Теперь вот на очереди красно-белые из Рязани.
Произведя зимой нешуточную чистку состава, Назаренко пригласил к себе тех, в ком не сомневается. Шворень и Сыроватко, Кулумбегов и Фролов, Милованов и Панков - эти футболисты пошли за тренером, которого знают и которому доверяют. Сегодня они составляют костяк «Спартака-МЖК».
Наша беседа с Назаренко состоялась в Лермонтово после контрольного матча «Спартак-МЖК» - «Терек». После нее осталось ощущение, что никуда Васильич не уезжал, а все также тренирует «Динамо», работает с теми, кто олицетворял махачкалинский клуб недавних времен. Это не только игроки, но и второй тренер Сергей Разоренов и даже администратор Басыр Алибеков.
- Я удовлетворен и подготовкой к сезону, и уровнем имеющихся у меня игроков. Есть основной костяк, который дополняют молодые ребята. Неважно, что Помазуну 34 года, а Емельянову - 17. У нас все равны.
- Так же, как когда-то в «Динамо»?
- Мы создаем ту среду, в которой необходимо работать. Если ее нет, то бороться за первые места невозможно. Так было во всех моих командах, в том числе, и в махачкалинском «Динамо».
- Однако в Махачкале в середине 2004-го что-то изменилось, и вы подали в отставку…
- По-моему, ничего не изменилось. Видимо, просто президента клуба не устроила моя требовательность, а, может, ему что-то «напели» обо мне. Кто-то из его окружения. Последнее - вероятнее всего. Побед мы добивались на эмоциях. А вот базы не было. Как и громких приобретений. В межсезонье нас даже причислили к явным аутсайдерам, а я понимал, что команда на ходу. Неважно, что у нас не было известных фамилий, зато были играющие люди, за которых сегодня предлагают большие деньги. С той командой можно было делать большие дела, просто необходимо было терпение. У кого-то, однако, этого терпения не хватало. Пытались торопить события, давить на меня. А где бы я ни работал, никогда и никому не позволял и не позволю вмешиваться в мою работу.
- Это было в «Динамо»?
- В последнее время мне начали высказывать претензии: «Почему не играет тот, этот»…
- Говорили из руководства?
- Чаще из окружения, но иногда и сам президент. Видимо, Османа Кадиева наталкивали на это люди, которые хотели решить какие-то свои вопросы, а он на эмоциях выдавал все мне.
- А когда у Кадиева прошли эмоции, он не пытался вас вернуть?
- Пытался. Но я уже работал в «Кубани». Хотя, повторюсь, та команда была способна на многое. В том числе, и в прошлом году, когда стала одним из соискателей путевки в премьер-лигу.
- После своего ухода из «Динамо» вы говорили, что, если вас позовут обратно, то, возможно, вы вернетесь, но уже на других условиях.
- В Махачкале меня устраивало то, как к команде относятся болельщики, как они любят свою команду. Но другое дело - инфраструктура, она должна совершенствоваться. Я ведь пришел в «Динамо», которое держалось на энтузиазме: была команда, была игра, но не было, повторюсь, базы. С таким положением дел ставить и затем решать задачу было нереально. А без задач мне работать неинтересно. Я максималист.
- То есть Кадиев ответил вам, что к таким условиям он не готов?
- Он очень амбициозный и честолюбивый человек. Ведь прошлогодний результат «Динамо», в первую очередь, заслуга именно его. Я видел игру команды в Краснодаре, и она меня не впечатлила. Но, тем не менее, результат был.
- Результат вроде бы зависит от тренера, причем же тут президент клуба?
- Я думаю, что последний скандал вокруг «Динамо» возник не просто так. Как говорится, дыма без огня не бывает. Были жалобы со стороны судейского корпуса. Отношение к приезжим командам… Наверное, что-то было. То есть работали организационные структуры. Поэтому, считаю, что президент организовал пятьдесят процентов успеха. Хотя есть, наверное, и другие моменты, повлиявшие на результат, о которых я не знаю. В любом случае, если судить по увиденной мной игре, команда прыгнула выше головы.
- А вы, кстати, за «Динамо» следили пристально или поверхностно?
- Интересовался каждым туром. Динамовские ребята звонили, рассказывали, во что и как играют. В общем, владел достаточной информацией.
- Вас не удивляло, что футболисты звонят вам и рассказывают даже то, что никому другому не рассказали бы?
- Они многому у меня научились, и за это, наверно, благодарны. Наши отношения я бы назвал тесными и даже семейными.
- В вашей новой команде бывших махачкалинцев уже полсостава. Они по первому зову приехали к вам?
- Скорее, да, чем нет. Я вот общаюсь с Анзуром (Садировым, - прим. К.К.), очень хочу его видеть у себя, но мне неудобно его приглашать во вторую лигу. А так, у меня те, кто оказался ненужным «Динамо».
- В Рязани для достижения дисциплины вам, как это было в Махачкале, стульями в своих футболистов бросать не приходилось?
- Нет, до этого не доходит. Ребята прекрасно знают, чего я от них хочу. Все дисциплинированно относятся к своей работе, и у нас идеальный порядок.
- Несколько слов о «Кубани». Вы тренировали эту команду в конце 2004-го и готовили к следующему, перед новым сезоном она считалась фаворитом турнира. Ее неудача - случайность?
- Мне трудно об этом говорить, так как любое мое суждение может быть воспринято превратно. Взяли на должность главного тренера Йозефа Хованеца, а я был уволен.
- Ходили слухи, поводом для увольнения стало ваше нежелание помогать Хованецу…
- Нет, дело не в этом. Команду комплектовал я, и мне, кстати, удалось собрать довольно сильный состав. И готовил его к новому сезону тоже я. Вроде бы главным тренером был пан Йозеф, а всю работу - и теоретическую, и практическую - я вел сам. Хованец в этом вообще не участвовал - не проводил ни установок, ни разбора контрольных и первых официальных игр.
- В чем же тогда заключались его функции?
- Команде нужно было имя, во всяком случае, мне так кажется. Когда его пригласили, я решил уйти из «Кубани», но Александр Борисович Молдованов убедил меня остаться, мотивировав это тем, что в клубе должен находиться кто-то из краснодарцев. Вот я и остался. И выполнял всю работу. Нынешний генеральный директор клуба Максим Ремчуков в этом однажды убедился сам, когда зашел на установку перед кубковым матчем с «Зенитом» в Питере. Сидят футболисты, я объясняю, как они должны действовать в предстоящем поединке, а главный тренер - в стороне.
- В стороне в итоге оказались вы, и лишь после окончания сезона - пан Йозеф. Уходя из клуба, вы, очевидно, поняли, что «Кубань» задачу не выполнит?
- Почему же? В команде, как я сказал, был собран очень сильный состав, и выйти в элиту он мог вполне. Это объективно. А субъективно… «Кубань», на мой взгляд, была очень хорошо подготовлена к сезону, что показали кубковые матчи с «Зенитом» и старт чемпионата. Моя теория давала плоды. Человек Хованеца - тренер-аналитик - записывал на диктофон мои теоретические занятия, и, когда я уехал, пытался разобраться в них и выдать команде. Особого эффекта, однако, это не дало. Повторять слова может любой, но ведь смысл в чем - нужно и футболистов убедить, и самому быть уверенным, что это правильно.
- Причем тут тренер-аналитик? Хованец ведь известный наставник, сборную возглавлял…
- Известный? А где он работал тренером? Только в сборной Чехии, а это совсем не то, что в клубе. По существу, пан Йозеф - спортивный директор, а не тренер-практик. Может что-то организовать, красиво представить, а в каждодневном тренировочном процессе ему сложно.
- Вернемся, однако, к вашей нынешней команде. Хотелось бы спросить о зоне, в которой выступает рязанский «Спартак-МЖК». Какова она по сравнению с южной?
- Зона «Центр» второго дивизиона в последнее время заметно прибавила. Квалифицированных футболистов стало больше, клубы в финансовом плане довольно крепко стоят на ногах. А зона «Юг» в этом году… не знаю. Хотя новороссийский «Черноморец» с «Элистой» ее, несомненно, усилили.
- Вашим главным конкурентом за выход в первый дивизион, скорее всего, станет «Рязань-Агрокомплект». Тоже клуб из Рязани…
- Думаю, конкуренция у нас будет спортивной. Без всяких там околофутбольных дел.
- «Анжи» и «Динамо» из республиканского бюджета получают одинаковые деньги. Как с этим в Рязани?
- «Рязань-Агрокомплект» получал средства из бюджета, а наш клуб содержится на частные средства. Полагаю, в этом году ситуация будет несколько иной. Вице-президентом «Спартака-МЖК» клуба стал человек как раз из «Рязань-Агрокомплекта». Он работает во властных структурах, у него хорошие связи и поэтому, надеюсь, администрация уделит внимание и нам.
- Когда вы принимали рязанский клуб, тот барахтался в нижней части таблицы…
- Да, они были то ли двенадцатыми, то ли четырнадцатыми. Проделанная работа позволила нам подняться на шестое место, а при удачном раскладе могли закончить год и на пятом.
- Сами-то не удивились, что после «Кубани» оказались в такой команде?
- Нет. Работать везде интересно. Да, к тому же, я знал, что нужно делать с командой. Акцент был смещен в сторону улучшение качества игры, а не на решение каких-то турнирных задач. Это было просто нереально. Для многих наш скачок стал удивительным, но для меня - нет. Когда футболистов сажаешь за парту, и они начинают понимать тебя, это всегда дает результат.
- Перед сезоном-2006 долго пришлось убеждать президента клуба, чтобы он поставил перед командой высокие задачи?
- В этом не было необходимости. Наоборот, меня уговорили остаться. Я ведь не думал, что вообще окажусь в Рязани. С этим городом раньше меня ничто не связывало. К тому же, после того как я ушел из «Кубани», губернатор и вице-губернатор края просили меня никуда не устраиваться. Возможным было мое возвращение в краснодарский клуб. Я и не спешил. И то, что поехал в Рязань, - дело случая. Встретился с президентом клуба, человеком очень честолюбивым, он попросил меня принять команду, я согласился и теперь ни о чем не жалею.
Кайрав КАГЕРМАНОВ