February 5 2007Григорий Суркис
Ультиматум в цейтноте
- Расскажите подробнее, как развивались события вокруг Польши.
- На комитет, в состав которого я вхожу на протяжении нескольких лет, возложен, в частности, контроль за соблюдением уставных норм ФИФА. А одним из основополагающих положений устава является невмешательство государства в дела национальных ассоциаций - независимых общественных организаций. Между тем в последнее время федерации разных стран все чаще сталкиваются с попытками государственных чиновников разного ранга взять их под свой контроль. На очередном заседании в Цюрихе мы рассматривали сразу одиннадцать прецедентов - и среди них, к сожалению, ситуация с нашими партнерами по участию в тендере Euro-2012.
Еще два года назад в польской прессе появились первые публикации о том, что в чемпионате страны существуют договорные матчи, связанные с ними нечистые игры на тотализаторе, а также предвзятость судей, заинтересованных в результатах тех или иных игр. Именно тогда спортивный министр Польши Томаш Липец предпринял первую попытку сместить легитимно избранного президента ПФС Михала Листкевича и исполком возглавляемой им организации. На протяжении последних нескольких месяцев ситуация развивалась на моих глазах. 18 октября прошлого года комитет национальных ассоциаций уже рассматривал польский вопрос. Произошло это через два дня после того, как в Цюрихе состоялась встреча высших должностных лиц ФИФА с Липецом и Листкевичем. В ее ходе было решено создать комиссию, которая не только нашла бы оптимальное решение проблемы, но и разработала изменения в спортивном законе Польши, который - ни больше ни меньше - позволял министру по собственной воле заменять президентов федерации какими-то временными комиссарами. Противоречие такого положения с уставом ФИФА очевидно, и дополнительных комментариев не требует.
Липец дал слово главе международной федерации Зеппу Блаттеру не пользоваться подобной возможностью, чтобы не вступать в противоречие с футбольными законами. В ноябре была проведена ассамблея Польского футбольного союза, среди гостей которой были три члена исполкома УЕФА - в частности, избранный на прошлой неделе новым президентом Европейского футбольного союза Мишель Платини и ваш покорный слуга. Удивительно, что спортивный министр, так демонстрировавший свою заинтересованность в разрешении сложившейся ситуации, не нашел времени встретиться с делегатами и изложить собственную позицию.
7 января было принято совместное решение спортивного министра, исполкома и главы ПФС о проведении до 31 марта чрезвычайной ассамблеи. Одним из пунктов повестки дня должны были стать перевыборы всех руководящих органов национальной ассоциации. Польская сторона проинформировала об этом ФИФА и УЕФА, заручившись всесторонней поддержкой с их стороны. Но уже 19 января Липец нарушил слово, данное Блаттеру, назначив на пост временного управляющего Польским футбольным союзом некоего Анджея Рушко. Согласиться с тем, чтобы во главе ПФС даже час стоял человек, не прошедший легитимную процедуру выборов, было невозможно.
- Спортивный министр Польши в ответ заявил, что ФИФА и УЕФА в этом вопросе применяют к его стране двойные стандарты...
- Не думаю, что для этого у него есть сколь-нибудь серьезные основания. С такой же решительностью реагировали международные футбольные организации на вмешательство государства в дела национальных ассоциаций в Турции, Португалии и даже в Греции, носившей тогда титул действующего чемпиона Европы. Словом, перед законом все равны. Но Липец не просто посчитал требования, основанные на уставе ФИФА и УЕФА, шантажом, но и заявил, что эти структуры раскрывают зонтик над коррупционерами. В результате он категорически отказался садиться за стол переговоров. Цинизм заявлений и действий спортивного министра не прибавляет польскому футболу плюсов и, как я уже не раз отмечал, ставит под удар совместную украинско-польскую заявку на право принять чемпионат Европы 2012 года.
Комитет национальных ассоциаций ФИФА потребовал от Липеца немедленной отмены своего решения о назначении временного комиссара. При этом до выборов нового руководства ПФС польский футбол должен существовать под эгидой не самозванных чиновников, а законно избранного президента.
Не скрою, во мне в ходе рассмотрения этого вопроса боролись два противоречивых чувства. С одной стороны, я являюсь горячим поклонником нашей заявки, но с другой - не могу не согласиться с мнением коллег, считающих, что действия польской стороны грубо попирают принципы устава ФИФА.
- А не лоббирует ли министр, принимая такие решения, чьи-то интересы - свои или чужие?
- Хочется верить, что это не так. Не думаю, что Липец настолько неразумен, чтобы открыто лить воду на мельницу интересов не своей страны, а ее конкурентов. Надеюсь, министр просто не понимает, что делает. Рассчитываю, что президент и премьер-министр Украины не останутся в стороне, разъяснив польским коллегам, к чему может привести подобное поведение одного чиновника. И тогда наш забег длиной в два с половиной года может завершиться в середине апреля поражением. Между тем, по данным социологических исследований, 87 процентов жителей обеих стран поддерживают идею проведения у нас чемпионата Европы. Кстати, уже в середине февраля мы должны предоставить УЕФА окончательный вариант заявки для участия во втором этапе тендера. Неоднократные попытки спортивного министерства нашей страны связаться напрямую с аналогичным польским ведомством успеха не принесли - от этих контактов там уклоняются.
Впрочем, вмешательство нашего комитета в прецеденты, подобные польскому, приносят плоды. Например, украинская федерация после недавнего конгресса Европейского футбольного союза намерена внести поправки в свой устав, утвердив их на исполкоме и передав на изучение в Минюст.
- Можете ли вы, проведя параллели с Турцией, Португалией и Грецией, сказать, сколько времени требуется для урегулирования подобных ситуаций. И не ушел ли, образно говоря, наш поезд?
- Поезд-то не ушел, но мы, к сожалению, оказались в цейтноте. В то время как в Греции и Португалии все решалось на уровне парламентов, внесших изменения в спортивное законодательство своих стран. Теперь в них четко обозначено, на что государство вправе влиять, а на что - нет...