Создавшуюся ситуацию в интервью еженедельнику «Футбол» прокомментировал заместитель директора дирекции спортивных программ «НТВ-плюс» Владимир Вайнштейн.
— Владимир Львович, после передачи сублицензии «Спорту» контракт «НТВ-плюс» из разряда коммерческих перешел в разряд благотворительных?
— Нет, не совсем. У нас есть еще шанс оправдать расходы, если со следующего года все пойдет, как было задумано. Но этот год потерян.
— Вы были готовы к такому развитию событий?
— Это можно было предвидеть. Но обидно, что первые лица государства получили одностороннюю информацию, мнение только одного участника процесса.
— Но в «НТВ» действительно считают, что наш футбол стоит те 23 млн долларов, что вы платите в год Премьер-лиге?
— Эта цифра как-то обосновывалась, как-то рассматривалась с точки зрения здравого смысла. Мы пытались предложить именно столько, чтобы нам клубы не отказали. Мы, кстати, получили права и на Интернет, и на мобильную связь, права по всему миру. То есть постараемся вывести российский футбол на международный рынок. В этом плане у нас возможностей больше, чем у кого-либо: мы понимаем, что там хотят видеть, у нас колоссальное количество контрагентов, у которых мы покупаем права, они у нас иногда берут что-то. Корея, Турция, славянские страны... Интерес у них присутствует, причем не как к экзотике, где люди пинают красный мяч среди «белых мух», а как к спортивному турниру. И РФПЛ от этого процесса тоже будет выигрывать, доходы распределятся в соотношении 50 на 50.
Но никто не знает, сколько сейчас стоит наш футбол. Вопрос, с какой суммы надо было начать — чисто философский. Но начинать надо было. Мировой опыт показывает, что другого пути, как уходить на платные каналы, у футбола нет. Это Лига чемпионов может держаться исключительно на спонсорской поддержке. Все остальные лиги зарабатывают исключительно на реализации телевизионных прав.
— А как же пропаганда здорового образа жизни?
— Ну кто сказал, что если показать все матчи чемпионата страны по футболу на бесплатном канале, то это будет пропагандой здорового образа жизни? Если человек за два дня посмотрит все восемь матчей тура, то есть просидит перед «ящиком» 16 часов, он что — здоровее будет? Ну хорошо, одну игру он посмотрит на Первом канале, еще одну на «Спорте» или на региональном канале, но все-то зачем забирать? Тех, кто захочет смотреть все матчи тура, немного. И абсолютное большинство из них нашли бы такую возможность.
— Тем не менее, если бы вы забрали все матчи на «НТВ-плюс», это был бы ощутимый удар по «Спорту».
— Почему? Ведь публиковались рейтинги, и там было видно, что больше всего по «Спорту» смотрят биатлон, еще что-то, но не футбол. А значит, они не теряли наиболее рекламоемкие, то есть наиболее доходные, трансляции.
— При подписании контракта вы говорили, что «НТВ-плюс» будет вкладывать ощутимые деньги в качество трансляций. Теперь эти планы под угрозой срыва?
— Надо посмотреть, чем все закончится. Но положение действительно угрожающее. Наши специалисты были на всех матчах первого тура и не в восторге от увиденного. Почти везде устаревшее оборудование, где-то вообще используется то, которое еще к Олимпиаде 1980 года покупали. Камеры старые, оптика слабая, где-то кабеля нет, ну и так далее. А идея у нас была простая: зритель не должен понимать, откуда идет картинка — из Москвы, из Владивостока или, например, из Англии. У нас ведь и пример есть — Лига чемпионов. Мы ее уже десять лет показываем и видим, как именно они организовывают трансляции, и этот опыт мы хотим использовать. Но нужна мощная техбаза. Мы ее и собирались приобретать. Это длительный процесс: закупка оборудования, обучение персонала. Но у нас есть понимание, что нам нужно, сколько это стоит, у кого покупать.
Кроме того, необходимо плотное сотрудничество с самой РФПЛ. Должен быть разработан регламент показа, то есть такие же правила, как и правила футбола. Вот у них в правилах записано: нельзя играть руками. Также там должно быть записано, что на стадионе должно быть нормальное освещение, должен быть кабель от стадиона до телецентра. Должно быть место для установки комментаторских позиций и телекамер. Причем именно там, где нужно нам, а не там, где они нашли свободный пятачок. Нельзя, чтобы камеры смотрели на пустые трибуны, а это иногда происходит только из-за того, что куда-то билетов просто не продавали…