Пока Киев и Львов хитрили (ждали решения УЕФА, а до этого лишь размахивали планами стадионов), "Днепр" и "Шахтер" взялись строить стадионы, в первую очередь для своих команд. В итоге, не прошло и месяца, как мы выиграли тендер Евро-2012, а арену в Донецке сдадут уже ровно через год, в Днепропетровске – через четыре месяца.
"Днепр" косит под "Боруссию"
Новый 31-тысячник в Днепропетровске строят практически в центре города. Возможно, в будущем это усложнит жизнь горожан. Но пока строители и заказчики уверены в обратном:
– У нас в Германии футбольные арены очень часто выносятся на окраины из-за отсутствия свободных площадей, – говорит немец Андреас Лекманн, сменивший на посту руководителя строительства коллегу-итальянца. – Но расположение "Днепра" считаю удачным, это даст толчок к развитию инфраструктуры Днепропетровска в целом, ведь стадион – это еще и транспортные развязки, автостоянки, отели, бары, больницы наконец.
"Днепр" строят на месте старого стадиона "Металлург". Когда его сносили и рыли новый котлован, строители наткнулись на старинные, хорошо сохранившиеся гробы. Как оказалось, на этом месте еще до революции находилось дворянское кладбище. Так что заказчики строительства сделали еще и нужное дело – перезахоронили дворянские останки на одном из местных кладбищ.
Сдадут "Днепр" 8 сентября, ко дню города. Хотя строят меньше двух лет – многие днепропетровцы до сих пор думают, что на "Металлурге" торгуют. Сроки сдачи были под угрозой, но бюджет подкорректировали – с $25 млн до $40 млн – и пообещали не затягивать.
– Один из солдатиков (привычка использовать на стройках военнослужащих срочной службы еще сохранилась с советских времен. – Авт.) меня недавно спросил, – вспоминает инженер строительного отдела Михаил. – А правда ли, что стадион всего 2 года строят?
– Неправда, – честно ответил я.
– Вот и я не поверил, – говорит солдатик. – Слишком быстро получается.
Михаил улыбнулся – первый бетон был залит в марте 2006-го, через год вырос каркас стадиона, а все работы уложатся в 1,5 года. Михаил работает на объекте с самого начала. Среди строителей – украинцы и турки, которые считаются более дисциплинированными.
– Это не так, – поразмыслив, говорит наш гид. – Тут дело скорее не в национальности, а жизненном опыте, что ли. Те наши земляки, что начинали работать при "совке", так и норовят под видом перекура увильнуть от работы. А те, что помоложе, сами за тобой бегают и просчитывают все на три хода вперед. И это понятно, ведь если у них простой, это неминуемо отразится на зарплате.
Что касается немцев и турок, то с ними Михаил общается по-английски, и говорит, что разногласий и непонимания до сих пор не было. Кстати, турки скоро покинут Днепропетровск – бетонные работы закончены. Говорят, при строительстве "Днепра" использовали 2200 бетонных блоков – если их выложить в одну линию, 15 км получится...
Руководят возведением "Днепра" немцы, компания HOCHTIEF, которая занимает первое место в мире по объему строительных работ на гражданских объектах. Может, поэтому новый стадион будет очень похож на арену менхенгладбахской "Боруссии". Правда, у "Днепра" будет своя фишка – два громадных как для таких арен электронных видеотабло – по 60 квадратных метров каждое. Трибуны из складывающихся сидений накроют прозрачными навесами из современного материала под названием макролон. Причем, по плану наших разработчиков, крыша еще и защитит жителей окрестных домов от шума болельщиков. Поле стадиона накрываться не будет, а сам газон, кстати, сейчас выращивают под Киевом.
Пятизвездочный стадион в Донецке
В Донецке все – от винтика до масштабов стадиона – намного серьезней. 50-тысячник уже год растет недалеко от центра города и действующего стадиона РСК "Олимпийский" – в парке имени... Ленинского комсомола. Как-то нелепо будет смотреться в месте с таким названием суперсовременный, пятизвездочный, один из лишь 24-х европейских стадионов высшей пробы, подобных которому нет, например, даже в Италии. Но переименовывать парк пока никто не собирается. В отличие от нового стадиона – только сейчас клуб заметил, что первоначальное название "Шахтер" не пляшет, ведь в городе уже есть древняя арена с таким именем. Сейчас руководство думает – назвать арену "Донецк" или "Донбасс"?
Попасть на территорию строящегося стадиона случайному зеваке невозможно. Строительная площадка буквально наводнена камерами слежения, а охрана объекта, как и работа на нем, ведется днем и ночью. Почти такая же камера, только веб дает возможность каждому желающему наблюдать за процессом сооружения арены в режиме реального времени на официальном сайте стадиона http://newstadium.shakhtar.com.
Проходим сквозь турникет – и только тут понимаешь, куда попал. Наиболее удобным сравнением, наверное, будет – гигантский муравейник, работа в котором не прекращается ни на секунду. Муравейник этот размером 250 тысяч квадратных метров – минут сорок надо, чтобы его обойти... И, что удивительно – уровень шума на этой гигантской стройке почти такой же, как, например, на стройке обычного панельного дома.
Непосредственно на стройплощадку не пускают даже журналистов. Потому как обязательно надо пройти инструктаж – без малого сто часов. Вот так в турецкой строительной компании ENKA заботятся о безопасности. И это дает свои плоды – говорят, в прошлом году на всех объектах турецкой компании было зафиксировано "лишь" два смертельных случая.
Турки – и основа строителей. Некоторые люди работают в этой компании уже не один десяток лет, кочуя, в прямом смысле этого слова, с объекта на объект. Заморских строителей здесь 900, плюс 300 – наших. Инженерный состав живет в удобных бытовках прямо на территории стройки, а для рядовых рабочих "зафрахтовано" два общежития – в Донецке и Харцызске (городок в сорока километрах). Для рабочих выстроили специальное кафе, там турецкий повар. Алкоголь, конечно, на строительстве строго запрещен, даже курить можно только в так называемой "зеленой зоне", а не на самой стройплощадке. Больше развлечений нет, да и нужны ли они: рабочий день длится одиннадцать часов, выходных в месяц – всего один...
Турки хотя и приветливы, и улыбчивы, но на контакт идут не столь охотно. Кто-то ссылается на незнание русского языка, кто-то – на то, что начальство не разрешает говорить. Правда, господин Мэрт, заместитель менеджера проекта – невысокий, рановато поседевший, как для своих двадцати восьми лет, – не отказался побеседовать.
– Лично для меня это первый подобный проект, очень крупный, очень ответственный. Сейчас важно максимально быстро закончить бетонные работы (пока готова только треть каркаса стадиона. – Авт.). Недавно привезли очень мощный подъемный кран, и теперь мы стараемся как можно быстрее его смонтировать и уже начать работу по установке части крыши.
Кранов на стройке, кстати, аж семь штук. Немудрено – высота стадиона в некоторых местах будет достигать 51 метра... Только за время "экскурсии" по стройке насчитал около сорока единиц техники. После увиденного начинаешь понимать, почему такой большой бюджет у стадиона – к $250 млн прибавилось еще 50...
– Надеюсь, до конца лета удастся выполнить все запланированное, – продолжает Мэрт. – Потом уже пойдет полегче – коммуникации и работы внутри самого сооружения.
– Евро-2012 я, скорее всего, буду смотреть дома. И приятно будет сознавать, что в этот красавец-стадион ваш покорный слуга внес и свою лепту, – с довольной улыбкой резюмирует менеджер.