Легендарный тренер Константин Иванович Бесков... Давайте вспомним его не только как гениального тренера-новатора, но и как простого человека. Человека, за романом которого с его будущей женой — одной из первых красавиц Союза Валерией Николаевной, открыв рты, следила вся страна. О его умении побеждать везде и всегда и неприятии поражений. О человеке, влюбленном в победу и добившемся от нее взаимности. Но победа — вовсе не главная любовь Бескова. 60 лет рука об руку с патриархом отечественного футбола шла по жизни его жена и муза Валерия Николаевна.
— Валерия Николаевна, сильно изменился ваш мир за этот год? Говорят, что понять, кто твой настоящий друг, можно только в сложных жизненных ситуациях.
— Знаете, я должна сказать, что совершенно не разочарована в своих друзьях. Мне звонят, спрашивают, какая нужна помощь, помогают. Я не могу на сегодняшний день ни на что пожаловаться. Многие ученики Константина Ивановича стараются помочь, кто чем может. Я, правда, не очень этим пользуюсь. Так что сказать, что меня все бросили и я совершенно одинока, не могу.
— “Спартак” и “Динамо” — клубы, чья история неразрывно связана с Бесковым, — не забывают?
— Они очень мне помогают. Особенно в организационных вопросах, когда надо провести годовщину, например. “Спартак” выдает стипендию группе ветеранов, в которую входил и Константин Иванович. Теперь я ее получаю. Они не прекращают повторять, что будут участвовать во всех проектах, связанных с Бесковым. Это касается и памятника на его могиле.
— Доводилось слышать, что памятник Бескову не будет похож на привычные для футболистов монументы. Не приоткроете завесу тайны?
— Я не могу сейчас ничего рассказать, кроме того, что это будет работа известного скульптора Александра Рукавишникова. Проект памятника я уже видела — он замечательный. Но есть проблема. Мы не уследили, а оказалось, что земли мало — даже меньше нормы. Много лет назад соседняя могила немного залезла на наше место. Как этот вопрос может разрешиться, я не знаю. А памятник можно будет увидеть 6 мая в 12.00 на Ваганьковском кладбище. Если будет хорошая погода, помянем Константина Ивановича у могилы. Прийти могут все, кому дорога память о Константине Бескове.
— Ваш зять — нынешний тренер “Спартака” Владимир Федотов — частый гость?
— Владимир Григорьевич очень занятой человек. Я не понаслышке знаю, что такое работа тренера, и понимаю, как сложно ему выделить хоть несколько минут. Но он очень внимателен ко мне.
— Вы, наверное, лучше других знаете, как влияет работа в “Спартаке” на тренеров. Федотов сильно изменился за последнее время? Работа-то нервная.
— Нет. Он человек в принципе уравновешенный. Переживает, конечно. Вот “Локомотиву” в Кубке крупно проиграли. Но у любого поражения есть объективные причины, просто с этим никто почти никогда не считается. Главное — выиграть, а уж какими силами, не столь важно. А недовольных всегда будет много.
— Проводится сразу несколько турниров памяти Константина Бескова.
— Да. Это хорошо, что Константина Ивановича не забывают. Меня часто на них приглашают на вручение призов. Самое интересное, что в институте, где учился Константин Иванович, месяц назад показывали фильм “Футбол и голуби Константина Бескова”. Ребята очень внимательно смотрели, задавали интереснейшие вопросы. Отличный получился вечер, просто изумительный. Там же находится и музей Бескова.
— Не жалко отдавать экспонаты в музей?
— Там практически нет экспонатов, которые бы передала я. Есть книга “Портрет патриарха”. Вот нашла профсоюзный билет 1936 года — хочу передать его в музей.
— Вы бы хотели, чтобы Бескова запомнили каким: суровым тренером, которого побаивались игроки, или интеллигентным человеком с прекрасным чувством юмора?
— Хочу, чтобы у каждого сохранились воспоминания такими, какие они есть. У каждого сложилось о Константине Ивановиче свое мнение, и давать советы здесь я не могу. Самое главное — его помнят. Помнят все. А детали? О них, по-моему, сейчас никто не говорит.