“Семья для меня на первом месте, поэтому в сборную прошу не вызывать” — эта фраза Егора Титова полтора месяца назад взбудоражила российский футбольный мир.
Согласитесь, не каждый день у нас игроки добровольно рвут отношения с национальной командой. А уж по семейным обстоятельствам — и подавно!
В этом смысле Титов — чуть ли не первопроходец. На ум приходит только великий Зинедин Зидан, который когда-то тоже уходил из сборной Франции, чтобы больше времени уделять своим домочадцам. Правда, уже через год Зизу уговорили вернуться, но речь сейчас не о нем, а о капитане “Спартака”. После того, что произошло в конце марта, лучшей кандидатуры, чем Титов, для разговора с футболистом на тему семьи и брака не найти…
— Что самое трудное в семейной жизни?
— Для меня — разлуки с женой и дочкой. Футболисты постоянно в разъездах. Одни предсезонные сборы по 2—3 недели чего стоят! Но, как ни парадоксально, для семейной жизни это не только минус, но и плюс. Чем больше находишься вдали от дома, тем сильнее туда тянет. Токарям, например, в этом смысле сложнее: у них жизнь более однообразная, а оседлость притупляет чувства. И, конечно, ни один брак не будет долговечным без взаимопонимания. Супругам нужно уметь сглаживать острые углы.
— Есть такое выражение: “семейная лодка разбилась о быт”. Егору и Веронике Титовым это не грозит?
— Мои частые поездки со “Спартаком” по городам и весям — это та самая страховка от “кораблекрушения”. Вы не представляете, с каким нетерпением я жду окончания сезона! 11 декабря — годовщина нашей свадьбы, которую мы всегда встречаем на каком-нибудь курорте в компании с семейством Тихоновых. Лучше не бывает, когда такой праздник совпадает с отпуском! Можно отдохнуть и душой, и телом.
— И сколько лет ваша лодка уже плывет по волнам?
— 16 апреля исполнилось 10 лет с того момента, как я познакомился с Вероникой. Круглую дату отметили походом в ресторан.
— А как относитесь к таким праздникам, как День святого Валентина или День защитника Отечества?
— Спокойно, если не считать того, что 14 февраля — день рождения Анюты (ей уже исполнилось 7 лет. — “МК”). Это святое. Как и Новый год. Кстати, в последнее время новогоднюю ночь проводим дома.
— Почему?
— Возраст уже такой, что хочется покоя. Правда, к дочери это не относится. Если всю ее энергию вдохнуть в игроков “Спартака”, думаю, в финале Лиги чемпионов наша команда была бы точно.
* * *
— Аня уже видела с трибуны стадиона, как играет ее папа?
— Видела, но ее внимания хватает минут на 20. Анюта у меня непоседа.
— Она ведь теннисом занимается. Есть успехи?
— Прежде всего, огромное спасибо Шамилю Тарпищеву, который помог устроить нашего ребенка в теннисную академию. Об успехах же говорить рано. С начала занятий прошло только полтора года. Но данные у Анюты впечатляющие. Рост девятилетнего ребенка, мощная подача. В общем, сейчас моя дочь — это уменьшенная копия Елены Бовиной и Надежды Петровой. А талант, если он есть, проявится на первых турнирах, которые начнутся через пару лет.
— Верите, что когда-нибудь Анна Титова сразится на корте с Ксенией Первак (дочь бывшего гендиректора “Спартака”. — “МК”)?
— У них восемь или девять лет разницы. Для тенниса многовато. В лучшем случае это будет матч восходящей звезды и “пенсионерки”. Шучу, конечно.
— Готовы сопровождать дочь по всему миру, как Юрий Шарапов — отец второй ракетки мира?
— Если я сейчас ради семьи взял самоотвод из сборной, то после завершения футбольной карьеры мне сам Бог велел жить интересами детей, супруги и вообще всех близких мне людей.
* * *
— Раз уж вы упомянули про детей во множественном числе, перехожу к самому главному: как себя чувствует Вероника? Когда ожидается прибавление в семействе?
— На стыке лета и осени. А через несколько дней будет ясно, кто родится.
— У вас на сей счет есть предчувствия?
— Никаких. Хотелось бы, конечно, чтобы был продолжатель рода, но и появлению девочки обрадуюсь. А там, глядишь, и о третьем ребенке задумаемся.
— Жилищные условия позволяют?
— На них мне грех жаловаться. Из трех квартир, где мы с Вероникой жили, нынешняя на Кутузовском проспекте — во всех отношениях самая лучшая. Ходишь по комнатам на 37-м этаже — и душа радуется. Рядом с домом парк, где можно погулять с ребенком и двумя чудными собачками породы шитцу. В общем, мы из этой квартиры никуда не уедем.
— Собачки ваши какого пола?
— Мужского. Хоть какое-то разнообразие. А то вокруг одни женщины — дочь, супруга, сестра, мама…
— Так это же, по-моему, хорошо! Вы им подарки любите дарить?
— Люблю. Раньше дарил первое, что в голову придет. И, представьте себе, часто угадывал! Недавно вот тоже положился на свою интуицию — и попал в самую точку. Причем Вероника так бурно выражала свой восторг, что сбежались все окрестные рабочие-ремонтники. Но и неудачные подарки, естественно, тоже были.
— Выброшенные на ветер деньги?
— В молодости о них не жалел. Сейчас отношение к своим кровным совсем другое. Без предварительной консультации подарок стараюсь не покупать.
— У жены такой же подход?
— Да, хотя однажды она меня здорово удивила. Выхожу, значит, в тридцатый день рождения во двор и вдруг вижу “Газель” со своим фото на кузове. И надпись во всю стенку: “С юбилеем, любимый!”. Вот это был сюрприз!
— Вы любой вопрос выносите на семейный совет?
— Все, что касается футбола, — это моя епархия. Но при этом от Вероники ничего не скрываю.
— То есть уход из сборной — целиком ваша инициатива?
— Моя. Вероника лишь сказала: “Решай сам”. А у меня это решение уже было готово.
— Главная причина — беременность жены?
— Мужем и отцом можно стать и в 18 лет, но только ближе к 30 ты по-настоящему входишь в эту роль. И тогда понимаешь, что в жизни есть вещи поважнее работы. Я свой выбор сделал и ни о чем не жалею.
— Какой совет дадите родителям, которые ждут от своих детей подвигов на футбольном поле?
— Во-первых, не пороть горячку. Раньше семи лет в ДЮСШ не записывают. Во-вторых, нужно сначала определиться со своими пристрастиями и, отталкиваясь от них, выбирать школу. И, в-третьих, необходим определенный финансовый достаток. Сумки, форма, бутсы — все это нынче стоит недешево.
— По-моему, есть еще “в-четвертых”. Очень важна фигура первого тренера.
— Согласен. Но это лотерея. Мне повезло — я попал в хорошие руки. И поэтому сейчас играю в “Спартаке”, а не где-нибудь во второй лиге.
— Вам не кажется, что футбол с каждым годом становится все более опасным видом спорта?
— К сожалению, это действительно так. Алексей Спирин, приезжавший недавно в Тарасовку с лекцией, привел печальную статистику: в 6 турах чемпионата России случилось шесть серьезных травм. Таких, например, как перелом лицевой кости у Ширко. Не отпугнет ли это мальчишек и особенно их родителей? Детский футбол в плане закаливания характера можно сравнить с армейской службой. Ты можешь не стать новым Зиданом или Шевченко, но и размазней, пройдя футбольную школу, не будешь почти наверняка.
— Воспитание — штука сложная. Вы свою дочь балуете?
— Стараюсь избегать этого, но не всегда получается. Ну как после двухнедельного сбора не привезти дочке какой-нибудь подарочек?!
— Уже выбрали школу, куда Аня пойдет 1 сентября в первый класс?
— Есть на примете одно учреждение рядом с домом, но туда просто так не попадешь. Рассчитываю на помощь будущего депутата Госдумы от Псковской области.
— Интересно, кто же это?
— Димка Аленичев. Он вроде решил в политику податься, но со спортивным уклоном. От всей души желаю ему удачи на новом поприще.
— И напоследок риторический вопрос: чего вам не хватает для полного счастья?
— Пока второго ребенка. А дальше — посмотрим…