...Вечер 2 мая 1986 года. Финал Кубка кубков. Пораженная Европа буквально замерла от восторга, подаренного украинскими игроками. Уже давно футбольная команда не оставляла такого ощущения полнотыи завершенности, как киевское "Динамо" в тот день. Сколько мудрости, ловкости, скорости! Мы стали свидетелями игры следующего тысячелетия!.. Если с того волшебного часа Беланов, Заваров или Яковенко не представляют для нас загадки, то личность тренера Валерия Лобановского странным образом остается нераскрытой. Посредством каких методов ему удалось построить эту команду будущего? Для журналиста France Football он приподнимает завесу.
Люблю разбирать свои архивы. Да и без любви - приходилось бы: вынуждает постоянно растущий суммарный объем энциклопедий и справочников, журналов, буклетов и программок, скоросшивателей, папок и конвертов. Все это богатство уже не вмещается в отведенные ему когда-то ящики и ниши, времени на уход и систематизацию требуется все больше, по сути превращая процесс в непрерывный. Иногда ищешь ту или иную информацию целенаправленно, а порой и совершенно случайно выуживаешь из бумажных "недр" нечто интересное.
Номер еженедельника France Football от 16 декабря 1986 года буквально "напросился" в руки. Одна из тем его глянцевых вкладышей - фоторепортаж с игры киевского и московского "Динамо", в которой решалась судьба золотых медалей чемпионата СССР. Победа киевлян, думается, вполне устроила французов, посещавших украинскую столицу с целью проинтервьюировать Валерия Лобановского. Этот материал мы и предлагаем сегодня вашему вниманию. Главным образом потому, что идеи и соображения, высказанные нашим великим земляком, актуальны и двадцать лет спустя. И подавно - сегодня, когда "Динамо" в некотором роде на перепутье.
- Весной ваша команда выиграла Кубок кубков, затем, в декабре, завоевала очередной титул чемпиона СССР. Полностью ли доволен тренер Валерий Лобановский итогами года?
- Нет. Успех состоит из двух абсолютно разных аспектов - результата и качества игры. По первому пункту "Динамо" выполнило поставленные задачи. Но, даже опираясь на эти достижения, я не могу утверждать, что в уходящем году все было гладко. Мои амбиции вынуждают стремиться к постоянному совершенствованию стиля и игры команды, а на этом поприще у нас еще уйма работы. Отлично зная возможности своих футболистов, я вижу, что они способны вырасти как в индивидуальном, так и в коллективном плане. Рассчитываем вернуться с ними к разговору об этом сразу же по возобновлении тренировок, в начале января.
- Со стороны может показаться, что вы чересчур строги к подопечным.
- Как и любой другой тренер, я ищу способы достичь некоего идеала игры, от которого мы пока очень далеки. Вот почему утверждаю, что в настоящее время не могу быть полностью довольным. Тем не менее, это не помешает мне поздравить подопечных, за год потративших феноменальное количество энергии.
- Если вы не против, вернемся к матчу с московским "Динамо". Как беспристрастный наблюдатель я был немало удивлен враждебной атмосферой между двумя командами и тем приемом, который киевская публика устроила тренеру соперников Малофееву. Мне также показалось, что вокруг матча было много споров и суеты. Что вы об этом думаете?
- Я привык абстрагироваться от ситуаций, не имеющих отношения к спорту. Готовя игроков к этому матчу, не говорил, что нужно победить любой ценой только потому, что мы противостоим московской команде. И тем более не позволял себе иллюзий в адрес Малофеева. Речь шла о финале, и вы отлично понимаете, что подобным образом мы играли бы против любой команды. Если в матчах такого уровня игроки не отдаются полностью, они не могут рассчитывать на победу.
- Но признайте, что порой накал переходил все границы.
- В решающих поединках нужно уметь бороться и расширять рамки своих возможностей. Я знал, что у нас возникнут определенные функциональные проблемы, но и готовились мы к этому соответственно. Я требовал с самого начала выложиться по максимуму, чтобы потом было легче сопротивляться. А в конце встречи просил всех ребят совершить невозможное и переступить через усталость.
- Итак, результат достигнут. Нет чувства, что вы руководите лучшим клубом в Европе, как это нынче утверждают во Франции и других странах?
- Не знаю, является ли киевское "Динамо" лучшей европейской командой сегодняшнего дня. По правде говоря, не мне это решать. Но я полностью доверяю профессионалам, и если специалисты, определяющие наш уровень относительно других команд, считают, что мы впереди, я ценю этот комплимент и даже польщен им.
- Игру "Динамо" часто сравнивают с игрой великого "Аякса" 1970-х, адепта "тотального футбола", как его было принято называть в те времена. Вы работаете в том же ключе?
- Действительно, некоторые аспекты нашей игры схожи с принципами "Аякса". Но я не выношу термина "тотальный футбол". Я предпочитаю ему многофункциональность, универсализм. Стремление к такой игре как раз и составляет значительную часть работы. Хочу, чтобы каждый мой игрок умел решать любую задачу, разученную или ситуативную. Конечно, я не стану требовать от Демьяненко играть на позиции правого крайнего нападающего, а Беланова использовать на левом фланге обороны. Но если в какой-то момент Беланов окажется в ситуации, когда надо защищаться, я хочу, чтобы он вел себя как защитник. С той же эффективностью. То же самое - с Демьяненко, который, если помните, в матче сборной СССР против Франции в Париже действовал ближе к воротам соперника и даже принял действенное участие во втором забитом мяче. Против московского "Динамо" он снова играл на передовой, и результатом стал заработанный Анатолием пенальти...
- В течение всего сезона, в частности, в финале Кубка кубков против мадридского "Атлетико", этот одновременно четкий и гибкий организм не раз поражал болельщиков и наблюдателей...
- Однако я не полностью удовлетворен. Не могу сказать, что наши планы реализованы на 100%. Если это удастся, мы поднимемся еще на ступеньку. А без этого шага нас догонят.
- Догонят? Значит, "Динамо" все-таки немного опережает большую часть европейских команд?
- Чтобы побеждать, всегда нужно опережать свое время.
- Эта многофункциональность, о которой вы говорите, видимо, формируется на сборах и тренировках. Какими методами?
- Мне понадобилось бы очень много времени, чтобы ответить на этот вопрос. Остановлюсь на одном из главных аспектов - психологической подготовке. Мои футболисты получают много разнообразной информации, исходя из которой формируют образ того или иного соперника - игрока или тренера. Это не очень хорошо, так как разрушает целостность мысли и действия, требуемой мной от них. Моя роль состоит не только в наставлении подопечных на путь, выбранный тренером. Я должен убедить их: этот путь наиболее подходит, чтобы киевское "Динамо" стало лучшим. Возьмите, к примеру, Беланова. За два года он сделал гигантский скачок вперед, став исполнителем международного класса. Не приняв такой философии, он никогда бы не достиг нынешнего уровня.
- Право принимать решения вы оставляете за собой или же делаете это вместе с коллегами?
- Вокруг меня - огромное количество людей, вовлеченных в процесс подготовки. А уровень футбола нынче не дает возможности одному человеку контролировать все аспекты. Сообща проще охватывать детали тренировочного процесса и отбора, а также генерировать свежие идеи. Поэтому я - сторонник детального и непрерывного общения в лоне клуба. Такой диалог помогает мне определить линию поведения. Перед принятием решения я хочу слышать максимальное количество мнений. Бывает, мы очень долго обсуждаем тот или иной вопрос, в том числе и с игроками. Времена абсолютной власти и авторитарных решений, мне кажется, прошли.
- Вы поддерживаете сложившийся образ: Лобановский - человек, который много размышляет о своей работе, ничего не оставляя на волю случая. Как именно проходят эти размышления?
- Я полагаю, немаловажно пребывать в постоянном процессе учебы. Также необходимо быть в курсе того, что происходит в мировом футболе. Возможно, в некоторых странах уровень ниже чем у нас, но тем важнее знать об этом и понять, почему так происходит. И наоборот, когда кто-то вырывается вперед, не нужно бояться признать это и поучиться на примере лидера. Соответственно, случается и так, что для своей работы я нахожу вдохновение в идеях, которые пришли в голову кому-то до меня.
- Что же именно вы делаете - читаете журналы, ездите за границу на игры, просматриваете кассеты, встречаетесь с тренерами?
- Всего понемногу. Все из перечисленного вами - часть моей профессии, а также процесса познания и обучения, необходимого тренеру. Два примера. У нас в Киеве есть большая видеотека, где собраны некоторые матчи самых известных европейских клубов. Случается, я просматриваю записи множество раз, чтобы изучить ту или иную игру, иногда, если хотите, даже вдохновиться чужим примером. Всегда можно найти у других то, чего нет у нас. Второй пример - передо мной на столике, подаренный вами экземпляр France Football. Мы получаем материалы лучших изданий и агентств мира, среди них самым профессиональным является "Франс Футбол". Благодаря ему я знаю обо всем, что творится в мире. Для меня это серьезное подспорье.
- Находит ли реальное отражение в вашей работе эта потребность изучать все до мельчайших подробностей? Считаете ли вы, что "Динамо" прогрессирует благодаря всем тем знаниям, которые вы накапливаете?
- Абсолютно. Если ты действительно хочешь достичь вершины и удержаться наверху, нужно идти именно таким путем. Впрочем, я не имею в виду только спортивный аспект. Черпаю вдохновение и в научной информации, которая позволяет корректировать наши занятия, или же в достижениях философии - это помогает организовать коллектив, за который я отвечаю. Любой тренер скажет, что самое трудное - руководить людьми. Но многие ли из коллег знают, что чтение философских трудов может помочь в нашем деле?.. Повторяю: чтобы управлять командой и подопечными, нужно быть компетентным. Нужно уметь это делать.
- Во Франции говорят, что киевское "Динамо" предвосхищает футбол следующего тысячелетия...
- Я счастлив, что так говорят. Отвечу, как и раньше: чтобы быть лучшим, нужно искать, работать, опережать свою эпоху. Никакого чуда.