Бывший главный тренер московского «Спартака» и сборной России Олег Романцев дал интервью «Спорт-Экспресс», наиболее интересные моменты которого мы приводим вашему вниманию.
О клубе «Ника»: «Мы занимаемся созданием школы-интерната и профессиональной команды сначала второго, а затем и первого дивизиона. Будем готовить детишек прежде всего для наших клубов, для России. Идея родилась года три назад, в период расцвета массового завоза в страну легионеров. Заката этому периоду к сожалению, не предвидится, из-за чего в нашем футболе теперь полно мусора, каким бы обидным ни казалось это слово. А ведь воспитать своих футболистов того же класса можно буквально за несколько лет. Увы, руководителям... нет, хозяевам команд, так они сейчас называются, нужен сиюминутный результат. Сколько-нибудь годные импортные полуфабрикаты скупаются, а наша молодежь отправляется в дубль и запас, теряет веру, снижает требования к себе, оседает во второй лиге. Пропадает огромное количество талантов, которые вовсе не перевелись со времен Яшина, Стрельцова и Воронина».
О схеме работы: «Приоритет, естественно, получит «Ника». Стандартная пирамида. Внизу самые маленькие - сейчас это десятилетние, в перспективе будут семилетние. 16 лет - выпускной класс, затем команда КФК, которая уже имеется. Оттуда путь либо в «Нику», либо трудоустройство в футболе с нашей помощью. Такая модель работала еще при советской власти. Пока набираем детей по окрестностям. Кто пешком приходит, кто на автобусе приезжает. Есть ли в Москве таланты? Наверное. Но отбор все равно надо расширять. Нужны агенты, которые будут просматривать в регионах детские, юношеские турниры. Да даже уроки физкультуры в школах! И такие агенты будут. Сергея Павлова я уже попросил найти человека на Дальнем Востоке. В Красноярске провели работу, там поможет мой первый учитель Уринович. Есть люди в Казахстане, Молдавии, Приднестровье, на Урале... По одному, по два в год будут к нам присылать - уже хорошо. Из сотни приехавших получится на выходе хотя бы десять - великолепно!»
Об иностранном опыте: «Знаете, я недавно в Голландии побывал с нашими тренерами. Посмотрел, с Куманом пообщался, все хорошо, интересно... Изучал больше детское звено, поскольку в большом футболе загадок для меня меньше. Но одна вещь просто убила. Может, и вас она поразит. ПСВ, «Аякс», «Фейеноорд» и другие ведут детскую селекцию строго в своем районе страны. Они так договорились. И вот я спрашиваю: «Какую часть всех голландских детей вы можете просеять, просмотреть на предмет годности к футболу?» Отвечают: «Сто процентов». Это даже представить сложно! В России максимум два процента попадают в поле зрения, на мой взгляд. Вот где потенциал! Но чтобы дотянуться в этом смысле до голландцев, нам, боюсь, понадобится несколько десятков лет. Чтобы и в Якутске отслеживать таланты, и в Уренгое, и в Норильске...».
О спартаковском стиле игры: «Было бы странно, если бы я отказался от хорошего. От того, к чему привык, что люблю и чем горжусь. Конечно, это будет попытка возродить тот интеллектуальный, мыслящий, комбинационный, атакующий футбол».
О нынешнем «Спартаке»: «Федотов и со мною долго работал, и в ЦСКА в свое время был одним из немногих, кто хотел играть в наш футбол, хотя его заставляли действовать в силовой манере. Однако, не все там решает Федотов. Далеко не все. Если не сказать больше - Федотов мало что решает. Нет у него свободы творчества. Примеры? Ну, вот не думаю я и не верю, что Федотов мог пригласить Жедера. Хороший он игрок, допускаю, но на тысячу процентов не спартаковский. Из какой-нибудь другой команды Жедер мог бы и в сборную Бразилии попасть, а стать своим в «Спартаке» ему будет проблематично. Не тот стиль. Павленко, Павлюченко, Титов, Парфенов - от них шла мысль, интеллект. Многие нынешние спартаковцы этим похвастать не могут».
О Титове: «Мне кажется, есть совокупность причин спада в эффективности его игры. Первая - возраст дает знать, никуда не денешься. Прежний объем работы выполнять все сложнее. Вторая - год без игры. Это очень плохо и ничем не компенсируешь. Третье - отсутствие партнеров, понимающих с полуслова. Титов видит поле, хочет дать пас, но не всегда есть кому. Раньше он знал, что его передач уже ждут в нужной точке, а сегодня ему приходится иногда мячом заставлять людей бежать в эту точку. Но мне все равно нравится, как он играет. Хотя это уже и не звезда европейского уровня, которой Егор был совсем недавно. Помню, какой-то журналист спросил меня еще тогда, когда Бекхэм был в порядке, можно ли сравнить Титова с англичанином. Нет, ответил я, поскольку Титов на голову выше. Журналист скептически усмехнулся. Но таким уж было мое мнение, и я от него никогда не отказывался. Потому что твердо уверен: Титов был лучше Бекхэма».
О спартаковской молодежи: «Согласитесь, Роналдинью и Криштиану Роналду «Спартак» все равно не купил бы. Скорее всего, дело ограничилось бы какими-то средними вариантами. Тем лучше, что этого не произошло. В противном случае нынешняя молодежь, которую не просто так растили, верно, продолжала бы сидеть в забытьи. А так она играет, получает неоценимую практику, закрывает позиции, которые, оказывается, не такие уж и проблемные. Дали бы раньше шанс молодым, а не покупали второй сорт, может, и не был бы «Спартак» уже пять лет без золотых медалей. Во всем важны баланс и преемственность. Когда мы выходили играть с «Ливерпулем», имея, условно говоря, средний возраст восемнадцать лет и средний рост метр шестьдесят, это было смешно. Пацанам нужно чувствовать чье-то опытное плечо. Помню, выпустил я с «Антверпеном» юного Бакшеева. А потом говорю ему: «Как же так, ты, молодой парень, и все тридцать минут простоял?!» А он отвечает: «Я на стадион смотрел, Олег Иванович, никогда раньше такого не видел». Были бы рядом такие, как Горлукович или Романцев в игровые годы, прикрикнули бы, вселили уверенность, и заиграл бы молодой, никуда не делся».
О предложениях после «Спартака»: «Варианты были. Например, в свое время моя фамилия фигурировала наряду с Клинсманном в списке пяти кандидатов на пост главного тренера сборной Германии. Поступали предложения из национальных сборных Белоруссии и Китая. К этим предложениям не был готов психологически. Отсутствовала уверенность, что все мои пожелания и требования будут выполнены. С Китаем, быть может, ошибся. Анализируя сейчас, прихожу к выводу: для меня, для моих принципов, взглядов на работу тренера Китай - оптимальная страна. Дисциплина, самоотдача, любовь к футболу, которые я ставлю во главу угла, - все это в Китае присутствует, уверен».
О «хозяевах»: «Работодателей у меня по большому счету и не было, а как только они появлялись, я переставал работать. Поэтому приглашают меня в основном те, кто хорошо знает. И понимает, что тренеру важно доверять и не вмешиваться. Постановка задач - другое дело. Нужно выиграть то-то, возможности такие-то - готовы? Готов. С этой минуты кого взять, кого поставить, кого отчислить - это уже проблема тренера. Мне кажется, у Газзаева с Гинером получилось нечто подобное. Есть задание, есть спрос за выполнение. Не выполнил - увольняйте меня к чертовой матери. Но я буду знать, что сам в этом виноват, а не те, кто покупал за десять миллионов Иванова или Сидорова и после этого требовал ставить их в состав. Тут уже не тренер виноват, получается, а работодатель. Правильная, наверное, поговорка «кто платит, тот и заказывает музыку». Но, извините, я так не могу, вот какая штука».
О «Динамо»: «Не хотел я в «Динамо» никаких португальцев! Все равно, говорил, останется один Данни. Так и вышло по большому счету - Сисеру тогда еще мальчишкой был. А их все везли и везли. Что это за работа такая, объясните? И ведь приезжали португальцы ни больше ни меньше спасителями российского футбола! Хотя к тренировкам, играм относились непорядочно. Доктор Васильков тоже ушел, не выдержал. «Как я могу за них отвечать, - сказал, - если у него в желтенькой бумажке написано по-португальски «здоров», но проконтролировать это нельзя? А вдруг он помрет на поле? Посадят ведь!» Одного даже, помнится, хозяева с туберкулезом купили. И лечили потом. Гетры Дерлею вовремя не принесли к номеру. Он не вышел на тренировку. А Дерлей у них авторитет. И что вы думаете? Все не вышли, забастовку устроили. Что прикажете делать? Выгонять девять человек? А у меня их всего шестнадцать, кто играть будет? Я заложник обстоятельств, а они спокойно сидят, чай пьют. С Федорычевым долго разговаривали, пока я его не убедил, что все равно ничего не сделаю в той ситуации. Сказал ему и Заварзину: назначьте Кобелева, дайте парню шанс, а меня уже тошнит от всего этого».
О трансфере Тимощука из «Шахтера» в «Зенит»: «По-моему, чистой воды пиар. Не думаю, что кто-то отдал за него такую сумму. Возможно, огласка была нужна, чтобы поднять интерес к команде. Но сам по себе игрок-разрушитель не может стоить 20 миллионов, это нонсенс».