May 19 2007ПРЯМАЯ ДОРОЖКА
За употребление наркотиков наказывать больше не будут. Но только впервые оступившихся
Непримиримые борцы с допингом, зачастую не замечающие или не желающие замечать очевидных вещей, были вынуждены признать свою ошибку и отступить. Теперь начиная со следующего сезона футболисты, в допинг-пробах которых будут обнаружены следы так называемых «социальных наркотиков», могут не беспокоиться за свою карьеру. Ни штрафов, ни дисквалификаций это за собой не повлечет, поскольку на улучшение спортивных результатов данные вещества не влияют никоим образом.
К такому заключению после длительных и бурных дебатов пришли делегаты последнего Конгресса ФИФА, проходившего в 20-х числах апреля в Парагвае, и начиная с сезона-2007/08 все футбольные федерации, являющиеся членами данной организации, в течение 24 месяцев будут должны привести свои антидопинговые кодексы в соответствие с международным. На данное решение во многом повлияла рекомендация Всемирной антидопинговой ассоциации (WADA), которая ранее, вместо того чтобы помогать футбольным «наркоманам» избавиться от своего пагубного пристрастия, призывала карать их по всей строгости закона, а именно — дисквалификацией на срок до двух лет. Впрочем, расслабляться любителям «нюхнуть» или «дунуть» тоже не стоит, поскольку освобождение от ответственности распространяется лишь на тех, кто попался впервые, а вот «рецидивистам» на снисходительность по отношению к себе рассчитывать не приходится.
Любопытно, что до сей поры WADA кокаин и марихуану как «социальные наркотики» и не рассматривала. В списке запрещенных веществ, вступившем в силу 1 января 2007 года, кокаин считается стимулятором наряду с бромантаном, адреналином, эфедрином и еще полусотней субстанций, а марихуана и гашиш выделены в отдельную категорию под названием «каннабиоиды». К наркотическим же веществам относятся бупренорфин, декстроморамид, диацетилморфин (героин), фентанил и его производные, гидроморфион, метадон, морфин, оксикодон, оксиморфон, пентазоцин и петидин.
По поводу марихуаны, на долю которой приходится в среднем порядка 20% положительных допинг-проб футболистов во всем мире (хотя, к примеру, в Аргентине, по официальным данным, за период с 2000 по 2007 год этот показатель составил 83,3%), особых разногласий не возникло. Только либо очень наивный, либо очень лицемерный человек может утверждать, что курение «травки» оказывает благоприятное воздействие на такие качества, как скорость, ловкость или быстрота реакции. Ее использование возможно лишь в медицинских и рекреационных целях (в частности, для снятия стресса), но в небольших дозах и в том случае, если на территории страны это не является уголовно наказуемым преступлением.
По своей сути наказание носило исключительно «морализаторский» характер: мол, какой пример подают подрастающему поколению кумиры миллионов, время от времени забивающие «косяк» и не стыдящиеся в этом признаться? Однако сейчас, когда все больше и больше развитых стран следуют примеру Голландии, в той или иной степени смягчая свое законодательство (Канада, Бельгия, Испания, Швейцария, Люксембург и другие), карательные меры теряют всякий смысл. Так что все футболисты, когда-либо наказанные за употребление марихуаны, могут с чистой совестью считать себя «жертвами репрессий». И список любителей «травки» среди звезд мирового футбола будет насколько внушительным, настолько же и представительным: от Фабьена Бартеза до сына Пеле Эдиньо.
В России также есть свой невинно пострадавший — форвард «Луча-Энергии» Александр Тихоновецкий (Гарин), который в октябре 2006 года был дисквалифицирован на 8 месяцев за употребление марихуаны и оштрафован на сумму порядка 1100 долларов. После отбытия более половины срока реальное наказание было заменено ему на условное (12 месяцев), но послабления от ФИФА его в любом случае не касаются. Первым же из российских футболистов, уличенным в пристрастии к каннабису и дисквалифицированным за это, был уже завершивший свою карьеру Александр Рычков, выступавший в Европе за бельгийский «Стандард» и французский «Ланс», где, собственно говоря, с ним и приключился этот казус.
В отличие от марихуаны кокаин способен мобилизовать все функции организма для совершения сверхусилий, но с точки зрения стимуляции для футболиста в данном случае минусов больше, чем плюсов. Здесь и искаженное восприятие реальности, и кратковременность стимулирующего эффекта, и необходимость увеличения доз для его поддержания. И это не говоря уже о более тяжелых последствиях, которые в полной мере испытал на себе Диего Марадона (другим знаменитым кокаинистам из мира футбола — Кристоферу Дауму, Рене Игите, Марку Босничу, Адриану Муту — повезло больше). К тому же по результатам анализов трудно определить, когда именно человек прошелся носом вдоль «белой дорожки» — за пару суток до игры или непосредственно перед ней. Да и как в последнем случае вообще можно представить себе осуществление этого довольно кропотливого процесса — в раздевалке под тренерскую установку и косые взгляды партнеров по команде?
— Кокаин не помогает бежать быстрее и бить точнее, а только убивает. И каждый решает сам, как ему жить и как ему умирать.
Диего Армандо
Марадона
Полный список «амнистированных» субстанций ФИФА обнародует позже, но уже сейчас можно предположить, что марихуаной и кокаином он не ограничится. Это представляется вполне логичным, ведь наркотических веществ, не совместимых с тренировками и выступлениями, и без того достаточно. Ну а те, кто придерживается противоположного мнения, могут попробовать доказать свою правоту на личном примере. Для этого всего-то и надо выйти на поле и сыграть лучший в своей жизни матч в состоянии наркотического опьянения.