Совсем недавно поймал себя на забавном наблюдении. В российском чемпионате практически каждая команда стремится иметь в составе габаритного центрального нападающего. Посмотрим налево и направо: в ЦСКА — Жо, в «Спартаке» — Павлюченко и Дзюба, в «Локомотиве», строго говоря, сейчас такого нет, но ищут и даже время от времени используют в этом качестве не особенно подходящего по органике игры, зато не обиженного каким-то малийским богом ростом фактурного технаря Траоре. И О’Коннором в «Локо» не слишком довольны во многом потому, что ждут от него исполнения роли тарана, а он к этому не слишком расположен.
Продолжаем. «Зенит» считал одной из главных целей своей трансферной кампании Павла Погребняка. В «Москве» есть Адамов и Бракамонте. «Томь» на смену Погребняку немедленно выцепила из менее претенциозного и богатого деньгами Нальчика нападающего Сердюкова, а Нальчик, в свою очередь, на смену ему немедленно извлек из кубанского нафталина Дениса Попова. В самой «Кубани» упорно и угловато ищет себя и никак не найдет Асильдаров — но играет, никуда не девается, а в запасе ждет часа габаритный дублер — Роберт Зебелян…
Громилы фундаментальные
Думается, приведенных примеров вполне достаточно. Без «большого» обходится мало кто, и эти немногочисленные клубы вряд ли счастливы в кадровом отношении. Например, московское «Динамо». Там нет форварда-тарана, но там и вообще недокомплект. Играют чем пришлось. От чего хочется лишний раз подивиться профессиональной крепости молодого тренера Андрея Кобелева.
Но габаритность — это только половина наблюдения. Увлекает, собственно говоря, сравнение. В чемпионате Испании, уже много лет являющейся моей комментаторской специализацией, если посмотреть, скажем, на первые десять команд, то таранных центрфорвардов мы увидим от силы в трех: Ван Нистелроя в «Реале», Морьентеса в «Валенсии» и двухметрового верзилу Жигича, кстати, одного из открытий европейского сезона, в «Расинге» из Сантандера. Можно, конечно, вспомнить еще и Кануте из Севильи, но штука в том, что при всей мощи центрфорвард большинство голов забивает ногами после комбинационных розыгрышей мяча.
Для того чтобы просто показать более высокий класс испанского первенства в сравнении с российским, к подобным весьма частным параллелям и прибегать не стоило. Это и так ясно. Интересно сравнение тактического и стилевого разнообразия в одном случае с игрой достаточно стереотипной, даже примитивной — в другом. Ведь форварды-громилы в арсенале российских клубов не просто есть (например, про запас, на всякий случай), а являются игроками фундаментальными. Они — главные и практически незаменимые фигуры.
Разумеется, среди подобных нападающих встречаются довольно разные. В частности, Жо или Павлюченко, безусловно, игроки достаточно разносторонние, хорошо играющие ногами, способные менять позицию и работать в подыгрыше. Да и вообще ничего предосудительного нет как в том, чтобы быть нападающим большого роста, так и в том, чтобы, будучи тренером, использовать такого форварда в игре.
И тем не менее. Замечая вот эту таранную особенность построения нападения, приходишь к выводу: в российском чемпионате выработался весьма усредненный, стереотипный вариант игры. Вырабатывался он годами.
Ремесленники и краснодеревщики
Сейчас мы видим, как команды разного достатка и разных амбиций видят друг в друге собственное отражение, никто и никого ничем не удивляет и, кажется, не способен удивить. Как мне кажется, здесь довольно причудливо смешаны особенности нашего менталитета с нюансами недавней истории и спецификой нашего футбольного региона.
Во-первых, у нас, как нигде, часто меняют тренеров. Что меняют, что оставляют — по причинам порой малообъяснимым. Например, непонятно, из каких соображений в Казани никак не задумаются о том, чтобы поменять Курбана Бердыева. Курбан Бекиевич вызывает всяческое уважение, он, конечно, прожил в футболе жизнь, однако трудно бороться с впечатлением, что третий-четвертый год «Рубин» ходит по кругу. Может быть, и есть аргументы против такой точки зрения. Я с ними не встречался. И тем не менее Бердыев продолжает работать — ни шатко ни валко. При том что по привлеченным средствам «Рубин» представляется клубом весьма амбициозным.
А, с другой стороны, Леонида Слуцкого в межсезонье не уволили просто чудом. Интересно, почему? История-то фантастическая в своем роде. Подумать только, звали на смену Славолюба Муслина, человека безграничного обаяния, но, собственно, на этом перечень его сугубо профессиональных достоинств и обрывается. Остался в «Москве» Слуцкий в силу стечения обстоятельств, а вот теперь, не прошло и полугода, мы видим плоды его работы. Да, сейчас «Москва» утратила лидерство, да, три тура не могла выиграть, но нужно ведь смотреть в глубь происходящего. «Москва» оказалась не готова к лидерству и успешной игре на двух фронтах. Но — как клуб. А не как команда с тренером. В спортивном отношении мы видели команду сплоченную, высокоорганизованную, отлично готовую физически. Но команда — это люди, они устают, им нужна подмена, у них случаются травмы и дисквалификации. За то, чтобы у команды была соответствующая амбициям (заявленным, кстати, во всеуслышание — призовое место!) скамейка, отвечает клуб во главе с красноречивым Юрием Белоусом. Падение результатов «Москвы» — в первую очередь следствие недостаточно квалифицированной работы клуба, оказавшегося неготовым к росту команды.
Тренерская отставка — средство крайнее. Каждого тренера мы по-настоящему узнаем не только на фоне его успехов или неудач, а в динамике работы. Когда человек долго работает на одном месте, мы видим, как он сталкивается с проблемами, как он их преодолевает, как способствует росту игроков, как в ком-то разочаровывается. Чемпионат России только вступает в ту фазу развития, когда к естественной энергии клубных руководителей нового поколения добавляется еще и опыт в таком бизнесе, как футбол, а вместе с опытом добавляется терпимость.
Пока же тренеры озабочены в первую очередь тем, чтобы застраховать себя от ошибки. Ведь гарантией сохранения должности тренера остается не столько оценка его работы изнутри, сколько голый результат. А за место тренер обязан держаться. И это далеко не всегда меркантильность — просто если уж ты выбрал себе тренерскую стезю, то реализовать себя можно, только практикуя на ней. В теории тренеров не бывает.
А значит, приступая к работе, души в себе тренера-краснодеревщика. Мы не будем создавать ничего уникального, инкрустированного, на гнутых ножках. Мы будем делать команду, как делают комод, — чтоб стояло, не качалось, чтобы занимало много места и чтобы в ящики можно было много разного положить. Чтобы поместился хоть бы даже и воздушный шарик…
Фактор примитива
Строительство команды начинается с обороны. А если оборона должна быть эффективной сразу, никуда не деться от того, чтобы защищаться количеством. Чем больше игроков оказывается в тылу — тем меньше впереди, тем проще, примитивнее (здесь слово «примитив» употребляется в искусствоведческом смысле, не в качестве скрытого ругательства) будет строиться атакующая фаза. А что может быть проще и эффективнее, чем метать вперед мяч длинными передачами в направлении форварда-великана, который может принять его широкой грудью, растолкав соперников мощными плечами, и укрыть великанским телом до подхода вспомогательных сил?
Вот вспомним еще раз нападающего Сердюкова. Он играет именно таким образом уже третий год. Сперва в махачкалинском «Динамо», потом в нальчикском «Спартаке», взявшем с собой приметного по первому дивизиону Сердюкова наверх, теперь вот он в «Томи», в наиболее смелых разговорах договаривающейся даже до еврокубковых амбиций. Все эти годы Сердюков, повторяю, делает примерно одно и то же — принимает мяч, держится до подхода своих и с мячом расстается. Не усматривайте здесь иронии — игроку как раз честь и хвала. На каждом новом уровне он оказывается востребованным. Вот только новые ли это уровни? В отношении жизненного статуса — да. А в спортивном смысле?
Выходит, что по одному лекалу действуют и середняк первого дивизиона махачкалинское «Динамо», и «Томь», уверенный середняк Премьер-лиги. Ну и Нальчик, который находится где-то между ними. И забивать Сердюков так и не научился, исполняет все ту же сугубо тактическую роль — прием длинных передач, усердие на стандартах (последнее напоминает объявление в газете о трудоустройстве).
Вот такой выходит фактор тактического примитива. Фактор номер один.
Более изящный, чем лом
Следующий обозначим коротко. Поля, конечно. Ограниченное количество приличных газонов, которые хорошо выглядят ограниченное количество времени. На таких полях массированная по нашей традиции оборона часто и не может быть взломана ничем иным, кроме элементарного напора, тарана, лома, в надежде на то, что против него не окажется приема. Относительно более изящным воплощением, по сути, того же принципа атакующей игры являются стандарты. В наработке более или менее разнообразного пакета розыгрышей стандартных положений и пролегает у нас главное отличие более классных клубов от менее классных. А играют практически все практически одинаково.
Я утрирую, безусловно. Но самую малость. Вот поэтому, кстати, и столько ничьих в нашем чемпионате. Если какая команда упрется хорошенько, да еще на своем поле, без удачи ее не возьмешь. Как не взял, например, в прошедшем туре ЦСКА пермский «Амкар». Трудно согласиться со словами тренера пермяков Рашида Рахимова, который говорил о справедливости ничейного итога в связи с тем, что голевых моментов команды создали примерно поровну. Нет, ничья, конечно, справедлива, но по другой причине — по той, что иного способа выявить соотношение сил, кроме 90 минут игры, просто не существует. Но при чем тут количество моментов и почему их нужно считать, к примеру, в отрыве от динамики игры? В первом тайме армейцы могли забивать как минимум четырежды. И один раз даже забили, правда, судья не засчитал гол по причинам, которые из трансляции остались неясными. И если бы засчитал, то чего стоило бы равенство моментов по итогам 90 минут, любопытно. Да ничего бы оно не стоило…
Все-таки слова тренеров на послематчевых пресс-конференциях — чистые эмоции. И в этом смысле слова удовлетворенного старательным спасением на последних минутах Рахимова практически равны словам Газзаева, который привычно пеняет на судью вместо того, например, чтобы спросить со своих форвардов, которые в первом тайме без искры таланта сгубили несколько голевых атак. При этом нет сомнений, что в раздевалке претензии высказываются. Но на люди выносится только недовольство арбитром.
К конкретной встрече, наверное, слова тренеров еще как-то применимы. Ну действительно, ведь ошибаются судьи. Но когда мы начинаем задумываться уже о чемпионате, а игру держим в памяти только как пример, то, приходя к проблеме низкой результативности, будем говорить не об отмененных голах, а о недостаточном мастерстве нападающих. Только это и существенно, а голы отменяют везде, и кое-где — без причин.
Формула застоя
Сегодня в нашем чемпионате нет ни абсолютного лидера, ни аутсайдера. Никто не показывает игры, существенно лучшей, чем другие. К концу десятого тура два лидера — «Спартак» и «Зенит». При своем лидерстве эти команды сегодня являются наиболее популярными объектами для критики в Интернете — этой свободной трибуне болельщиков. И надо заметить, что критика заметно преобладает над похвалой. Я почти уверен, что разговоры об отставке Дика Адвокаата, столь популярные в Петербурге, не прекратятся и с выходом команды на первую строчку, потому что и прежде они были вызваны не местом, которое команда занимает, а качеством игры.
Точно так же — и в спартаковском случае. Примечательно, что точно так же, как нет у первенства лидера, нет и отстающей команды. Сейчас между последним и девятым местами — дистанция в три очка. Это означает только одно — аутсайдера нет.
Вся разница между группой команд, которые пребывают внизу, и другой группой — группой лидеров — в том, что у одних время от времени случаются прорывы, а у других вместо прорывов, но с той же периодичностью, случаются провалы. Вот и все.
Получается положение, усредненное во всем. В противовес известной ленинской формуле революционной ситуации вот вам формула застоя: низы научились, у верхов не получается. Что именно не получается? Одно: сделать качественный шаг вперед. Это неправда, что наш чемпионат деградирует — просто его развитие замедлилось и сейчас близко к стагнации. Те средства, которые прежде приводили к успехам, устарели. Стагнация во всем: и в том, что мы, видимо, подошли к потолку качества легионеров, которые готовы приезжать к нам сейчас, стагнация в тренерских идеях, видимо, то же самое и в организации клубного хозяйства. Нынешний сезон в этом смысле, возможно, решающий. Согласится ли кто-то рискнуть и сделать ставку на более затейливую игру? Не на слом, не на «перемогу», а на обыгрыш соперника, на предложение ему необычных, не решаемых в рамках стереотипа задач? Выдержит ли он неизбежные препятствия на этом пути? Последуют ли его примеру остальные?
И не нужно думать, что в данном случае мы зависим исключительно от тренерского дерзновения. Нет, мы зависим и от готовности хозяев ждать, готовности менеджеров не опускать рук, готовности селекционных служб по поиску и склонению к сотрудничеству действительно классных игроков за границей. И точно так же — к поиску еще не раскрытых звезд у нас.
В целом все это называется волей. Наш чемпионат должен проявить волю к развитию. Тот, кто сделает это, окажется в выигрыше на несколько лет вперед.
О свободе выбора
В заключение хотел бы извиниться перед читателями за не слишком большое количество примеров из матчей тура. Но мы встречаемся на страницах профессионального специализированного издания, разговариваем о футболе в компании людей, которые сделали из него либо работу, либо значительный по времени и эмоциям досуг. А потому я все-таки не готов сожалеть и надеюсь найти понимание в том, что смотрел вполглаза матч «Сатурна» с нальчикским «Спартаком», косясь на экран из просмотра финала Кубка Англии. А на матч «Зенита» с «Рубином» — от игры в Голландии, где «АЗ» боролся с «Аяксом» за место в Лиге чемпионов. Не скрою и того, что поединок «Москвы» и «Динамо» также занял в моем внимании чистое второе место по сравнению с синхронным ему матчем «Депортиво» и «Севильи».
Но ведь мы говорим о футболе. Зная, что «Москва» и «Динамо» сыграли 0:0, каждый из нас легко вообразит себе перипетии матча по двухминутному отчету. А вот, например, как «Севилья», игравшая на неделе чудовищный по затратам всяческих сил финал Кубка УЕФА, умудряется вырвать победу в гостях у «Депора» на последних минутах, проигрывая, — вот это надо видеть. Тут пересказ бессилен.
Я совершенно уверен, что мы вскоре дождемся качественных перемен и подобных матчей в чемпионате России. Каким бы он ни был сейчас, а воля к развитию, воля к жизни у него есть.