July 2 2007Анатолий БЛИЗНЮК: «При подготовке к Евро-2012 не хотелось бы повторить печальный опыт португальцев…»
Инфраструктура украинских городов не соответствуют стандартам для проведения Евро-2012. Объекты транспортной сферы, в первую очередь аэропорты и автодороги, гостиницы, спортсооружения потребуют многомиллионных инвестиций. О том, как Донецк готовится к проведению Чемпионата Европы, в интервью UGMK.INFO рассказал председатель Донецкого облсовета Анатолий Близнюк.
- Какие основные задачи стоят перед Донецкой областью в рамках подготовки к Евро-2012?
- Проблем много. Мы должны будем принять 30-35 тыс. гостей, привыкших к европейскому сервису. Во-первых, они должны прилететь к нам в соответствующих самолетах в соответствующий европейским стандартам аэропорт с соответствующими мерами безопасности. Необходимо, чтобы самолеты приземлялись не на полосу, построенную 30 лет назад и которая на 20 м уже и на 2 км короче, чем это положено по мировым стандартам. Это элементарные рамки безопасности. Кроме того, нужно будет позаботиться о передвижении гостей по нормальным дорогам в тех городах, где будут проводиться соревнования. Мы должны предложить гостям европейский уровень проживания, соответствующие развлекательные мероприятия, туристический комплекс. Миллион вопросов возникает.
- Создан ли в области оргкомитет?
- Мы должны будем принять не только Евро-2012. Украина получила также право проведения юношеского чемпионата по футболу в 2009 г., соответственно, городам Донецку и Мариуполю выпала честь принимать гостей не только Евро, но и этого чемпионата. Поэтому совместным распоряжением председателей облсовета и облгосадминистрации создан единый Оргкомитет Евро-2009 и Евро-2012. В обладминистрации будет создано также структурное подразделение по вопросам подготовки и проведения Евро-2009/2012.
К сожалению, пока мы не находим у государства понимания того, что юношеский чемпионат по футболу 2009 г. - это не менее важный национальный проект. Мы считаем, что Евро-2009 и Евро-2012 следует рассматривать, как единый национальный мегапроект, а чемпионат 2009 г. – как техническую репетицию Евро-2012, своего рода тест на готовность инфраструктуры и организационной системы страны принять большой футбол. Для региона важно также то, что подобранная и обученная к Евро-2009 проектная команда сможет отработать и Евро-2012 с учетом полученного опыта.
- Сколько средств потребуется, из каких источников они будут привлечены?
- Прием гостей – мероприятие всегда затратное. Кроме того, развитие и модернизация инфраструктуры также потребует значительных финансовых средств. Только по предварительным подсчетам Донецкой области для проведения Евро-2009/2012 необходимо 5,3 млрд. грн. Будем привлекать инвесторов, из областного бюджета выделим деньги.
Однако вряд ли бюджет Донецкой области сможет справиться с этой задачей без госисточников, тем более что это задача общегосударственная. Причем в этих вопросах Украина находится в более сложном финансовом положении, чем другая принимающая страна турнира Польша, которой только на развитие дорожной инфраструктуры ЕС выделил более ?1,5 млрд. Не хотелось бы повторить печальный опыт португальцев, которых из-за проблем с финансированием подготовки Евро-2004 и распределением полномочий между уровнями власти, за полгода до турнира исполком УЕФА чуть было не лишил права его проведения. От того, насколько успешно Украина справится с задачей, во многом зависит имидж страны.
- Есть ли какие-то успехи, какие определенные проекты планируется осуществить?
- Конечно, наша область не сидит, сложа руки, мы уже третий год готовимся. Реконструируются дороги. В мае следующего года ожидается ввод в эксплуатацию нового пятизвездочного стадиона ФК «Шахтер» на 50 тыс. мест, оборудованного навесом над трибунами, стоимость проекта 1,25 млрд. грн.
Нужно будет построить подъездную автомобильную дорогу к нему. Комплексная реконструкция, расширение и техническое оснащение международного аэропорта «Донецк» предполагает строительство новой взлетно-посадочной полосы и нового аэровокзального комплекса. Нужно будет завершить строительство кольцевого обхода Донецка между Днепропетровским и Мариупольским направлением; построить объездную автомобильную дорогу Славянск–Донецк-Мариуполь в обход городов Константиновка, Дружковка и Краматорска; а также «Пролетарско-Киевскую» линию Донецкого метрополитена. В Донецке очень узкие дороги, без метро трудно будет справиться с таким наплывом гостей.
- Какие задачи необходимо будет решить?
- Самое главное – это политическая и финансовая поддержка со стороны государства. Во-вторых, необходимо подготовить инфраструктуру, где необходимо - привлечь для этого инвестиции. В-третьих, нужно будет разработать отраслевые концепции. К примеру, Концепция безопасности должна разрабатываться МВД, МЧС и СБУ. В ней необходимо отразить пограничный контроль, контроль за воздушным пространством, мониторинг системы общественного транспорта, проверку безопасности на стадионах и в фан-зонах, антитеррористические мероприятия. Обязательно нужно учесть потенциальные угрозы и отработать в теоретическом и учебном порядке систему реагирования на них.
- Что имеется ввиду?
- Нужно предусмотреть все: начиная от хулиганства футбольных фанатов и заканчивая чрезвычайными ситуациями.
- Какие вопросы подготовки можно назвать наиболее проблемными?
- Наверное, самое сложное - это размещение гостей. В соответствии с планом подготовки, к Евро-2012 для размещения гостей и болельщиков нам необходимо достроить около 20 тыс. мест. Оптимальный путь - капитальный ремонт общежитий, построенных еще в 70-е гг. прошлого века. Мы запланировали 21 объект в городах Донецке, Макеевке и Мариуполе, это даст 8,5 тыс. мест. Для 4 тыс. гостиничных мест потребуются инвестиции в сумме около ?240 млн. Также мы планируем построить «Туристический городок», где можно будет разместить еще несколько тысяч гостей.
- Какие спортивные объекты нужно будет подготовить?
- Совместно с УЕФА определены 14 спортивных объектов, на которых планируется проведение соревнований и тренировочных занятий. Нужно будет довести до уровня международных норм и требований УЕФА 4 спортивных объекта коммунальной собственности: РСК «Олимпийский» и стадион футбольного клуба «Макси» в Донецке, стадионы «Западный» и «Азовец» в Мариуполе.
- Что будет сделано для обеспечения культурной программы?
- Мы должны предложить гостям по всем направлениям те развлечения, которые они выберут, ведь Чемпионат Европы - это не только футбол. Мы подсчитали хронометраж Евро-2009/2012: это всего 124 часа футбола, 340 часов для обустройства и сна и 640 часов свободного времени, которые мы должны занять. Поэтому нужно будет подготовить и объекты культуры.
Это, прежде всего, строительство нового областного художественного музея в Донецке, реконструкция и ремонт Дворца молодежи «Юность». Для музея уже выбрана площадка неподалеку от уже существующих объектов, это создаст уникальный спортивно-культурно-развлекательный мегакомплекс рядом с деловым центром города. Он будет включать новый стадион «Шахтер», региональный спортивный комплекс «Олимпийский», Дворец молодежи «Юность», новый областной художественный музей, гостинично-развлекательный комплекс «Виктория», гостиницу «Шахтер», выставочный центр «ЭкспоДонбасс» и областной краеведческий музей.
Для любителей достопримечательностей разработана «Туристическая карта» области. Помимо традиционных Святогорья и азовского побережья с ландшафтным парком «Меотида» туристы смогут увидеть окаменевшие деревья, Каменные могилы, степной заповедник, фольклорное украинское село и соляную шахту в Артемовске, где местная администрация уже готовит подземное футбольное поле для экскурсий.