Панорама страны - партнера и соратника Украины по приему европейского футбольного первенства 2012 года, уже сегодня напоминает грандиозную строительную площадку.
Уповать на то, что впереди еще пять лет, поляки не собираются. Действительно, как можно медлить с подготовкой к футбольному чемпионату, если он сулит невиданные перспективы для развития страны.
Экс-президент Польши
Лех Валенса так прокомментировал выбор UEFA:
- Наши страны получили уникальный исторический шанс. Это то, чего им очень не хватало. Ведь вместе с Евро-2012 у нас появятся новые автострады, стадионы и аэродромы. Кроме того, следом за инвестициями в их строительство придут инвестиции и в другие отрасли экономики.
Аналогичную оценку дал и вице-премьер Европарламента
Януш Онишкевич:
- Болельщики, которые приедут к нам из других стран, увидят Польшу, которая недавно стала членом ЕС, и увидят Украину, которая стремится к этому. Евро-2012 приблизит ее к Европе. Тем более, что в дальнейшем вопрос о присоединении к Евросоюзу каждого нового государства будет предварительно выносится на национальные референдумы.
Как только стало известно, кто станет хозяином (а в нашем случае – хозяевами) Евро-2012, в Польше был создан организационный комитет, в который вошло около десятка министров. Аналогичные комитеты вскоре появились и в городах, где будут проходить футбольные матчи – Гданске, Кракове, Познани, Варшаве, Вроцлаве... Отреагировал на это событие даже Союз левых демократических сил Польши. Он заявил, что Евро-2012 имеет огромное значение для имиджа страны, а посему все, что касается подготовки к нему, должно быть вне политики и выше партийных интересов. Правительство же Речи Посполитой чуть ли не в экстренном порядке занялось поиском финансовых средств, чтобы достойно принять и участников чемпионата, и многотысячный легион болельщиков. А денег на это понадобится немало.
Морской и воздушный транспорт
К началу чемпионата между Польшей и Швецией должна заработать новая морская трасса, которую планирует организовать руководство портов по обеим сторонам Балтики. Строительство современных пассажирских терминалов начнется уже в этом году.
Естественно, не будет обойден вниманием воздушный транспорт. Поэтому всем без исключения городам, где будут проходить матчи, придется позаботиться о надлежащем обустройстве и аэропортов, и взлетно-посадочных полос. Но если в Варшаве второй терминал вот-вот сдадут в эксплуатацию, то в остальных населенных пунктах только планируют заняться модернизацией своих аэродромов. Для этого Министерство регионального развития Польши уже зарезервировало в бюджете свыше 100 миллионов евро. Правда, это лишь двенадцатая часть необходимой суммы. Скажем, местные власти Вроцлава, решив воспользоваться таким удобным случаем «по полной программе», собираются расширить уже существующий терминал до 40 тысяч кв. м, чтобы он мог ежегодно принимать до 2 миллионов пассажиров, и построить еще один – на 900 тысяч пассажиров.
Кроме того, полностью будет реконструирован аэропорт «Страховице». На все это понадобится как минимум 175 миллионов евро. Половину этой суммы власти города и воеводства рассчитывает получить из европейских фондов. Что-то, конечно, подбросит и госбюджет. Местные же ресурсы весьма скромны: на воздушные ворота города удалось выкроить лишь 9 миллионов евро. Что же касается остальных средств, то вся надежда на инвесторов.
Железнодорожный транспорт
Привлеченные финансы пойдут, прежде всего, на модернизацию. Цель - повышение скорости и уровня безопасности на железной дороге, увеличения пропускной способности и улучшение экологической ситуации. Так, в Варшаве уже до конца следующего года электричка будет курсировать между местными аэродромами и центром столицы, «дотянут» первую линию метро, которая будет связывать его северную и южную часть, и намереваются построить вторую.
К 2012 году в Польше рассчитывают отремонтировать 650 километров железных дорог между городами, где будут происходить футбольные поединки, и навести порядок с коммуникациями, ведущими в сторону Украины. Скорее всего, реконструируют дорогу к одному из пропускных пунктов на границе. В принципе, поляки собирались сделать это в 2014-2020 годах, но Евро-2012 внесло свои коррективы. Кстати: к уже имеющимся десяти железнодорожным и автомобильным пропускным пунктам за пять лет должно добавиться еще как минимум четыре: Долгобичов-Угринив, Будомеж – Грушев, Малговице-Нижанковичи, Смольник – Боберка.
Не исключено, что благодаря чемпионату Польша обзаведется и двумя скоростными железнодорожными линиями, где поезда будут разгоняться до 280 км в час. Одна из них может соединить Варшаву и Лодзь. Рассматривается также возможность удлинения линии Варшава-Радом-Кельце к югу до границы со Словакией. Этот проект «вписывается» в планы ЕС относительно объединения двух железнодорожных коридоров, которые тянутся с запада на восток: Гнєзно-Львов и Познань-Тираспиль).
Уже в августе нынешнего года начнется реконструкция линии до Гданска. Через два года туда можно будет добраться из Варшавы всего за два часа...
Дороги
Как известно, слова классика о двух бедах России – дураках и дорогах – Украина склонна относить и к себе. Поляки считают, что обе эти проблемы весьма актуальны и в их стране. Поскольку путей решения первой не знает никто, в Речи Посполитой сосредоточили внимание на второй, активно начав благоустраивать транспортные артерии страны. Планы здесь воистину грандиозные.
- Мы хотим ускорить строительство самых важных дорог, - говорит министр транспорта Польши
Ежи Полячек. – Для этого даже пришлось пересмотреть специальную Программу, рассчитанную на 2007-2015 годы. До конца 2011-го будет построено 700 км новых автострад и общая их протяженность достигнет 1900 км. «Удлинятся» и наши автобаны – с 1200 км до 3100 км. Само собой, это будет стоить недешево. Еще до Евро-2012 придется потратить свыше 100 миллиардов злотых (1 евро по курсу Нацбанка Польши составляет порядка 3,8 польских злотых) из того 131-го миллиарда, что предусматривалось вложить в дороги в течение ближайших восьми лет.
Где же именно будут «ускоряться» строители? В первую очередь, на автостраде А-4, которая к началу чемпионата должна быть полностью готова. Она, кстати, станет самым важным транспортным коридором, который будет соединять Польшу, Западную Европу и Украину. До старта Евро-2012 будут завершены работы на автодороге S-7 (Гданск – Варшава), и частично на S-5 (Быдгощ - Познань – Вроцлав). К в 2009 году должны довести до ума и трассу между Варшавой и Радомом, а к 2010-у - автостраду А-2, которая соединит Варшаву с немецкой границей. Кроме этого появится также множество объездных дорог, тоннелей, мостов, путепроводов, транспортных «развязок» и т.д.
Стадионы
Если кто-то считает, что со спортивными сооружениями в Польше все о’кей, то глубоко ошибается. Хотя их там больше, чем в Украине, и они в лучшем состоянии, но до европейских стандартов большинство все же не дотягивает. Для того, чтобы «вписаться» в них, собираются реконструировать городской стадион в Познани. По завершении работ он сможет вместить до 50 тысяч зрителей. Рядом разместятся паркинги – на 225 мест для автобусов и на 1750 – для автомобилей. Проектная стоимость запланированных трансформаций – 105 млн. евро. Позаботятся здесь также о тренировочных центрах и местах отдыха для футболистов.
Строительство новых стадионов предусмотрено также во Вроцлаве и ряде других городах. Причем даже тех, которые не значатся в списке принимающих Евро-2012. Опять же – почему не воспользоваться моментом?
Больше всего хлопот, связанны с этим, имеет Варшава. Ведь она собирается возвести новый спортивный центр «Народный» (кроме стадиона там будет бассейн с аквапарком, конференц-зал, спортзал, гостиница и прочие инфраструктурные «прелести»)) на месте, где сейчас находится стадион Десятилетия. Точнее, то, что от него осталось, ибо последние два десятилетия объект играл роль грандиозного по масштабам промтоварного рынка. А что означает сдвинуть торговцев с насиженного места, в Украине никому рассказывать не надо. Тем не менее, столичные власти рассчитывают переселить их на другие базары к осени этого года. Причем стимулируя не только обещаниями, но и злотыми. По крайней мере, уже объявлен международный конкурс на лучший проект сооружения. Первый футбольный матч на его поле планируют провести в 2010 году.
Городская коммуникация и инфраструктура
Этот блок, который тоже будут совершенствовать в полном объеме, вероятно, обойдется Польше (и Евросоюза, естественно) дороже всего. Взять, к примеру, Познань. Здесь собираются отремонтировать и расширить улицы, чтобы во время чемпионата избежать автомобильных «пробок». Городская власть уже выделила определенные средства для начала работ. Кроме того, в Познани будет перестроен авто- и железнодорожный вокзалы, продлена линия скоростного трамвая. Местный парк автобусов недавно обновили, а вот электротранспорт... Чтобы он курсировал с интервалом в две минуты город объявил о закупке 50 современных трамваев с «низкой посадкой» (на это нужен 118 миллионов евро).
Это еще далеко не все. Предусмотрено строительство и модернизация гостиниц, мотелей и кемпингов (1,6 млн. евро), возведение новой больницы (21 млн. евро), пожарной части (2,1 млн. евро), реклама города (0,3 млн. евро) и т.д.
Такие же наполеоновские планы вынашивают и другие города Польши. Власти пытаются предусмотреть буквально все. И то «все» - до светофоров и общественных туалетов включительно – построить, модернизировать или, по крайней мере, отремонтировать.
Безопасность
Не менее важным аспектом организации Евро-2012 имеется безопасность организаторов чемпионата, его участников, многочисленных болельщиков, которые съедутся поддерживать свои команды, спортивных зданий, инфраструктуры и тому подобное. О своем желании заняться решением этого вопроса уже заявила группа Gras Savoye, которая имеет опыт такой «опеки» не только во время проведения соревнований высокого ранга, но даже Олимпийских игр.
Над решением проблемы безопасности людей и объектов уже работают и другие структуры – как государственные, так и частные. Им, кстати, будут помогать волонтеры, предварительно прошедшие специальную подготовку.
Инвестиции
Конечно, те колоссальные финансовые средства, которые необходимы для подготовки к Евро-2012, государственный бюджет Польши выделить не сможет. Ведь только первые заявки воеводств, куда они вписали самые неотложные расходы, уже сейчас «стоят» свыше 7 млрд. евро.
Часть денег Польше, скорее всего, удастся «выцыганить» у всевозможных европейских и международных фондов. А вот остальное... По словам министра экономики Польши Пьотра Возняка, к организации футбольного праздника государство будет пытаться привлечь средства частных предпринимателей. По предварительным прогнозам, их доля составит примерно 50 млрд. евро. Они пойдут на сооружение новых гостиниц, ресторанов, бассейнов, салонов красоты и тому подобное.
Свою лепту внесут в общую футбольную копилку и зарубежные инвесторы. В частности, ЕБРР сообщил о том, что готов профинансировать строительство ряда крупных объектов – причем не только в Польше, но и в Украине. Изъявили желание присоединиться к благому делу подготовки к Евро-2012 и коммерческие банки страны. Среди них – самый большой в Польше банк PKO BP SA.
- Мы уже проводим определенную работу в этом направлении, - заверил руководитель отдела сотрудничества с инвесторами PKO BP
Адам Кондзьолова. – В частности, сейчас ведутся интенсивные переговоры с представителями власти, с министерствами, оргкомитетом чемпионата относительно возможного инвестирования в спортивные сооружения ЕВРО-2012, а также в строительство дорог, гостиниц и других объектов.
Еще одна проблема, которую придется решать Польше в ближайшее время, касается кадров. По самым скромным прикидкам, дополнительно ей понадобится, по крайней мере, 200 тысяч рабочих. Ведь местные квалифицированные специалисты давно перебрались в те страны Евросоюза, где их мастерство оплачивается гораздо лучше. Министр транспорта Ежи Полячек, в частности, не исключает, что на строительстве дорог придется задействовать армию. Власти Польши видят и другой выход из ситуации – приглашение на легальные сезонные работы граждан России, Беларуси и Украины. По крайней мере, уже имеется официальное разрешение на такое трудоустройство.