В нынешнее короткое летнее межсезонье едва ли не самой широкообсуждаемой в отечественных СМИ, стала тема лимита на легионеров. По большому счету плюсы и минусы есть и в прошлогоднем лимите, когда на поле одновременно могли находиться не больше восьми иностранцев, и в нынешнем, когда их количество сократилось на единицу. Но, думается и сторонники, и противники ужесточения квоты на легионеров, сойдутся в одном: сами по себе легионеры нужны нашему футболу. Франселино Матузалем, Айила Юссуф, Милан Обрадович и многие другие, все они – украшают наш чемпионат.
20-летнего хорватского полузащитника “Днепра”
Младена Бартуловича пока нельзя поставить с ними в один ряд – не зря наставник днепрян Олег Протасов сетует на то, что крайние полузащитники команды в минувшем сезоне не забили ни одного мяча. Но очевидно и другое. Новая команда, о строительстве которой говорит тот же Протасов, будет строиться в том числе и вокруг Младена. О том, что он давно стал своим в нашей команде, один из игроков “Днепра” сказал так: “В своих бывших командах я много повидал легионеров. От многих из них никакого проку нет. Вот наши – Барт и Давидсон – совсем другое дело. Они “пашут” на тренировках не в течение пяти дней после очередных контрактных выплат, а всё время. Такие люди нам и нужны. А тот же Барт – да какой он вообще “легионер”? Разве что из другой страны приехал.” О том, как сложился для него минувший год в нашей команде, какими впечатлениями он “оброс”, живя в нашей стране, идет речь в интервью, которое получилось почти не о футболе, но и его мы, разумеется, обойти не могли.
- Младен, в прошлом году в приватной беседе твой агент рассказал, что ты летел в Днепропетровск с большими сомнениями и даже опасениями. Так ли это было на самом деле и чего же ты опасался?
- Да, это было действительно так. Я летел в неизвестность. Что есть такой город как Днепропетровск, я знал, но слышал много разного. Слышал, что по вечерам на улицах нет света, иностранцам по городу в тёмное время суток вообще лучше не ходить, вот это не настраивало на отимистический лад. Это потом, когда я уже увидел всё своими глазами, понял, что то, что я слышал, было полной ерундой.
- Вспомни свои первые дни в “Днепре”. Как вливался в новый коллектив?
- Сначала было сложно. По-русски не понимал вообще ничего, не только в жизни, на тренировках было тяжело, когда не понимал заданий, которые давали тренеры. Потом, когда в команду пришел Главина, стало полегче. Процесс изучения языка пошел гораздо быстрее.
- Какие первые слова выучил, можешь вспомнить?
- “Спасибо”, “хорошо”, “доброе утро”.
- А мат? )) Африканцы и бразильцы чуть ли не его сначала изучают, а потом всё остальное.
- Через тренировки и это пришло (смеется).
- В играх приходится использовать?
- Да (смеется). Судьи дают для этого поводы. Но я и на хорватском ругаюсь.
- Так тебе же в этом плане легче, чем остальным - судьи не накажут.))
- Еще как накажут! Языки-то похожи.
- Младен, какое у тебя было представление об украинском футболе перед твоим приездом сюда, и изменилось ли оно сейчас?
- Я знал, что чемпионат Украины сильнее хорватского. Разница в принципе не такая уж и большая, но здесь играют много сильных бразильцев, африканцев – клубы украинские сильнее в финансовом плане. За счет этого сильнее и чемпионат. Те же “Динамо” и “Шахтер” постоянно играют в Лиге Чемпионов, “Днепр” – в Кубке УЕФА.
- Есть такое общепризнанное мнение, что в украинских клубах слишком большое внимание уделяется физической подготовке…
- Да, это действительно так. В хорватских клубах на тренировочных занятиях в основном используются игровые упражнения.
- Перестроиться было тяжело?
- Во-первых, я ожидал, что тренироваться буду по-другому. Сначала было тяжеловато, но потом привык и втянулся.
- Давай возьмем другие, околофутбольные моменты, скажем так. Сравни, пожалуйста, украинских и хорватских болельщиков.
- Мне больше по душе боление здесь, в Украине. В Хорватии поддержка команды куда более неистовая, но там болельщики не простят тебе поражения, хотя до этого, если ты выиграл, тебя будут носить на руках. Здесь команду поддерживают и тогда, когда она выигрывает, и в дни поражений. Это хорошо и правильно. Я помню, когда “Днепр” впервые при мне сыграл дома вничью, я думал, что сейчас болельщики начнут нас освистывать, а они наоборот, проводили с поля хорошо. Я был очень сильно удивлен.
- Младен, а вообще, что скажешь об украинских людях, опять же, если сравнивать с хорватскими?
- У нас, хорватов, эмоции выплескиваются наружу. Мы – южный народ, поэтому более темпераментны. Украинцы многое держат в себе.
- Это плохо?
- Да нет. Просто это было немного непривычно, но со временем я привык и обрел здесь много друзей. Вы, украинцы, умеете дружить.
- А с кем дружишь в команде?
- C Женей Шаховым, “Кравой”, со Славой Сердюком, с Денисовым и Самодиным – все молодые, держимся друг друга.
- С Денисовым и Самодиным обсуждали отборочный матч Хорватия – Россия?
- Да мы не обсуждали его, мы смотрели вместе! Там еще были наши друзья, получилось, что пятеро болели за Россию и один я – за Хорватию. Всю игру “травили” друг друга. Хорватия весь матч “возила” россиян, но в итоге не забила – так обидно было!
- А с Кравченко общался после игры “молодежек” Хорватии и Украины в прошлом году?
- Да, он доволен был. Украинцы выиграли 2:1, но Костя сказал, что мы играли красиво. Правда, та игра никому не нужна уже была. И мы, и Украина проиграли до этого Болгарии.
- Давай немного отойдем от футбола. Как тебе украинская кухня?
- Борщ – хорошая вещь. Но у вас – более жирная пища, чем у нас. Правда, это тоже понятно. В Украине, особенно зимой, холоднее (смеется).
- Иностранцы, особенно из Западной Европы всё время отмечают красоту наших девушек. Что скажешь?
- Cпорить не буду. Но и у нас, и в Сербии девушки тоже красивые (улыбается).
- Что смотришь по телевидению? Кстати, хорватские каналы смотришь?
- Cейчас как раз хочу настроить на спутнике. Хочу смотреть хорватский чемпионат – “Хайдук”, загребское “Динамо”. А так смотрю новости украинские – язык уже более-менее знаю, футбольные программы “Гол”, “Футбольный уик-энд”, “Футбол в лицах” – всё это с Женей Шаховым у себя в домике после своих игр смотрим.
- Где любишь бывать в городе?
- Когда погода хорошая, на набережной. В “Мост-сити-центре” – играем там с ребятами в боулинг, бильярд. Захожу в парочку сербских ресторанчиков.
- Моря не хватает?
- Здесь набережная похожа на набережную в Сплите, так что какая-то замена есть (улыбается). А вообще у нас сейчас так хорошо! Отличная погода, чистое море, туристов много. Это я бесплатную рекламу Хорватии сделал (смеется).
- А с кем из соотечественников, играющих в Украине, общаешься больше всего?
- Постоянно созваниваюсь со Срной. Много общаюсь с Сабличем, Главиной и Джуричичем из “Ворсклы”, с Пиричем из “Арсенала”. Сейчас в “Динамо” пришел мой друг Бушич. Мы с ним играли еще в детской школе “Хайдука”. Он – хороший нападающий, с развитым чувством гола. Правда, наверное, тяжело ему будет – в “Динамо” большая конкуренция нападающих. А так, хотелось бы с ним вновь в одной команде сыграть.
- Со Срной общались после апрельской победы “Днепра” в Донецке?
- Да. Он сказал, что “Днепр” играл очень хорошо. А я ему сказал, что им при этом еще два пенальти подарили. Он не согласился: “Нет, пенальти чистыми были!” (смеется).
- Младен, в той игре ты остался на скамейке запасных, а в первом круге в матче с “Шахтером” вышел всего лишь на 6 минут. Не обидно было?
- Да нет, я на этом не зацикливался. У меня впереди еще 4 года контракта с “Днепром” – против “Шахтера” не раз еще сыграю.
- В заключении нашей беседы, скажи пожалуйста как сам ты чувствуешь, прибавил ли за этот год, проведенный в ”Днепре”?
- Да, я чувствую, что прибавил. Очень важно, что год обошелся без травм. Но прибавлять надо еще больше. В “Днепре” для этого есть все условия.