После того, как в первом туре стартовавшего сезона 30-летний форвард донецкого «Металлурга» трижды поразил ворота столичного «Арсенала», многие из его коллег по цеху принялись пророчить Косырину лидерство в споре бомбардиров, а кое-кто даже стал называть его фамилию в числе главных претендентов на титул лучшего игрока чемпионата. Более того, экс-партнер Александра по «Черноморцу» Валентин Полтавец осмелился предсказать точное число голов нападающего дончан в 17-м чемпионате — 18.
Впрочем, даже самые отъявленные доброжелатели Косырина не предполагали, что после восьми стартовых туров на счету «Черноморской акулы» (как называли Александра в Одессе) будет числиться восемь точных ударов. А поздравивший его с очередным «трюком со шляпой» корреспондент «СЭ» обратил внимание на то, что оба своих хет-трика опытный нападающий сотворил в гостях.
— Саша, «Металлург» спасся в Симферополе в таком драматическом стиле, что со стороны показалось — ваша команда уходила в раздевалку как победитель…
— Ну, это вам только показалось. Ни я, ни мои товарищи по команде не считают, что мы выиграли. Как ни крути, но одно очко — это не три. И пусть последнее слово в этой встрече осталось за нами, «Таврия» — не тот, клуб которого мы должны были бояться или, тем более, радоваться ничьей. На мой взгляд, команды такого уровня как «Таврия» или «Харьков», мы обязаны обыгрывать за счет одного только класса.
— Какой счет нравится вам больше — 0:0 или 3:3?
— Ни тот, ни другой, так как ни один из них не является победным. Впрочем, наш главный тренер Джос Дарден всегда просит нас играть в атакующий футбол. Пытаемся, хотя получается пока не всегда.
— Чем бы вы объяснили постигший вас в пятницу 20-минутый провал, в течение которого ваша команда пропустили три мяча кряду?
— Если разобраться, в двух случаях из трех не обошлось без судейских ошибок. В первом эпизоде судья не обратил внимание на чистейший фол против Даниловского, и в результате контратаки хозяев мы пропустили мяч. Во втором же — футболисты толкались в штрафной, нарушение было обоюдным, но рефери снова спустил ситуацию на тормозах, и мяч снова оказался в сетке ворот Дишленковича. При этом почти каждое падение игрока команды хозяев трактовалось, как однозначный фол, причем этому потокали сами крымчане, падавшие и тут же встававшие, словно заправские неваляшки. Вы меня извините, но команду, ставящую перед собой задачу пробиться в «зону УЕФА», такое поведение не красит. В Европе над симуляциями такого рода будут просто смеяться, там судят совершенно иначе, наши же исполнители к этому не привыкли. Приведу простой пример. Во время матча «Шахтер» — «Пюник» обратил внимание на игру Руслана Фомина, который валился на газон при любом контакте с соперником. Но самое показательное, что арбитр на эти падения никак не реагировал. В то же время в матчах за «Металлист» Фомин зарабатывает таким образом множество «стандартов». Вот вам и вся разница в трактовках абсолютно идентичных игровых ситуаций у отечественных и зарубежных арбитров. Скажу больше, когда нас судят таким образом, хочется просто взять и уйти с поля.
— Как считается, современный футбол прекрасен тем, что форвард не может обвинить защитника в пропущенном мяче своей команды, так как несет за это не меньшую ответственность. Можно ли говорить, что у нападающего Александра Косырина тоже есть на поле оборонительные функции?
— Разумеется, и весьма конкретные. У меня, как и у любого нападающего нашего клуба, есть своя четкая позиция в защитной стадии игры и, тем более, при стандартных положениях. Иными словами, существуют определенные зоны, которые я закрываю в обороне.
— Каждый из трех ваших мячей получился по-своему эффектным, поэтому с вашего позволения поговорим о них детальнее. Первый гол обращает на себя внимание уже хотя бы тем, что был проведен мощным ударом с левой ноги…
— Ну и что? Я себя одноногим нападающим не считаю, и правой, и левой владею в равной степени. Что же касается самого гола, то уж, по крайней мере, телеканалы его особо выдающимся не считают, и ни в один из своих хит-парадов не включили. Так что назовем его обычным, рабочим мячом.
— Второй гол вы провели со «второго этажа», пребывая в окружении целой группы опекунов...
— Если честно, меня и самого удивило то, что в конечном итоге я оказался без присмотра кого-то из защитников «Таврии».
— И, наконец, третий мяч, признанный журналистами «СЭ» лучшим голом тура…
— Мне этот гол тоже понравился, и я, пожалуй, даже включил бы его в десятку своих самых эффектных мячей. В конце концов, шла 90-я минута встречи, обе команды были в немалой степени измочалены как физически, так и психологически. Ну а забить его мне помогли занятия с одним из помощников Ко Адриансе мистером Крисом (Крисом Кронхорстом. — Прим. ред.), который проводил у нас разминку по уникальной методике, позволявшей футболистам заметно повысить уровень индивидуальной техники. Фактически работающий сейчас в Катаре специалист помогал нам компенсировать недостатки футбольного образования полуразвалившейся после распада Советского Союза системы обучения юношей в специализированных школах. Я неоднократно говорил, что многим отечественным детским тренерам стоило бы приезжать на занятия Криса с ручкой и тетрадью, чтобы не упустить ни одного пункта его методики. Мистер Крис обучал нас новым финтам, и, в частности, учил быстро и технично перекладывать мяч с одной ноги на другую. Именно этот элемент я и исполнил в эпизоде, когда забивал третий гол «Таврии». Принял мяч левой ногой, а пробил в касание правой.
— А вот вопрос, если бы обслуживавший поединок в Симферополе Сергей Шебек указал на 11-метровую отметку, смогли бы вы подойти к «точке» после промаха в домашней встрече с «Кривбассом»?
— Почему бы и нет, если мне по-прежнему доверяют наставники?
— Многие специалисты считают, что в данный момент вы показываете едва ли не лучший футбол в своей карьере...
— Я бы так не сказал. Думаю, что свою лучшую игру я еще не демонстрировал, но, хочется верить, она уже не за горами.
— Кому бы вы посвятили сделанный в Симферополе хет-трик?
— Своей семье — супруге Ольге и сыну Елисею.
— С отъездом в краснодарскую «Кубань» Эммануэля Окодувы фактически распалась наигрываемая наставниками «Металлурга» связка Косырин — Окодува. Насколько серьезна, по-вашему, потеря нигерийского форварда?
— На мой взгляд, нам его не хватает. Эмми — один из тех нападающих, что умеет побороться, зацепиться за мяч и укрыть его корпусом. Не многие из отечественных игроков линии атаки обладают такими качествами. И хотя в новом сезоне мы с Окодувой провели вместе всего лишь несколько матчей, как мне кажется, уже успели сыграться. Иными словами, мне очень жаль, что он покинул Донецк. Но такова футбольная жизнь: сегодня уехал он, завтра — быть может, я, послезавтра — кто-то другой… Как бы там ни было, я искренне желаю Эмми удачи в новом клубе.