April 21 2006Александр Шовковский: Страх – сила вратаря
17 января в товарищеском матче с «Москвой» голкипер киевского «Динамо» и сборной Украины Александр Шовковский, столкнувшись с нападающим «горожан» Романом Адамовым, получил серьезную травму – перелом ключицы. На днях с ним встретились корреспонденты «СС».
Опасения о том, что Шовковский не успеет восстановиться к чемпионату мира, к счастью, не подтвердились: на прошлой неделе он провел свой первый матч после травмы.
– Чем занимался во время вынужденного отдыха? – Шовковский на секунду задумывается. По его лицу пробегает тень: понятно, что вспоминать о выпавшем из карьеры периоде голкиперу не очень приятно. Но через секунду, словно вспоминая, что уже здоров, вратарь улыбается. – Тренировался. Каждый день – только по индивидуальной программе. Тренажерный зал, массажи, бассейн... Команда уехала за рубеж, готовилась на сборах, а я работал в одиночестве на базе в Конча-Заспе. По пять, шесть, семь часов. Свободное время старался проводить дома, в семье. Правда, несколько раз выбирался на различные вечеринки. Роскошь, которую в здоровом состоянии, в ходе сезона себе не позволишь.
Если можно, хочу через «Советский спорт» поблагодарить за поддержку в это нелегкое для меня время родных и друзей, известного хирурга Ярослава Линько – он провел мне удачную операцию.
– Зла на Романа Адамова, с которым столкнулись, не держите?
– Зла не держу. Тем более, он и тогда сразу извинился, и позже через вашу газету. Однако все равно, считаю, что он мог уйти от столкновения. Но что теперь вспоминать о том, что было?
– Итак, травмы позади. Как оцениваете сейчас свою игровую форму?
– Уверен, к чемпионату мира подойду в идеальном состоянии. Да и сейчас я уже практически не испытываю никакого дискомфорта. Разве что в игре на выходах. Однако убежден, что через несколько матчей и это пройдет.
– В футбольных кругах поговаривали, что преодолевать страх в верховой борьбе при тех же выходах вам помогает личный психолог...
– Боюсь, что разочарую вас, но это лишь слухи. Пока я восстанавливался после травмы, со мной очень много времени занимался наставник вратарей Михаил Михайлов. С таким уважаемым в прошлом голкипером мне никакие личные психологи не нужны! Да и я сам себе не такой уж плохой психолог (улыбается).
– Ваше выздоровление наверняка позволило тренерам сборной Украины вздохнуть с облегчением. Как, на ваш взгляд, объяснить практически полное отсутствие конкуренции Шовковскому в клубе и сборной? В Украине кризис вратарского жанра?
– Есть немало украинских вратарей, которые по своему уровню мастерства никак не уступают моему. Так что о кризисе жанра говорить, на мой взгляд, не приходится. Просто большинство молодых вратарей на определенной стадии не выдерживают психологической нагрузки или конкуренции. Над этим нужно работать. Знаю много голкиперов, которые были на виду, но ломались после одной грубой ошибки.
– Например, Александр Филимонов?
– Не хочу конкретизировать. Кстати, с Александром последний раз виделся как раз на том матче «Динамо» и «Москвы», когда и получил травму.
– Как считаете, один неудачный эпизод способен перечеркнуть многолетние старания?
– Один – вряд ли. Знаете, как говорят: мастерство не пропьешь. Просто у вратаря начинает появляться страх, который быстро побороть почти невозможно. Впрочем, он имеет и позитивные следствия. Кое-кто после первой полосы успеха начинает работать не на полную катушку или считает, что в этой жизни он всего достиг, и именно тогда возникают моменты, когда ты можешь быть наказан любыми обстоятельствами. В данном случае страх – сила, которая не даст тебе расслабиться, опуститься ниже поднятой планки. Когда ты думаешь: «Не дай бог сыграть хуже, чем вчера!» и внедряешь в работу что-то новое, значит, ты взял верх над обстоятельствами. И стал сильнее.
Олег ЗУБАРУК, Максим РОЗЕНКО