В мае будущего года на Большой спортивной арене «Лужников» состоится финал Лиги чемпионов. Подготовка к нему началась уже сейчас. А после матча отборочного цикла ЧЕ-2008 Россия — Англия реконструкция пойдет полным ходом. Генеральный директор ОАО «Лужники» Владимир АЛЕШИН рассказал о том, как изменится главный стадион страны к финалу Лиги чемпионов.
— Владимир Владимирович, вы готовы сейчас оценить стоимость проведения финала Лиги чемпионов в Москве?
— Нет. Контрагентом УЕФА в проведении этого матча является Российский футбольный союз. РФС ведет все финансовые переговоры, заключает договоры, решает организационные моменты. Мы, ОАО «Лужники», будем подписывать договор с РФС на проведение этого матча. А пока на базе «Лужников» и города создан локальный оргкомитет, который и решает основные вопросы, контактирует с УЕФА и выполняет их требования.
— Самая затратная часть для «Лужников» — это конструкция нового поля?
— Смена искусственного поля на естественное покрытие по американской технологии нам обойдется дороже, чем простая замена газона. В этом проекте, правда, участвуют не только «Лужники», но и город. Конструкция нового газона проста. В специальные поддоны размером примерно метр на метр и 30 сантиметров глубиной засыпается грунт, и они скрепляются между собой. Поверх кладется дерн. После того как трава приживется, поле разрежут на квадраты по линиям крепления поддонов и по одному перенесут их на Большую спортивную арену, где вновь скрепят. Вся процедура переноса газона должна занять не более 48 часов.
— После финала естественный газон уберут и вновь постелят искусственный?
— У меня идея такая: с учетом наших погодных условий с 15 мая по 15 сентября можно играть на натуральном газоне, а затем его убирать и играть на искусственном покрытии до следующей весны. Захочет «Спартак» играть на натуральном газоне — пожалуйста, захочет ЦСКА — нет проблем. То есть мы готовы предложить разные условия. Тем не менее мы ставку делаем именно на футбольный (искусственный) газон. За ним — будущее в Европе и во всем мире.
— В свою очередь, «Спартак» вам вроде бы предлагал уже сейчас оплатить замену искусственного покрытия на натуральное? И матч отборочного цикла чемпионата Европы сборная России — сборная Англии можно было бы провести уже на естественном газоне.
— Нам ничего конкретного никто не предлагал. Какие-то разговоры шли о том, чтобы просто застелить поле новым газоном, без применения технологий, о которых мы говорили. Вы представляете себе, что это такое? Это просто ковер из травы толщиной в несколько сантиметров. Я сомневаюсь, чтобы он дожил бы до середины октября, когда будут играть Россия с Англией. Французская фирма, кстати, недавно проводила тестирование нашего искусственного покрытия на сертификат ФИФА 2 звезды, и выяснилось, что по всем параметрам оно ничем не уступает, а по некоторым — и превосходит натуральное поле.
— А где будет играть «Торпедо», пока будет вестись подготовка к финалу? Или к тому времени «Лужники» могут расстаться с клубом?
— У нас есть Детский городок, где команда сможет проводить матчи. При необходимости мы сможем снять где-нибудь в городе другой стадион на пару игр. А что касается возможной продажи «Торпедо», то пока нам не поступало ни одного реального и конкретного предложения. Мы готовы расстаться и с частью акций в обмен на инвестиции, и с полным пакетом. Но за десять лет к «Торпедо» никто не проявлял предметного интереса. Мы сами, без помощи властей и спонсоров, финансировали команду, и при нынешних затратах это слишком тяжело. Возможная продажа акций «Торпедо» предполагает исключительно продажу футбольного клуба, а не какой-либо части «Лужников».
— Кроме поля что еще изменится в «Лужниках» к финалу Лиги чемпионов?
— Мы перестроим и оснастим новыми системами кондиционирования раздевалки, расширим пресс-центр и ложу прессы, реконструируем гостевую ложу. А кроме того, в «Лужниках» появится два новых табло. Они уже заказаны в Венгрии. Будут усилены системы безопасности и контроля. Для этого, в частности, мы установим 40 полноростных турникетов, которые будут считывать с билетов информацию по количеству болельщиков.
— Какими силами будет обеспечиваться безопасность?
— Совместно с ГУВД Москвы у нас будут работать и стюарды, и волонтеры. Мы проследим, чтобы они владели языками и могли объясниться с иностранными болельщиками. Наша задача — создать благожелательный эмоциональный фон, чтобы любого человека, пришедшего на стадион, не покидало ощущение праздника. Кроме того, у нас будут установлены обзорные телекамеры, по которым мы будем следить за секторами и в случае необходимости выявлять конкретных нарушителей. А перед финалом нам будет предоставлена информация, кто из болельщиков приезжающих команд может доставить проблемы.
— «Лужники» смогут заработать на проведении этого финала?
— Мы хотели бы, но это не так просто. УЕФА не дает зарабатывать на своем проекте. Даже использование символики строго ограничено. Мы должны отдать к финалу чистый стадион — без рекламы, без дополнительных контрактов.
— Кстати, насчет рекламных контрактов. В России существует запрет на рекламу пива на спортивных сооружениях. В то же время пивные компании являются основными спонсорами Лиги чемпионов…
— Чтобы решить эту проблему, нужно ввести мораторий на одну из статей закона. Этим сейчас занимается глава РФС Виталий Мутко, который также является сенатором. Но действительно в этом вопросе у нас серьезные проблемы. После каждого матча «Спартака» в Лиге чемпионов в «Лужниках» составляются административные акты на нас за рекламу пива. Но, если мы не найдем выхода из ситуации, все закончится тем, что наши клубы вынудят проводить домашние матчи на нейтральных полях.
— Билеты на финал Лиги чемпионов тоже будет продавать УЕФА?
— Билеты будут продавать те, кому это поручит Российский футбольный союз. Но выручка от них пойдет в УЕФА. И уже они будут распределять ее в долях. Что же касается распределения билетов, то по существующему ныне положению УЕФА должен обеспечить ими все национальные ассоциации. Большую часть получает страна, проводящая финал, а также федерации, чьи клубы участвуют в матчах.
— У вас есть какие-то личные предпочтения, какие команды вы хотели бы видеть в мае будущего года в «Лужниках»?
— Конечно, было бы здорово, если бы ЦСКА играл в финале. Потом, с точки зрения повышенного интереса к этому матчу в России, неплохо бы, чтобы за Кубок чемпионов до последнего сражался английский «Челси». Встреча двух этих команд была бы для нас вообще идеальным вариантом. А так это могут быть и любые европейские гранды — «Реал» с «Барселоной», «Ливерпуль», «Арсенал», «Манчестер Юнайтед», «Милан», «Интер»…
— Не секрет, что Москва получила право на проведение финала в том числе и благодаря отличным отношениям мэра столицы Юрия Лужкова с уже экс-президентом УЕФА Леннартом Юханссоном. Сейчас у УЕФА новый глава. Как Мишель Платини относится к проведению главного матча Лиги чемпионов в Москве?
— Мы с ним регулярно общаемся, и я рассказывал ему, как у нас продвигается подготовка. Пока он еще не приезжал лично посмотреть, как у нас тут все происходит, хотя раньше в «Лужниках» он уже бывал вместе с Блаттером и Юханссоном, по-моему, в свое время даже играл здесь. Но если он посетит Кубок Содружества зимой, то, возможно, заглянет и к нам с инспекцией. А вообще Платини — футбольный человек, который уже успел пройти школу большого чиновника. Он превосходно разбирается и в игре, и в футбольном хозяйстве. Поэтому у нас с нынешним президентом УЕФА полное понимание. Самое главное, он мыслит экономическими категориями, и для меня это самое важное.