0
20 травня 2024 року 07:55:16
Ru En Ua Вибрати кольоровий стиль Вибрати вiконний стиль Версія для друку
0
Как работать под дамокловым мечом? - Футбол Прогноз
28 квітня 2006

Как работать под дамокловым мечом?

Нынешнее положение в «Спартаке» и «Зените» - явление в нашем футболе нередкое. Впечатлениями о том, что происходит в команде, тренеру которой грозит скорая отставка, поделились с корреспондентами «СЭ» специалисты, попадавшие в столь непростую ситуацию.

- Как можно оценить ситуацию, когда тренер знает, что готовится решение о его увольнении?


Александр КОРЕШКОВ (покинул «Сокол» в апреле 2002 года после домашнего поражения от «Ростсельмаша» - 1:2):

- Это значит, что ситуация требует незамедлительного принятия решений, без которых дальнейшая работа в клубе будет затруднена, а ее качество окажется сомнительным. Хозяевам команды нужно быстрее рубить узел возникшей проблемы, либо увольняя тренера, либо публично поддерживая его курс и все, даже самые неожиданные решения. Если же пытаться загонять проблему вглубь, ничего путного не выйдет. Только хуже будет, причем всем. История развода Старкова и «Спартака» в этом смысле показательна.

Валерий ПЕТРАКОВ (покинул «Москву» в июле 2005 года после домашнего поражения от «Сатурна» - 0:1 и «Ростов» в августе 2005 года после гостевого поражения от «Спартака» - 0:2):

- Это тупиковая ситуация и для тренера, и для команды. Жизнь подсказывает, что тренеру нужно принимать решение. Ведь не распустят же команду и не уберут, как в НХЛ, генерального менеджера. Мы до этого еще не дошли. В таких ситуациях тренер - самое уязвимое звено, а команда тут ни при чем. Ведь у всех игроков контракты.

Борис СТУКАЛОВ (покинул ставропольское «Динамо» в августе 1992 года после гостевого поражения от ЦСКА - 0:3 и «Томь» в августе 2005 года после домашней победы над «Крыльями Советов» - 4:2):

- Постоянно читаю интернет и нигде не нашел, чтобы об отставке Петржелы говорили со стопроцентной уверенностью. Особых причин для отставки я не вижу. Но раз сам Петржела об этом говорит - «я себя исчерпал», «самые счастливые годы прошли в Санкт-Петербурге», значит, внутренне он с отставкой согласился. Что-то у него не складывается, хотя в чемпионате особых провалов нет, в Кубке России «Зенит» вышел в полуфинал, достойно выглядел и в Кубке УЕФА. Чеху нужно поискать причины внутри себя.

Александр ТАРХАНОВ (покинул «Торпедо» в мае 1998 года после гостевого поражения от «Крыльев Советов» - 0:2 и «Сатурн» в июле 2005 года после гостевого поражения от «Шинника» - 0:1).

- Как очень сложную. Я понимаю Старкова и Петржелу. У нас президенты клубов часто позволяют себе оказывать давление на тренеров, диктовать им веши, в которых разбираются только футбольные специалисты. За границей же вмешиваться, да и то в корректной форме, может лишь спортивный директор - чаще всего бывший игрок. Намерения у руководителей хорошие, но подход во многих случаях - дилетантский. Деньги есть, а грамотно ими распорядиться не получается.

Виталий ШЕВЧЕНКО (покинул «Торпедо» в июле 2002 года после гостевого поражения от «Крыльев Советов» - 0:1, «Сатурн» в сентябре 2003 года после гостевого поражения от «Крыльев Советов» - 1:3 и «Ростов» в апреле 2004 года после гостевой ничьей с «Торпедо-Металлургом» - 2:2):

- Ситуация - стрессовая, ненормальная. Руководство клуба должно быть более ответственным за свои действия. Если уж выбрали специалиста, дайте ему время хотя бы до конца сезона. Я работал в Израиле так вот сейчас у нас все больше уклон в этом вопросе туда, к Востоку. Моя команда была в тройке - трех тренеров и не трогали. Остальные тринадцать клубов обязательно меняли наставников по одному-два раза за сезон. Какой тогда смысл был их брать? «Ростов», из которого меня уволили, набирает очки в том же ритме. «Сатурн» и вовсе сменил немало тренеров, истратил массу денег, но того, чего я добился, еще не достиг. Президентам неплохо бы трезво оценивать свои возможности. На пьедестале всего три места, а у нас 10 команд перед сезоном рвутся в призеры. Потом закономерные неудачи влекут за собой отставки.

- Не возникает в такое время желания бросить все и уйти, не дожидаясь развязки?


Корешков: - Порой возникает, но помимо твоих желаний есть контракт. Он важнее дурного настроения и любой, самой непростой ситуации. Человек не будет разрывать контракт - денежный вопрос важен в любой работе. Этот фактор порой и становится определяющим в поведении тренера.

Петраков: - Возникает. Если не находишь взаимопонимания с руководством, никакой почвы для чего-либо положительного в дальнейшем попросту нет.

Стукалов: - Возникает у каждого тренера. Работать в таких условиях очень тяжело.

Тарханов: - Как правило, все так и поступают.

Шевченко: - По-разному бывает. В «Торпедо» поговорили с президентом, и я сам ушел, поскольку понял бесперспективность ситуации. Увольнение же из «Сатурна» было как обухом по голове. В «Ростове» существовало предчувствие - не более того.

- Отражается ли подобная ситуация на команде?


Корешков: - Ничего хорошего команде такого рода истории не приносят. Игроки не на Луне живут, они все чувствуют и очень многое понимают. Поэтому боеспособность коллектива, в котором тренер, что называется, «висит», понемногу снижается.

Петраков: - Для игроков это очень тяжелый момент. Ведь все об ожидаемом говорят, обсуждают его. У меня была такая ситуация в «Москве». Знаю, что когда Газзаев уходил из ЦСКА, а Шевчук из «Сатурна», коллективы были за них.

Стукалов: - Отражается только в одном случае: если команда воспринимает главного тренера. Тогда можно и биться, и бороться. Если же тренер безразличен команде, футболисты его попросту не воспринимают. Когда перед моим увольнением в Томск на игру с «Крыльями Советов» прилетел Анатолий Бышовец, вся команда пришла ко мне и до матча, и после. Мы друзья до сих пор.

Тарханов: - Отражается. И на «Спартаке» сейчас отражается, и на «Зените». Мне, помню, было очень непросто работать в «Торпедо», когда начальниками являлись и Павел Бородин, и Владимир Алешин, и другие люди. У каждого были свои пожелания, иногда противоречившие друг другу

Шевченко: - Конечно, отражается, если все знают, что это случится. И отражается не лучшим образом.

- Меняется ли отношение игроков к «подвисшему» тренеру?


Корешков: - Да. Команда постепенно перестает воспринимать тренера всерьез, что ведет к потере коллективом управляемости и боеспособности. Именно поэтому руководству любого клуба стоит быстрее рубить узел.

Петраков: - Это зависит от человеческих качеств. В команде 20 - 25 человек, и каждому мил не будешь. Кто-то за тебя, кто-то - против, а некоторые и вовсе могут промолчать. В случае «Зенита» знаю, что многие лидеры команды - Радимов, например, - на стороне главного тренера.

Стукалов: - Это зависит от общих отношений в коллективе, от стиля общения игроков и главного тренера. Если футболисты хотят, чтобы тренер остался, как же их отношение может поменяться?

Тарханов: - Когда руководитель сомневается в тренере, и у футболистов пропадает к нему полное доверие. Так же плохо, когда у президентов появляются любимчики среди игроков. Для последних тренер перестает существовать.

Шевченко: - Бывает, футболистам известно о судьбе тренера больше, чем ему самому. В этом случае он, как и всякий временный человек, перестает быть для них авторитетом.

Константин АЛЕКСЕЕВ, Андрей АНФИНОГЕНТОВ, Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ, Алексей ЕВСТИФЕЕВ
© Voon Development Team 2000 - 2024 Contact us: info@voon.ru