Каждый матч "Милана" — как приглашение увидеть игру футболиста исключительного таланта. Игру, которая не может оставить равнодушным даже человека, не являющегося поклонником "россонери". Игру гения, творящего ради творчества, ради себя, ради болельщиков, ради самой Игры наконец. Предлагаем вашему вниманию интервью Кака, лучшего футболиста планеты по версии ФИФА и обладателя "Золотого мяча-2007", испанской газете Marca.
— Вы знаете, что я — очень счастливый человек?
— Почему?
— У меня есть возможность беседовать с лучшим футболистом мира!
— Да бросьте вы! Я — не лучший футболист мира, и прекрасно осознаю это. Положим, я готов согласиться, что вхожу в число трёх лучших на планете, но не более того. Я очень горжусь тем, что выступаю за "Милан" и сборную Бразилии, и рад, что у меня есть возможность помогать им добиваться успеха.
— Фигу, Роналдо, Роналдиньо, Зидан — все эти футболисты получали звание "лучшего на планете". На кого из них больше всего похожи вы?
— Из названных вами, пожалуй, на Зидана. Нет, мы вовсе не одинаковы, но что-то общее у нас есть. С другой стороны, и различий тоже хватает. Я чаще него появляюсь в штрафной площади соперника, но нам обоим нравится играть на своих партнёров. Зинедин был величайшим игроком, "за гранью оценки", как говорят в Италии.
— А как вам удалось добиться подобного успеха?
— Ничто не заменит работы. У тебя может быть дар, но без работы ты ничего не добьёшься. В футболе всегда нужно иметь конкретные цели, а достигать их возможно лишь благодаря работе, разуму и силе воли.
— В чём разница между Кака сегодняшним и тем, который пять лет назад пришёл в "Милан"?
— Я повзрослел, набрался опыта. Я знаю, что нужно делать, знаю, чего хочу достичь. Но я продолжаю работать над собой, дабы постоянно совершенствоваться. Как игрок и как человек.
— Что для вас значат такие награды, как "Золотой мяч" или звание лучшего футболиста мира по версии ФИФА?
— Когда этот приз достался Ривалдо, он рассказал мне, как много означала для него эта награда. Я тогда был ещё ребёнком, но уже смог усвоить, насколько важны подобные награды для футболиста. А поскольку мне хотелось стать таким же великим, как Ривалдо, я надеялся, что однажды и мне удастся завоевать такую награду. Когда же я узнал, что этого приза удостоился и Роналдо — я воспринял этот факт как ещё один подарок бога. Я надеялся когда-нибудь вписать своё имя в один ряд с этими величайшими футболистами. Посмотрите, сначала Ривалдо, затем Роналдо, Рональдиньо и теперь — я. Разве это не похоже на сказку?! Мне удалось всего добиться лишь благодаря богу, который дал мне этот дар. Ну и, конечно, сыграло свою роль то обстоятельство, что я играю в таком великом клубе, как "Милан".
— Вашими основными соперниками были Криштиану Роналду и Месси. Ожидали, что ваша победа получится такой впечатляющей?
— Не забывайте о Дидье Дрогба! Если бы "Челси" удалось выиграть важный турнир, то, не сомневаюсь, именно Дидье и стал бы победителем. Криштиану Роналду и Месси творят на поле фантастические вещи и забивают совершенно невероятные голы. Два выдающихся нападающих с огромным талантом. Они совсем не похожи на меня. Я стараюсь больше созидать, помогаю другим играть лучше, ну или, по крайней мере, пытаюсь делать это. В игре Роналду удачно сочетаются сила и талант, а Месси просто уникален. Нет никого, кто бы мог с ним сравниться. Его гол в ворота "Хетафе" — само совершенство. У Месси есть пример, на который ему следует равняться в спортивном плане. Это Марадона.
— Тогда почему победителем всё же стали вы, а не они?
— В годы, когда не проходит ни чемпионат мира, ни первенство Европы, особую роль играют успехи клуба, за который выступает тот или иной претендент на награду. Успехи в Лиге чемпионов — особенно. Различия между великими игроками весьма несущественны. Поэтому для моей победы определяющим стал успех клуба в Лиге. Журналисты, тренеры и сами футболисты всегда отмечают эти нюансы. Взгляните на список победителей за последние годы, и вы увидите, что почти всегда ими становились игроки команд, добивавшихся значительных побед. Благодаря этому успеху я немножко приблизился к тому, чтобы стать символом "Милана", и очень многие клубы стали проявлять заинтересованность в моих услугах. Таковы законы футбола.
— За кого вы отдали свой голос?
— За Криштиану Роналду. Месси, конечно, величайший игрок, но Роналду — прирождённый победитель. У него огромный талант, который уже помог "МЮ" завоевать несколько титулов. Месси же в этом году ничего не выиграл: в чемпионате Испании уступил "Реалу", не добился победы в Лиге чемпионов и проиграл сборной Бразилии в финале Копа Америка. Ему просто не везло. Ничего страшного, Месси ещё очень молод, и у него впереди много больших побед.
— Как считаете, придёт ли день, когда подобного титула удостоится вратарь?
— Не знаю. Но год назад Каннаваро доказал всем, что и защитники могут завоёвывать такие награды. Почему бы тогда этого же не сделать и вратарю?
— В Испании полагают, что такого трофея заслуживает Икер Касильяс…
— Безусловно, роль Касильяса в успехах "Реала" ничуть не меньше, чем, скажем, у Рауля или ван Нистелроя. Я думаю, что такие вратари, как Касильяс или Буффон, так же важны для команды, как и нападающие. И если Касильяс выиграет какой-то серьёзный турнир вместе со сборной, у него будут хорошие шансы на индивидуальную награду… Просто, когда он выигрывал Лигу чемпионов с Реалом, за "королевский клуб" выступали Фигу или Зидан...
— Вы уже подписали новый контракт?
— С кем?
— Как с кем? Конечно же, с "Миланом", разве нет?
— С "Миланом", с "Миланом"… Нет! Мне нравится здесь, но спешить незачем. Сейчас очень спокойное во всех отношениях время. И я просто не думаю о каких-либо иных перспективах, кроме "Милана".
— А если бы "Реал" захотел видеть вас в своих рядах и попросил бы оказать давление на Берлускони, с тем, чтобы он разрешил вам покинуть "Милан"?
— В этом не было бы никакого смысла. Я даже не думаю о том, чтобы оказывать какое-то давление, и о том, чтобы покинуть "Милан". Наоборот, моя цель — отработать контракт до конца и, если получится, подписать новый. Я уйду, только если руководство клуба само захочет этого. Если наступит такой момент и руководство так решит — нет проблем, но сам я никогда не буду давить на руководителей команды. Я счастлив в "Милане" и даже пальцем не пошевелю, чтобы покинуть клуб. Но будущее находится в руках Господа.
— Откуда же вы черпаете мотивацию выступать за "Милан" и далее, если с ним выиграли с ним уже всё, что только можно?
— Выиграть всё ещё раз, а потом — ещё. Ещё одну Лигу чемпионов, ещё одно "скудетто" и затем ещё одно. Попытаться приблизиться по числу выигранных титулов к Мальдини. Со сборной же хочется стать олимпийским чемпионом — вот ещё одна мотивация.
— Что ж, сейчас вы настроены продолжить карьеру именно в "Милане" гораздо более твёрдо, чем это было год назад…
— В прошлом году у меня были сомнения. Мы не знали, что будет дальше с командой, но победа в Лиге чемпионов всё изменила.
— Насколько сильны ваши религиозные убеждения?
— Они — движущая сила всей моей жизни. Мне нравится помогать людям. Все в "Милане" радуются моим успехам, потому что меня искренне радуют хорошие вещи, происходящие с другими.
— Что думаете о критике, которой подвергается в последние месяцы Роналдиньо?
— Роналдиньо сейчас переживает сложный период. Я с ним не живу, но знаю, что у него не всё ладно. Роналдиньо — лучший в мире, он в одиночку способен выигрывать матчи и всего лишь год назад весь мир преклонялся перед его игрой. Сейчас ситуация поменялась, и все критикуют его игру за "Барсу". И это после всего того, что он сделал для каталонского клуба! Каждому человеку иногда нужно остановиться, передохнуть, осмыслить происходящее с ним и на некоторое время перестать быть абсолютно уверенным в себе. А для того, чтобы постоянно оставаться на высоте и быть примером для подражания, останавливаться нельзя ни на секунду. Просто нет такой возможности, понимаете? Если же это происходит, то ты подводишь своих товарищей, которые первыми замечают неладное, и твоих болельщиков, которые тебе этого уже не простят. Понятно, что иногда складываются ситуации, в которых вести себя подобным образом очень сложно. Но жизнь и сама по себе — сложная штука. Особенно в футболе, где каждую неделю она преподносит тебе новый экзамен. Слово "вчера" в футболе ничего не значит.
— Вы предпочитаете, чтобы люди знали вас как хорошего футболиста или как хорошего человека?
— Невозможно быть хорошим футболистом, не будучи при этом хорошим человеком. Футбол несёт в себе много негатива. Настолько много, что может затмить им всё положительное. А спорт должен быть проводником в жизнь лишь для положительных ценностей. Вот на что надо обращать внимание, и вот на чём я настаиваю.
— Кажется, что порой болельщики в "кальчо" просто неадекватны в своих словах и поступках.
— Настолько, что реально становится страшно. Но проблема исходит не собственно от футбола. Проблемы жестокости должны решаться на правительственном уровне, так как они носят общесоциальный характер. Некоторые болельщики приходят на стадион лишь для того, чтобы выплеснуть разочарование от своей жизни. И футбол для них — способ облегчить душу. Я думаю, что существуют другие способы выразить своё недовольство. Обратиться к вере — одна из возможных дорог.
— Всё сказанное совсем не похоже на то, что значит футбол для вас…
— Для меня футбол — это праздник. Я убеждён, что будущее футбола заключается в том, чтобы привлекать на стадионы целые семьи. Сейчас же футбол в Италии — это реальная опасность. Он потерял репутацию, и люди просто боятся идти на стадионы. Погибают полицейские, болельщики… Из-за действий тиффози приходится останавливать матчи, как недавно произошло с нами в Бергамо. Все мы ходим дарить радость и праздник, а встречаемся со всё большими проблемами и разочарованиями. Необходимо каким-то образом повернуть ситуацию в нормальное русло.
— Вам больше нравится забивать голы или отдавать передачи, с которых забивают ваши товарищи?
— Мне нравится забивать голы, но моя задача в "Милане" заключается в том, чтобы раздавать передачи, с которых будут забивать другие, и я наслаждаюсь этим. Впрочем, ощущения от забитого мяча — это что-то непередаваемое.
— Вам больше импонирует схема с одним или с двумя нападающими?
— Я всегда предпочитал играть в центре поля, под двумя нападающими. В "Милане" тренер зачастую использует меня впереди. Да, по натуре я — полузащитник, но и из необходимости играть впереди я начал извлекать выгоду. Прежде всего потому, что у меня есть определённая свобода действий. Хотя мне больше нравится действовать из глубины, причём не важно, с левого края или же с правого.
— Вы не всегда играете на своей любимой позиции…
— Я понимаю нужды команды. Травмы и иные причины порой обязывают играть там, где это необходимо. Да, это не моя любимая позиция, но я с большим удовольствием буду играть и на ней.
— В таком случае, быть может, мы всё же откроем двери для других команд?
— Только для "Милана".
— "Реал", "Барселона", "Челси"…
— Я никогда не скрывал своего желания поиграть в Англии и Испании и внимательно слежу за чемпионатами этих двух стран. Было бы интересно поиграть в Премьер-Лиге. В Англии стадионы всегда полные и на них царит фантастическая атмосфера. В Испании же играют в тот футбол, который мне нравится — более техничный, более атакующий, чем в других странах.
— Вы бы и ещё раз отклонили предложение в ? 10 млн в год, которое сделало бы вас самым высокооплачиваемым футболистом в мире?
— Я не знаю, сколько получают другие. Вы знаете? Сейчас я не более счастлив, чем был тогда, когда мне платили гораздо меньше. Мои интересы совсем в другом: выиграть Межконтинентальный кубок, "скудетто", ещё раз испытать необычайные чувства от победы в Суперкубке Европы… Я хочу остаться в истории великим футболистом. А это зависит от достижений, а не от денег.
— Кто, на ваш взгляд, является лучшим игроком в истории футбола?
— Пеле я видел только на видеозаписях, но его заслуги говорят сами за себя. То же можно сказать и о Гарринче. После них была великая команда образца 1982 года с Фалькао, Сократесом и Зико. А затем пришёл черед Ромарио, который был просто феноменален. Очень обидно, что он так и не получил "Золотого мяча". Обидно и странно.
— Сможет ли Роналдо стать тем, кем он был раньше?
— Я надеюсь, что он вернётся уже очень скоро и, самое главное, что он сможет сыграть шесть-семь матчей подряд. Это как раз то, чего ему сейчас не хватает. Роналдо всё ещё является величайшим игроком, и я сделаю всё возможное, чтобы он снова стал собою прежним.