0
January 14, 2025 00:40:43
Ru En Ua Select theme Select window style Print preview
0
Юрий СЕМИН: "Киевское "Динамо", конечно, подарок, но подарок сложный" - Face 2 Face Betting
January 11 2008

Юрий СЕМИН: "Киевское "Динамо", конечно, подарок, но подарок сложный"

        Юрий Семин известен российскому болельщику прежде всего работой с московским "Локомотивом". Хотя были в его карьере и московское "Динамо", и "Кубань", и даже сборная Новой Зеландии, в которой Семин работал консультантом. Ему довелось руководить и российской сборной. В минувшем году Семин снова сменил не только команду, но и страну. Последний сезон в Москве он провел в статусе президента "Локо". После ухода из московского клуба Семин получил приглашение от киевского "Динамо", которое с радостью принял.
       О ситуации в "Локомотиве", перспективах в "Динамо" и о многом другом Юрий Семин рассказал Александру Шмурнову и Алексею Андронову.


       - Давайте начнем с оценки ушедшего года. Каким он был для вас?
       - Наверное, не самым лучшим годом в спортивном, футбольном смысле. Неудачное выступление в чемпионате, в еврокубках. Начинается новый год, мне самому нужно проанализировать, что не получилось в прошлом, что было хорошо, что плохо, и продолжать дальше работать.
       - Вы стали главным тренером киевского "Динамо". Как утверждает президент этого клуба Игорь Суркис, он еще год назад говорил вам, что должность президента "Локомотива" не для вас, ваше дело - тренерская работа. Что вы думаете по поводу такого взгляда на вашу карьеру?
       - Категорично нельзя говорить, что я занимал не свою должность. Мой пример не единственный, когда президентом клуба становится или бывший тренер, или бывший игрок, имеющий огромный авторитет. И в Европе, и у нас такие примеры есть, и люди прекрасно работают. В "Локомотиве" президент, к сожалению, не является главным лицом клуба из-за специфической структуры. Главный человек - председатель совета директоров, а остальные - его помощники. Мне бы хотелось больше полномочий по той причине, что я хорошо знаю "Локомотив", знаю вообще, как развивается футбольный клуб, так как побывал не в одном крупном клубе европейского уровня. Поэтому знаний у меня было достаточно, но не было полномочий для их реализации. 
       - Вы сами нас выводите на вопрос о вашем тандеме с Анатолием Бышовцем. Что в этом тандеме получилось, что не получилось? И почему?
       - На эту тему очень много уже сказано и написано. Кажется, что в этом сезоне больше всего писали именно о "Локомотиве", хотя я почти не выступал. Мне кажется, что в лучшие годы, когда становились чемпионами, о нас столько не писали. Думаю, что началось все значительно раньше. "Локомотив" развивался как прогрессивный клуб. Неоднократно клуб становился чемпионом, ниже третьего места в чемпионате не опускался, участвовал в еврокубках, в том числе в Лиге чемпионов. Болельщиков из года в год становилось все больше и больше. Было время, когда "Локомотив" входил в число 12 лучших клубов Европы. В последние три года в развитии произошел крен, вы сами знаете в какую сторону. На мой взгляд, необоснованно большие полномочия имеет совет директоров, решающий всю кадровую и экономическую политику клуба. Результаты "Локомотива" с каждым годом все хуже и хуже. Болельщиков на стадион приходит из раза в раз все меньше. В Лигу чемпионов команда уже давно не попадает, а в этом году не попала и в Кубок УЕФА. Мне кажется, что настало время руководству посмотреть, в каком направлении двигаться дальше. Не согласен с желанием перечеркнуть, поломать все то хорошее, что было клубом приобретено за последние 10 лет, и начать строить заново. Наверное, все же проще продолжить перспективные начинания и сильные наработки. В команде необходимо постоянное обновление, усиление. Не надо забывать о тех менеджерах, которые работали хорошо в клубе и вывели его на высочайший уровень. Значит, их нужно было в "Локомотиве" оставить и дать продолжить свое дело, которым они занимались первоклассно. Но этого не произошло, и получилось то, что получилось. Думаю, на этом тему "Локомотива" нужно закончить и поговорить о новом.
       - Тема "Локомотива" всех интересует, не случайно в этом году она была самой актуальной в российском футболе. Почему же три года назад начался крен, ведь от добра добра не ищут?
       - На мой взгляд, нынешнее руководство клуба плохо разбирается в предмете. Существуют определенные темпы и этапы развития клуба. В конце концов, есть традиции клуба "Локомотив", о которых руководство должно знать и им следовать. "Локомотив" всегда был бесконфликтной, доброй командой. За это его полюбили болельщики. Всегда был прекрасный контакт: клуб - болельщики - игроки. На мой взгляд, самой главной потерей последних лет стала именно эта потеря связи команды и болельщиков. Руководители не должны забывать, что футбольный клуб существует для болельщиков, для зрителей. Уйдет президент, уйдет председатель совета директоров. Как говорил Бесков, футбол выбросит за борт. А болельщик останется. Но сейчас у команды болельщиков становится меньше.
       - В течение этого года вы размышляли, куда бы хотели пойти, чем бы хотели заняться?
       - Конечно, предложений я ждал, и они были. Но я решил остановиться на предложении Суркиса, хотя оно было самым, пожалуй, неожиданным для меня.
       - Интересно, как это произошло? Вам просто позвонил Суркис?
       - Я отдыхал в Карловых Варах и как раз размышлял о будущем. Понимал, что жизнь не кончилась. Потерял одну работу, надо начинать искать следующую. Для этого есть силы, энергия, а главное - интерес. Буквально в течение двух-трех дней после звонка я закончил отпуск, поехал на переговоры в Киев. Понял задачу, мне стало ясно, что во мне заинтересованы, меня ждут, и я предложение принял.
       - Получилось, что за месяц до Нового года Игорь Суркис выступил для вас Дедом Морозом.
       - Киевское "Динамо", конечно, подарок, но подарок сложный. У киевского "Динамо" огромные традиции великого клуба. Они многократно были чемпионами страны, и требования к ним огромные. От команды постоянно ждут побед. В последнее время были проблемы, и поэтому произошла смена тренера.
       - Вас считают тем тренером, который кропотливо и долго выстраивает команду, в дальнейшем приносящую результаты. Вы согласны с таким определением?
       - Да. Клуб, мною созданный, функционирует с другими людьми после моего ухода, футболисты прогрессируют, те молодые, которым я доверил лидирующие позиции в команде, доходят до национальной сборной, и я этим горжусь. Быстрого результата я не обещал и не обещаю. С московским "Динамо" было мало времени, да и организационных проблем было слишком много. В Киеве ситуация совсем другая. Здесь прекрасная инфраструктура, пять тренировочных полей на базе, большая группа игроков, которая "стучится" в основной состав. Я реально смотрю на ситуацию, понимаю, что здесь мне тоже никто не даст много времени. Моя задача состоит в том, чтобы увидеть молодых ребят, дать им проявиться и не ошибиться.
       - Вы готовы к спринтерской работе?
       - Я должен быть готов. Сейчас пересматриваю те моменты, которые не получились в московском "Динамо". Я бы не сказал, что в "Локомотиве" я занимался долгое время только строительством клуба. Мы практически каждый год что-то выигрывали. Наше строительство было общим делом, мы им занимались вместе с Филатовым (бывшим президентом), с Эштрековым, с администраторами. То есть получалось много спринтерских рывков на длинной дистанции. Посмотрите, так долго, как я в "Локомотиве", уже почти никто не работает. Разве что Фергюсон и Венгер. У меня получилось в общей сложности около 17 лет в одной команде.
       - Вы готовы к тому, что в киевском "Динамо" вам, возможно, придется, что называется, резать по живому?
       - Тренеру всегда приходится резать по живому, но я не сторонник того, чтобы было много живого мяса. Я за постепенную, поэтапную перестройку. В "Динамо" много хороших игроков, которые много сделали и еще сделают для команды, потому что реализовались не полностью. Мой принцип - бережно относиться к традициям клуба. Я понимаю, что до меня люди работали и приводили клуб к победам, так что надо очень бережно к людям относиться. Надеюсь, что мое отношение к работникам команды передастся им и наше взаимопонимание начнет выстраиваться уже с первых дней. Результат может быть только тогда, когда есть команда в полном смысле этого слова, когда есть взаимопонимание, единство, когда в команде играют ребята, выкладывающиеся в каждом матче. Посмотрите, какой великолепный состав был в "Локомотиве" в этом году, но ничего не получилось, потому что команда, даже состоящая из 11 великолепных футболистов, но лишенная единства, не способна побеждать.
       - Некоторое время назад встал вопрос об уходе из киевского "Динамо" Ващука, но после вашего назначения президент объявил, что Ващук попросил о переговорах с вами, и вопрос на неопределенное время отложен. Это пример того самого бережного отношения к людям?
       - Я разговаривал с Ващуком по телефону и собираюсь в скором времени с ним встретиться. Нам надо поговорить для того, чтобы я смог ему объяснить, как я вижу его роль в команде, и только после этого мы примем совместное решение с президентом и Ващуком. Разговаривать надо обязательно. Но руководство клуба по-своему право. Команда плохо выступила в Лиге чемпионов, нет результатов в чемпионате. Клуб вправе предъявить претензии игрокам, потому что так продолжаться не может. Президент вкладывает свои деньги в команду и имеет полное право диктовать свои условия и требовать их исполнения. Мне нужно подвести итог в киевском "Динамо" и начать все заново.
       - У клуба, как и у человека, есть свои этапы взросления. Когда вы почувствовали, что "Локомотив" повзрослел?
       - Когда произошла первая большая победа (я имею в виду выигрыш чемпионата). Мы четыре года к ряду шли за "Спартаком" вторыми, и необходим был прорыв и выход на первое место. Эта победа нужна была в первую очередь игрокам, чтобы у них появилась уверенность в собственных силах. 2002 год стал для команды счастливым. Не скажу, чтобы в тот год мы были сильнее ЦСКА. У нас была сильнее мотивация. Для нас второе место уже ничего не значило, нам нужно было только первое. Взросление, прорыв произошли только благодаря игрокам. С первого сбора, с января, начались серьезные нагрузки. Я счел необходимым увеличить объем нагрузок, и ребятам было очень тяжело, но все терпели. Коллектив у нас был очень дружный. В это время к нам пришел прекрасный игрок - Овчинников. Он очень сильная личность. В это же время в команде был Евсеев, Лоськов. Все эти сложности ребята прошли вместе. Они очень хотели выиграть. 
       - Вашей новой команде сейчас нужна какая-нибудь победа, эмоциональный всплеск, чтобы почувствовать уверенность. То есть уже с первых матчей вы будете нацелены на результат?
       - До конца чемпионата у нас остается всего 12 игр. Мы сегодня отстаем на пять очков от "Шахтера" и на четыре от "Днепра". Так что прорыв нужен каждую игру. Буду сам на это настраиваться и настраивать футболистов.
       - Если вспоминать прорыв "Локомотива" 2002 года и учитывать необходимость прорыва с новой командой, то становится понятно, что вам нужны лидеры. Где вы их будете искать? Овчинников сейчас с вами, но это уже не тот футболист, который мог сделать на поле невозможное. Уже присматриваете себе игроков, на которых вы сможете положиться?
       - Для того чтобы ответить на эти вопросы, мне надо провести первый сбор. Для меня лидер команды - тот, кто каждый матч становится лучшим, кто каждый матч приносит результат, кто ведет команду. Мало быть лидером по жизни, надо проявить себя и на поле. Желательно, чтобы лидер был не один, а два или три в каждой линии.
       - Овчинников представлен как помощник тренера, в этом качестве он выступает впервые.
       - Каждый человек должен с чего-то начинать. Я тоже, закончив школу тренеров, был совсем еще молодым. Когда я пришел в команду, меня никто не знал. Овчинников прекрасно себя проявил в футболе, сильный духом человек. Он обязательно станет хорошим тренером, если захочет.
       - В киевском "Динамо" все пытались следовать традициям, заложенным еще Валерием Лобановским, но ни у кого еще не получилось добиться в этом успеха. Как вы будете для себя решать этот вопрос?
       - При первом разговоре с Игорем Суркисом я сказал, что проводить тренировку, как Лобановский, я не смогу и никто не сможет. Для этого надо быть самим Лобановским. У него были свои секреты, свои нюансы, к нему футболисты относились как к богу. Я смогу работать с командой только так, как я считаю нужным. Только так, как я умею. На этом мы и договорились. Я не считаю нужным подражать Лобановскому, уже сменилось несколько поколений игроков и специалистов после него в команде. Но считаю, что учитывать его наследие необходимо, потому что он - великий тренер. К нему приезжали тренеры со всей Европы учиться, и многие из них до сих пор работают. Например, Липпи и другие итальянцы. Мы у него тоже учились.
       - Вы бывали на его тренировках?
       - Да, неоднократно. Я приезжал на его тренировки в тот период, когда он руководил национальной сборной, и тогда, когда стал тренером в киевском "Динамо". Так, как он проводил занятия, провести их мог только он, я в этом уверен.
       - Вернемся к составу киевского "Динамо". Многие говорят о том, что команда перенасыщена легионерами и многие из них даже не знают, в какой клуб они попали, они закрывают дорогу молодым, занимая их места в составе, и так далее. Как вы оцениваете всю эту ситуацию и как собираетесь ее решать?
       - Я считаю, что это проблема не только киевского "Динамо". Кто-то с ней справляется лучше, кто-то хуже. Мое личное мнение: необходим лимит на иностранцев, шесть-семь человек, этого достаточно. Когда же их 16 или 18, то у них возникают серьезные проблемы с игровой формой. Они не имеют достаточной мотивации, чтобы, играя в дубле или сидя в резерве, сохранять свои игровые качества; зачастую они быстро деградируют. Я согласен с президентом, что необходимо в ближайшее время разобраться, кто нам нужен, а кто нет. Думаю, что эта работа проводится и в интересах самих игроков. Ведь ужасно обидно просидеть в резерве лучшие свои годы. Здесь надо ребятам помочь найти клуб, в котором они будут нужны.
       - Ваше противостояние с Газзаевым было основной темой в начале 2000-х годов, и теперь оно может выйти на новый уровень.
       - Хотелось бы нового уровня и новой силы в отношениях. Начнем мы с товарищеских матчей. С Валерием всегда интересно играть. Во-первых, это очень эмоциональные матчи; во-вторых, у него всегда масса сюрпризов для соперника; в-третьих, ЦСКА очень сильный соперник, и нам такой спарринг на старте нужен.
       - О ваши дружеских отношениях хорошо известно. Трудно ли быть другом многолетнего соперника в борьбе за чемпионство?
       - Самое главное в наших отношениях на поле - что мы никогда не выходили за рамки дозволенного, представляя интересы своих клубов. В этом наш секрет, и поэтому мы до сих пор дружим и радуемся успехам друг друга. Часто помогаем, когда случаются неудачи. Заходим в гости, можем выпить по рюмке.
       - Как вы обычно встречаете Новый год, с кем, в какой обстановке? Может быть, у вас есть какие-то традиции?
       - Всегда дома с семьей. В нашей компании друзей есть один праздник до Нового года. Мы встречаемся 28 или 29 декабря. Во главе стола - актер Валерий Баринов, давний поклонник "Локомотива". На протяжении последних лет семи он рассказывает один и тот же анекдот со всевозможными вариациями, но рассказывает его только раз в году, в этот день, и целый год мы ждем, что же будет на этот раз.
© Voon Development Team 2000 - 2025 Contact us: info@voon.ru