Древнегреческие философы говорили: “Нельзя войти в одну реку дважды”. Но Николай Писарев опроверг это знаменитое изречение. Ему удавалось это сделать не дважды, а даже больше, возвращаясь в “Спартак”. Писареву удалось многое, чего не сумели сделать другие и более именитые футболисты. Например, уехать в конце восьмидесятых в Европу, хотя это позволялось лишь тем, кто достиг двадцати восьми лет. Он поиграл в разных командах, но вновь и вновь возвращался в “Спартак”. В возрасте Христа Писарев повесил бутсы на гвоздь. Сейчас он главный тренер сборной России по пляжному футболу. Причем не без успеха – вспомним, какой фурор произвела под его руководством наша национальная команда на Кубке России во Дворце спорта в Лужниках, когда она заняла почетное второе место и переиграла в полуфинале экс-чемпионов мира и почти бессменных обладателей Кубка Европы – португальцев. А еще Николай комментирует матчи на первом канале телевидения.
Слышим имя и фамилию: Николай Писарев. И наши первые ассоциации: вспоминаем его знаменитый гол в “девятку” в ворота Оливера Канна в мюнхенской “Баварии” в групповом турнире Лиге чемпионов в 1994 году с московским “Спартаком”. Да, мало кто помнит, что Писарев играл в других командах – по общему мнению, он настоящий что ни на есть “спартаковец”! Спросите у спартаковского болельщика: “В каких командах играл Писарев?”. В ответ услышите: “Только в “Спартаке”. И поэтому, начиная разговор с Николаем, я не мог обойти животрепещущую тему.
- Почему, на твой взгляд, неважны дела сейчас в “Спартаке”?
- Считаю, что корни проблемы были не в Старкове. Просто в команде не была выстроена работа. В клубе не была отлажена система. И в результате этого получилась история с отставкой тренера. Можно было спрогнозировать, что такое может произойти. Скажу так: такая ситуация невозможна в ЦСКА. Потому что Евгений Гинер - топ-менеджер нашего отечественного футбола - в настоящее время номер один в России. Лучше его нет. Он сделал четкую систему и навел в клубе порядок. А у “красно-белых” этого нет. Есть Федун, но он не нашел высококлассного футбольного специалиста-менеджера, такого, как Гинер. И результат налицо. Причем такие же проблемы не только в “Спартаке”. Почти то же самое и в “Динамо”, и в “Локомотиве”.
- А разве во времена дуэта Филатов - Семин не была налажена работа?
- Да, согласен, на тот момент и в тех условиях Филатов был номер два в нашем российском футболе. Знаешь, что нужно иметь в клубе для достижения высокого результата? Первое – четкую систему, которая работает как часы. Затем - исполнителей высокого уровня, я не сказал “набор звезд”, и а именно футболистов, способных решать поставленные задачи. С профессиональными взглядами на игру. И третье – тренера высокой классификации. И именно в такой последовательности. Если один из этих пунктов хромает, то и результата не достичь. Это очень хорошо понимает Гинер, и не просто понимает - у него есть способности, даже талант все выстроить и наладить четкую работу.
- Хорошо, а в пляжном футболе работа выстроена? Ты возглавил сборную страны по этому виду спорта. И еще ты, кстати, вице-президент Федерации пляжного футбола России, или сокращенно ФПФР. Что ты по этому поводу можешь сказать?
- Раз я работаю в Федерации пляжного футбола, то как работа не может быть выстроена? Ну, это шутка. Скажу так: вся система и работа только начинают выстраиваться. Ведь пляжный футбол в нашей стране - это совершенно новый вид спорта. Ведь всероссийская федерация была создана меньше чем год назад. Вдумайся в эти слова. В Москве в начале июля прошлого года прошло открытие Кубка Москвы, который стал отборочным стартом к финалу чемпионата России. А затем была срочно созвана сборная страны, и она приняла участие в чемпионате Европы.
Несколько месяцев спустя мы сумели переиграть одних из лидеров мирового пляжного футбола – португальцев. Сколько событий произошло меньше чем за десять месяцев! У какого еще вида спорта есть такая стремительная история?! Пляжному футболу и с руководителями повезло.
Возглавляет ФПФР Владимир Александрович Шамахов – первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета России. Среди друзей пляжного футбола надо назвать члена Международного олимпийского комитета и члена попечительского совета beach-soccer Шамиля Анвяровича Тарпищева. Очень активен первый вице-президент ФПФР Сергей Анохин. Если бы не он, не его активное участие и материальная помощь, не был бы в прошлом году проведен чемпионат России. Хочу отметить еще одного человека – Александра Алаева. Он – генеральный директор федерации. И, кстати, Саша - действующий футболист, он в сборную России входит. И именно Алаев открыл счет голам нашей сборной.
- Ты в настоящее время тренер сборной. Не считаешь, что может закончиться кредит доверия и тебе укажут на дверь?
- Это может быть с любым тренером и в любой команде. От этого не застрахован никто. Но я не цепляюсь за место в сборной. Если кто-то придет, кто сможет быть лучше, то я ему уступлю свое место. Ведь я прекрасно понимаю, что если не будет результата, то никто меня держать не будет.
- Какой нужен результат от Николая Писарева?
- Выиграть в Рио-де-Жанейро чемпионат мира - переиграть бразильцев в финале. Это, конечно, практически невозможно. Но очень этого хотелось бы. Собственно, ради этого я и работаю.
- Тебя не очень тревожит, что наставник сборной - обычно тренер без игровой практики?
- Очень и очень тревожит. Есть, правда, несколько “но”. Первое: в пляжном футболе сезон сборных довольно насыщенный, и сборная может довольно часто играть, если мы сумеем на первом этапе чемпионата Европы сыграть удачно. Я не собираюсь останавливаться только на пляжном футболе. Постараюсь провести широкую селекцию, посмотреть, кого можно привлечь из мини-футбола, и даже и классического. Ведь накануне Кубка Европы у нас встала проблема, кто будет защищать ворота нашей сборной. И мы сумели пригласить Андрея Бухлицкого из большого футбола. И он сыграл на “отлично”.
- Собираешься ли ты приглашать именитых футболистов в сборную? И не будет ли это в ущерб качеству игры? Может ли быть такой момент, что за бортом команды останутся нужные игроки и вместо них на площадку будут выходить футболисты с громкими именами?
- Во-первых, я согласен, что именитых игроков необходимо приглашать. Но нужно найти правильные пропорции. Все цивилизованные страны начинали именно с этого. Так было в Испании, Италии, Португалии, Франции. Итальянец Массимо Агостини, испанцы Хулио Салинос и Рафаэль Надаль или Эрнани из португальской “Бенфики”. Все эти звезды классического футбола внесли вклад в развитие пляжного футбола. И обязательно надо сказать о французе Эрике Кантоне. Он вообще стал лицом этого молодого вида спорта. Пожалуй, исключение все-таки Бразилия. Там - наоборот, в большой футбол идет подпитка от beach-soccer. Но прошел не один год, прежде чем в пляжном футболе появились свои звезды, такие, как португальцы Алан и Маджер, испанец Амарелль. Собираюсь ли я привлекать в сборную известных футболистов? А разве не сильный толчок развитию пляжного футбола в России дало то, что в нашей сборной играли Карпин, Мостовой, Попов?
- Есть ли смысл начать строить в нашей стране крытые манежи для beach-soccer?
- Уверен, что без этого мы не сумеем быстро прогрессировать. Тем более что Международная федерация пляжного футбола, или сокращенно BSWW, решила проводить ежегодно зимние Кубки Европы, и в первые три года они пройдут в Москве. Вспомним, кто победил в декабре на турнире. Швейцарцы! Они в октябре построили первый в мире крытый тренировочный манеж, точнее даже просто ангар сделали. И в этом ангаре они готовились к московскому турниру. Они, по-моему, шесть недель тренировались. И результат налицо - победили. И был виден очень большой прогресс в их игре. Почему бы нам в стране с далеко не жарким климатом не построить у себя зимой кусочек лета? Если такие залы мы не построим, то обязательно отстанем в развитии пляжного футбола. А этот вид спорта очень быстро прогрессирует и, уверен, его ждет большое будущее.
- Николай, а с чего все начиналось?
- В детстве я жил рядом с метро “Спортивная”, недалеко от “Лужников”. Каждый раз, когда на знаменитой арене проводился футбольный матч, каждая удачная атака сопровождалась ревом трибун. Иногда казалось, что, когда забивают гол, стены в квартире начинают ходить ходуном. В общем, уже в детстве я жил футболом, гонял, как и все во дворе, мяч.
- За кого болел в детстве? За “Спартак”?
- А вот и не угадал. За “Торпедо”. Это была изящная, техничная команда. В ней блистали Воронин, Стрельцов. По-моему, все в моем дворе болели за автозаводцев. Тогда я даже и не думал о “Спартаке”. Мечтал поиграть в “Торпедо”. И вот однажды мой отец прочитал объявление о том, что в торпедовскую школу набирают мальчиков. И сказал: “Давай, иди! Может быть, примут”. По-моему, это было в 1980 году, я родился в 1968-м, и мне было тогда только двенадцать.
- Отец повез?
- Нет, поехал сам на метро на Восточную улицу, где располагался стадион «Торпедо». Мы сыграли два раза на площадке 40х40 м. Играли на асфальте по двадцать минут тайм. По-моему, мне мяч один раз только попал. Но мне сказали, что я могу прийти на следующий день. Очень обрадовался. И вот на следующий день мы уже сыграли на большом поле, и одиннадцать на одиннадцать. Тренеры посмотрели и пригласили меня играть. Не сразу я стал играть в нападении. Вначале меня определи в защиту. Так я выступал довольно долго.
- Слышал, что ты еще в детстве познакомился с нынешним президентом «Локомотива» - Филатовым. Это так?
- Да. Моим первым тренером был Николай Николаевич Синяков. Это был в наше время едва ли не самый лучший детский наставник. Прошел чуть ли не всю войну, фронтовик, орденоносец. Он очень бережно относился к молодым футболистам и всегда способствовал раскрытию молодых талантов. В пятнадцать лет меня пригласили в сборную Москвы. Потом жизнь меня свела с Валерием Николаевичем Филатовым. Он был наставником дублеров «Торпедо». Он пришел в нашу школу, и когда был выпуск, его подопечные сыграли с нами. Так вскоре я сам попал в дубль. Тогда-то с помощью Филатова я подписал свой первый спортивный договор. Я довольно быстро прогрессировал. И меня пригласили в сборную страны, тогда сборную СССР. И только в этот момент меня перевели в атаку.
- В восемнадцать лет дебютировал в основном составе команды?
- Да, именно так - когда мне было восемнадцать, знаменитый торпедовец, футболист, а затем тренер Валентин Козьмич Иванов, стал ставить меня в основной состав. Сейчас я точно не помню, но, кажется, первая моя игра в первой команде «Торпедо» была против динамовцев из Тбилиси. Три года подряд с 1986-го по 1989 год я играл в торпедовской команде. А затем у меня появилась возможность поехать в Швейцарию. Тогда это было очень тяжело сделать, не отпускали спортсменов, которым не исполнилось двадцати восьми лет. Но мне все же удалось. И в 1990 году сумел добиться, чтобы меня отпустили за рубеж. Так два года я отыграл в Швейцарии, в команде «Винтертур», она базировалась в пригороде Цюриха.
- Как попал в «Спартак»?
- В 1992 году зимой в Швейцарию приехал «Спартак». И во время традиционного зимнего турнира в зале я разговорился с Олегом Павловичем Романцевым и принял его предложение переехать в Москву. В то время это была звездная команда. Да почти вся сборная страны в те годы играла в форме «красно-белых». И вот в 1992, в 1993, в 1994 и в 1995 годах выступал за «Спартак» и становился чемпионом России.
- Какое чемпионство запомнилось больше всего?
- Ну, наверное, первое, в 1992 году. Но все золотые награды мне дороги – ведь твоя команда выигрывает звание сильнейшей в стране. Да, еще запомнились игры в Лиге чемпионов. В те годы «Спартак» выигрывал звание сильнейшей команды страны, год за годом представлял нашу страну в самом сильном европейском турнире.
- Николай, один из самых запоминающихся голов ты забил в Лиге чемпионов в матче против мюнхенской «Баварии», попав точно в «девятку». Этот гол - случайность или четко спланированный удар?
- Если какой-нибудь футболист скажет после матча, что я филигранно рассчитал, что мой мяч полетит по такой-то траектории, я ему не поверю. Но, с другой стороны, гол – не случайность. Каждый забитый мяч – это упорные тренировки, это пот, кровь и иногда даже слезы, это работа, работа и еще раз работа. Это километры кроссов, бесчисленное количество часов на тренажерах. Без этого труда не забить гол не то что в девятку, даже закатить мяч не удастся. Да, в тот раз все совпало, и форма, и везение, и удар. Но повторяю, за внешней легкостью и красотой скрываются долгие часы работы, и работы очень тяжелой. И если все совпадает, то получается такой маленький шедевр. Хотя каждый гол - это своего рода шедевр, настоящее чудо.
- Разве не бывает легких голов?
- Может быть, они кажутся легкими, но на самом деле они выстраданы.
- Тебе было почти 33, когда ты ушел из футбола. Тяжело было расставаться с большим спортом?
- Надо выступать, пока от большого спорта, от футбола выделяется адреналин, когда получаешь удовольствие и можешь в следующий раз сделать что-то лучше, чем раньше. Если этого нет, то надо задумываться о том, стоит ли продолжать или есть смысл заканчивать. Всему когда-то приходит конец, и надо завершать процесс. В данном случае - процесс игры. Можно, конечно, и играть, как бы по накатанному, но это не принесет удовлетворения ни тебе, ни поклонникам. Когда я заканчивал играть, мне казалось, что пришло время, я устал, чуть-чуть болели ноги. Позднее меня посещали мысли, что я бы мог еще выступать, что в тот момент мог бы продолжить свою жизнь на футбольном поле в качестве игрока. Но я не нашел в себе спортивного стимула – ведь выигранных званий чемпионов России у меня было несколько. Хотя мне грех жаловаться. Я прожил, мне кажется, яркую жизнь на футбольном поле, моя карьера продолжалась довольно долго. Причем я не обладал какими-то суперданными. У меня не было ничего сверхъестественного.
- Что ты считаешь суперданными?
- У кого-то есть высочайшая стартовая скорость, у кого-то от природы очень сильно выражены технические задатки... У меня ни того, ни другого не было.
- Еще одна наболевшая тема. В сборную России недавно пригласили тренера – иностранца Гуса Хиддинка. Твое отношение к наставникам из-за рубежа.
- В последнее время понятие иностранец в футболе постепенно стирается. Сейчас идет процесс интеграции в мировом футболе. Если раньше было нонсенсом, чтобы футболистами руководил человек, приглашенный из-за рубежа, то сейчас это само собой разумеющееся. Даже на родине футбола, в Англии, к этому отнеслись совсем не так, как раньше. И ныне наставник сборной Англии – не англичанин, а швед Эрикссон. Да, именитый, но все же иностранец. И теперь в командах очень часто можно увидеть иностранцев. Несмотря на то что у этих людей совсем другой менталитет, иные обычаи, иностранные тренеры приводят к победам своих подопечных. За примерами ходить далеко не надо. Сборную Греции возглавил немец, сборную Кореи – голландец. И так далее. Примеров можно привести предостаточно. В Турции вообще пригласили очень много специалистов из Германии. Был момент, когда в командах страны чуть ли не каждый третий тренер был немцем. И эти люди подняли уровень турецкого футбола на международной арене. Вспомним, что стамбульский «Галатасарай» завоевал Кубок УЕФА, а затем в тот же год стал и обладателем Суперкубка Европы. К чему я это говорю – нельзя замыкаться в себе. Да, у нас в СССР была великолепная тренерская школа: Бесков, Лобановский, Качалин, можно вспомнить и Аркадьева. И еще многих других. Но время неумолимо течет вперед. И мы не должны остановиться. Считаю, что это вообще надуманная проблема. Тренер-иностранец – что в этом особенного? Самое главное – чтобы этот специалист был профессионалом.
- А в пляжный футбол нужно приглашать иностранных тренеров?
- Да, и еще раз да. Это уже доказали наши консультанты, с которыми мы работали. К чемпионату Европы нам помогал готовиться специалист из Бразилии, а на Кубке Европы консультировал испанский тренер.
Наша справка
Николай Писарев. Родился 23 ноября 1968 года в Москве. Гражданство: Россия. Рост 180 см. Вес 79 кг. Амплуа: нападающий. Воспитанник футбольной школы “Торпедо” (Москва). Выступал за команды: 1986-1989 гг. (по август включительно) – “Торпедо” (Москва); сезоны1990/91 и 1991/92 гг. - “Винтертур” (Швейцария); 1992 – 1995 гг. – “Спартак” (Москва); сезон 1995/96 гг. – “Мерида” (Испания); сезон1996/97 – “Санкт-Паули” (Гамбург, Германия); 1998 г. – “Спартак” (Москва); 1999 г. – “Динамо” (Москва); 2000 г. – “Спартак” (Москва). В чемпионатах СССР провел 39 матчей и забил 2 гола. Третий призер чемпионата СССР 1988 г. Чемпион России 1992, 1993, 1994, 1998 и 2000 гг. Обладатель Кубка России 1994 и 1998 гг. Победитель молодежного чемпионата Европы 1990 г. Был в списках «33 лучших» - № 1 (1993 г.), № 3 (1994 г.). В настоящее время главный тренер сборной России по пляжному футболу.