Завтра я сам себя не взял бы в команду
- Завершающийся сезон получился особенно неудачным для Вас. Чем это можно объяснить? - - Я получил серьезную травму, из-за этого мог потерять все. Но я успел восстановиться и буду в хорошем состоянии на чемпионате мира, который является высочайшей и, возможно, последней целью в моей карьере.
- Если бы чемпионат мира начинался сегодня, Луис Арагонес вряд ли включил бы Вас в свою команду…
- Думаю, это вполне логично. Я бы сам себя не взял завтра в команду! Но до чемпионата мира еще есть время, и я буду много работать, чтобы вернуться к привычному игровому ритму. Все это обычные вещи для процесса восстановления.
- Вернемся, однако, к первому вопросу. Под «неудачным сезоном» я имел в виду не только Вашу травму, но и неудачный период для всего «Реала»…
- Действительно, мы переживаем не лучшие времена. Уже три сезона мы не можем ничего выиграть, а это слишком много для такого великого клуба. Многие уверены, что это происходит из-за кризиса в управленческом аппарате. Мне еще не приходилось переживать подобное, но если вы думаете, что трудности слишком серьезные, то скажу, что все не так страшно. Мы идем на втором месте в чемпионате, обеспечили себе прямое попадание в следующую Лигу Чемпионов, два предыдущих сезона мы завершали на третьем месте и должны были играть один предварительный раунд в Лиге. Как обычно, люди видят то, что хотят видеть. Но в любом случае, это не значит, что я хочу уйти от ответа. Признаю, что мы во многих матчах играли не ахти, но нужно учитывать, что в клубе происходили большие изменения, да и психологически тяжело все время быть в напряжении.
- Вы знаете о том, что многие считают, что в «Реале» собралось слишком много именитых футболистов и из-за этого команда разбалансирована?
- Вполне возможно, но я не тот человек, который принимает решения в кадровой политике. Для этого есть спортивный директор.
- Есть ли? Говорят, что Бенито Флоро, Арриго Сакки, Эмилио Бутрагеньо уйдут. Кто будет управлять клубом?
- Я могу вам ответить только то, что мне нужно восстановиться после травмы и набрать форму к чемпионату мира, а не думать о других вещах.
- Но Вы не будете отрицать, что скучаете по временам «единой раздевалки», когда там были Санчис, Йерро, Редондо, Морьентес…
- Я мог бы скучать, но тогда и сейчас — разные времена, разные проекты. Я встречаюсь со многими бывшими игроками, мы дружим, но жизнь продолжается, и мне нужно пытаться проявить себя как можно лучше, в том числе и в раздевалке.
- Со стороны создается впечатление, что Вы пытаетесь объединить команду, у игроков которой нет ничего общего. Лучшая иллюстрация этому — реакция Роналдо на критику. Какой был повод для его публичного обвинения?
- Я сказал, что слова Роналдо накануне матча с «Арсеналом» о том, что он несчастлив, предопределили наш вылет из Лиги Чемпионов. Я не говорю, что мы проиграли из-за него, но атмосфера в команде была не такой, как мы надеялись. Однако, несмотря на все это, я думаю, что Роналдо — превосходный игрок. В тот момент он просто потерял контроль над собой. Произошло то, чего не должно было случиться, и нам сейчас важно попытаться завершить сезон как можно лучше.
- Кстати, с тех пор, как Роналдо появился в «Реале», Вы потеряли возможность забивать так же много, как раньше…
- Это действительно так, но я могу быть полезен и на другой позиции. На протяжении нескольких сезонов я действую ближе к центру поля, поскольку в команде много форвардов.
- А как Вы прокомментируете слухи о том, что Вам гарантировано место в основном составе?
- Никто не делает мне подарков. Если я играю — значит, у меня есть прогресс, значит, я этого заслуживаю. Люди любят меня, потому что знают, что я могу им предложить — вот и все.
- «Барселона» сейчас кажется недосягаемой…
- Необходимо признать, что они играют в привлекательный футбол. Это правда, и в этом нет ничего зазорного. Было время нашей гегемонии, а сейчас у них хорошая команда, очень сильная, с классными игроками. Думаю, они заслуживают того места, на котором находятся.
- Что должен изменить «Реал», чтобы снова быть на вершине?
- Думаю, что больше, чем просто продолжать гнуть свою линию. Это должно подкрепляться каждым действием руководства, без шараханий из стороны в сторону. Клубная политика должна строиться с учетом реалий дня сегодняншнего.
Матч с Украиной покажет наши возможности
- Что покажет сборная Испании на чемпионате мира? Вы пройдете этот роковой четвертьфинал?
- Уверен, что у нас достаточно хороших игроков для свершения больших дел. Но в определенный момент все зависит от соперника, с которым нам предстоит встретиться, к тому же нам мешает некий фатализм со стороны представителей СМИ. Перед соревнованием всегда кажется, что мы — лучшие в мире, а когда не удается победить, это становится всеобщей трагедией. Думаю, не стоит бросаться из крайности в крайность. Мы понимаем, что мы не хуже других, а что касается зрелищности игры и обращения с мячом — мы одна из лучших в мире команд. Важно не терять концентрацию, настроить самих себя на то, что все возможно, что мы никому не уступаем.
- Как Вы оцениваете группу, в которой оказались?
- Думаю, ее можно пройти. Очевидно, что две команды априори сильнее — Испания и Украина — но это нужно еще доказать на футбольном поле. Саудовская Аравия в 1994 году уже выходила из группы, а Тунис располагает хорошими игроками с большим опытом.
- Какой Вы видите судьбу сборной Украины?
- В этой команде есть высококлассные игроки. Мы играли с ними, и это были очень тяжелые матчи. Не буду в очередной раз говорить о мастерстве Шевченко, Реброва и многих других игроков этой команды. Думаю, матч с Украиной покажет наши реальные возможности на чемпионате мира.
- Почему, имея один из сильнейших внутренних чемпионатов в мире, сборная Испании никак не выйдет на лидирующие позиции?
- Все заключается в менталитете. Испания — страна, где национальный чемпионат или Лига Чемпионов ценится больше, чем турниры, в которых участвуют сборные. Клубы важнее, потому что именно от них исходит наибольшая выгода. И, конечно, в клубах много иностранных футболистов, что влечет за собой кризис в сборной.
- Как можно изменить эту ситуацию?
- Это нелегко, ведь во все времена были легионеры, которые повышают уровень местного чемпионата. Повторюсь, все дело в менталитете, а принимая во внимание конкурентоспособность чемпионата, другого пути нет. Я завидую итальянцам, аргентинцам, бразильцам, потому что люди в этих странах ходят по улицам в футболках своих сборных. В Испании носят клубные цвета, у нас нет фанов национальной команды.
- А есть ли у испанской сборной свой стиль игры?
- Нужно найти систему игры, потому что в прошлом мы не преуспели с идеей «ярости». Нам следует больше играть в футбол и меньше думать о ярости, поскольку это приносит много неудобств и не дает возможности думать о стиле. Мы умеем хорошо контролировать мяч внизу, у нас есть другие отличительные характеристики, и мы должны играть в своем ритме.
- После «Дела Босмана» многие испанские игроки оказались за границей…
- Да, и это также способствует повышению нашего уровня. Испанцев стали больше уважать, особенно в Англии. Мне кажется, мы сейчас находимся в гораздо лучшем состоянии, чем раньше. С 1978 года Испания постоянно участвует в чемпионатах мира, и это неслучайно.
- Ваше мнение о Луисе Арагонесе как тренере?
- Нам не следует обсуждать его сейчас. Он много знает, он работал во многих командах, имеет огромный опыт и обладает способностью мотивировать команду.
- Когда Вы планируете сами себя увидеть чемпионом?
- Я всегда пытаюсь этого добиться. Играю с уверенностью, что в каждом матче можно победить, что нет ничего невозможного, и отчасти благодаря такому настрою я сделал хорошую карьеру.
- Давайте представим, что в четвертьфинале Вы попадаете на Бразилию…
- Будет очень тяжело. Они лучшие в мире, но за 90 минут всякое может случиться, и если вы думаете иначе, лучше остаться дома. Я выхожу на поле, потому что уверен, что могу выиграть.