Прошлым летом о побеге бразильца Матузалема из золотой донецкой "клетки" не судачил в Украине только ленивый или бесконечно далёкий от футбола обыватель. Ситуация и правда сложилась нештатная. А для постсоветской территории и вовсе беспрецедентная.
Имея на руках действующий контракт с "Шахтёром", и контракт, как утверждают, в финансовом аспекте просто-таки роскошный, лидер и капитан оранжево-чёрных огорошил, иного слова не подберёшь, щедрых работодателей заявлением о досрочном прекращении сотрудничества. Брякнул и тотчас от греха подальше схоронился на родине, доверив расхлёбывать заваренную кашу своему личному импресарио и, как несложно догадаться, одному из главных инициаторов скандального развода Филиппо Фуско.
Все попытки украинских менеджеров не то чтобы откровенно потолковать с бразильцем, но даже просто услышать в телефонной трубке его голос оказались тщетными. Франселино ушёл в подполье, а связь с внешним миром поддерживал исключительно через кучку доверенных лиц. Они-то и сформулировали главное и единственное требование своего клиента: отпустить игрока в Европу. Да поживее. Пока "Сарагоса", положившая глаз на главную звезду "Шахтёра", не передумала.
В Донецке от такой наглости обалдели. Мягко говоря. С клубом миллиардера Ахметова ещё никто не позволял себе дискутировать подобным тоном. Впрочем, и дискуссией-то это назвать сложно – уместнее говорить о банальном шантаже. Но шантаже, отдадим должное бразильским делягам, продуманном до мелочей.
Сторона футболиста, в отличие от своих оппонентов, прежде чем перейти к активным наступательным действиям, дотошно изучила нормативные акты ФИФА. А конкретно – 17-ю статью регламента, определяющую в числе прочего порядок и механизмы одностороннего разрыва игроком действующего контракта. Положение это в главном документе международной футбольной федерации появилось относительно недавно, но незнание закона, как известно, не освобождает от ответственности.
Юристы "Шахтёра", не придав особого значения данному параграфу или же просто не вникнув как следует в его суть, в конечном итоге поставили в неловкое положение не только себя, но и весь "генералитет" донбасского клуба. Который нисколько не сомневался в том, что карта мятежника Мату и его подельников в любом случае будет бита...
В действительности же козыри в этой хитроумной игре были на других – смуглых бразильских – руках. Поскольку, согласно опять-таки последней редакции регламента ФИФА, футболист имеет право на одностороннее расторжение контракта с клубом, если так называемый Защищённый Период его соглашения истёк. Для игроков до 28 лет этот срок составляет три года, после 28-ми – два.
Матузалем, которому 10 июня 2007 года исполнилось 27, подпадал под первую категорию, а стаж его работы в Донецке на момент демарша составлял ровно три сезона. Таким образом, формально Мату волен был идти на все четыре стороны. И он пошёл. В Испанию, где для него уже чуть ли не красная ковровая дорожка была расстелена перед сарагосским стадионом "Ла Ромареда".
Разумеется, "Шахтёру" при таких раскладах полагалась определённая, и отнюдь не копеечная, денежная компенсация – ведь контракт лучшего игрока украинской высшей лиги 2006/2007 с оранжево-чёрными истекал только через пару лет. Ситуация предполагала два варианта дальнейшего развития событий: либо клубы мирно договариваются о размере неустойки путём переговоров, либо отдают разрешение щекотливого вопроса на откуп ФИФА.
Найти консенсус переговорщикам с донецкой и арагонской стороны не удалось. Горняки настаивали на сумме в ? 25 млн, якобы прописанной в контракте некогда самого дорогого футболиста чемпионата Украины (трансфер Франселино из итальянской "Брешии" в 2004 году стоил Ринату Ахметову около $ 14 млн). Испанцы готовы были заплатить в три раза меньше. Или около того. А после получения Матузалемом разрешения на временный трансфер, по которому тот мог быть вполне легально заявлен за новый клуб, и вовсе прекратили торги. На всё воля ФИФА, рассудили в Сарагосе, и больше по этому поводу не заморачивались.
Ждать вердикта клерков международной федерации пришлось довольно долго. Во-первых, схема взаиморасчётов в подобных операциях пока ещё до конца не отлажена – историй, подобных матузалемовской, на рассмотрение ведомства Зеппа Блаттера выносились считанные единицы. Руку ещё не набили. Да и сам по себе алгоритм определения суммы компенсации весьма трудоёмок и многоступенчат.
Испанские СМИ, впрочем, ещё прошлым летом произвели свою собственную калькуляцию и пришли к выводу: больше, чем на ? 7 млн, "Шахтёру" рассчитывать не стоит. И – представьте себе! – попали в яблочко! Палата по разрешению споров ФИФА, только в феврале 2008-го завершившая рассмотрение нашумевшего "дела Матузалема", обязала игрока на пару с "Сарагосой" выплатить вице-чемпионам Украины ? 6,8 млн.
У донетчан, правда, есть право обжаловать данное решение в Спортивном арбитражном суде. И они им, правом этим, по утверждению гендиректора клуба Сергея Палкина, обязательно воспользуются. Хотя в то, что лозаннские заседатели станут перечить самой могущественной спортивной федерации на планете, верится с трудом. С большущим трудом. Скорее, уместно ставить точку и отправлять дело в архив.
Что дальше? А дальше будут новые матузалемы. И новые шумные разрывы. В массовом количестве. Донецкий "пионер-герой" и его подельники показали, как это делается. А ФИФА – дала добро. И, возможно, совсем скоро об этом крепко пожалеет. Когда благодарные ученики Мату выстроятся в очередь у дверей цюрихской канцелярии...
P.S. "Сарагоса" тоже намеревается обратиться в Спортивный арбитражный суд. Испанцы убеждены, что размер компенсации "Шахтёру" не должен превысить ? 3 млн...