0
December 26, 2024 15:33:46
Ru En Ua Select theme Select window style Print preview
0
Томас РАВЕЛЛИ: "Россию и Камерун будущие чемпионы разделали под орех, а мы смогли устоять" - Face 2 Face Betting
March 4 2008

Томас РАВЕЛЛИ: "Россию и Камерун будущие чемпионы разделали под орех, а мы смогли устоять"

В коллекции Томаса Равелли две бронзовые медали крупнейших футбольных турниров — ЧЕ-1992 и ЧМ-1994. С "Гетеборгом" он семь раз становился чемпионом своей страны. Ему принадлежит рекорд по числу матчей за сборную Швеции — 143. На предстоящем летом чемпионате Европы сборной России, как и в 1994 году, предстоит встретиться со шведами на групповом этапе. В беседе с корреспондентом "Спорт день за днем" легендарный голкипер "Тре Крунур" вспомнил тот матч и рассказал, чего ждет от нового противостояния.

— Томас, в последнее время вы не связаны с большим футболом. Это стечение обстоятельств или осознанный выбор?
— Скорее первое. Некоторое время назад я работал в основной команде «Гетеборга», но пришлось уйти. Теперь детей тренирую, жду интересных предложений.

— А ваши партнеры по сборной начала 1990-х?
— Как-то никто в тренеры не рвется. В основном бизнесом занимаются. Вот только Мартин Далин стал футбольным агентом.

— Поддерживаете отношения?
— Конечно. Мы были не только партнерами на поле, но и друзьями в жизни. Командный дух — вот что отличало нас от других сборных в первую очередь.

— То есть весь секрет третьего места на чемпионате мира — командный дух?
— Я считаю, что не такой уж звездный у нас был состав. Сейчас в сборной есть игроки повыше уровнем. Например, тот же Златан Ибрагимович. Мы-то все выступали в командах попроще, а многие вообще дома. В Швеции тогда и был-то один клуб — «Гетеборг».

— Зато какой…
— Я, кстати, пришел в «Гетеборг» в 1989-м, когда самые славные годы этого клуба были уже позади. Оба свои Кубка УЕФА они выиграли без меня, в восьмидесятые. Причем заменить мне пришлось не кого-нибудь, а самого Эрика Торстведта, который перебрался в «Тоттенхэм». Между прочим, я почти сразу сменил его и в сборной, как раз накануне чемпионата мира — 1990. Такие уж у нас были порядки — не очень жаловали легионеров тренеры сборной. А вратарей тем более брали из национального чемпионата, чтобы легче было отслеживать их форму. Такая практика существовала как раз до 1990-х, когда наш состав сборной прогремел на весь мир и большинство из нас разъехались по престижным клубам.

— Тогда, в 1994-м, вы как-то прикидывали шансы в группе? Что тогда думали о предстоящих соперниках?
— Точно уже не вспомню, но, по-моему, я представлял себе расклад немного не так, как в итоге получилось. Во-первых, нам повезло, что с Бразилией мы играли в третьем туре — всем известно, что бразильцы, когда перед ними не стоит турнирной задачи, многое позволяют соперникам. Так что у нас шансов с ними было побольше, что и показали игры в группе. Россию и Камерун будущие чемпионы разделали под орех, а мы смогли устоять. Хотя нам пришлось непросто. Перед началом чемпионата мы прикидывали, что обыграть должны как раз африканцев, но сыграли с ними вничью, кажется, 3:3 (2:2. — «Спорт»), и из-за этого недобора очков должны были обыгрывать Россию, чтобы спокойно выйти из группы. Это, кстати, нас немного беспокоило, ведь по именам ваша сборная в те времена выглядела весьма прилично. Это потом нам тренеры рассказали, что большинство ваших лидеров не поехали на чемпионат мира из-за каких-то конфликтов с федерацией. А перед матчем нам эту информацию не предоставили, чтобы мы настроились должным образом.

— Помните матч с россиянами?
— Естественно. Ведь он начался так, что впору было прощаться с чемпионатом мира. Уже на третьей минуте мы получили пенальти в свои ворота. Одиннадцатиметровые всегда давались мне неплохо, но когда я встретился взглядом с тем парнем, который подошел к точке (Олег Саленко. — «Спорт»), мне стало неуютно. Обычно мне удавалось смутить соперника, состроив забавную рожицу, но в этом случае ничего не вышло — ваш нападающий смотрел как будто сквозь меня. А через некоторое время тот же парень вышел со мной один на один. Пока я летел ему наперехват, чего только в голову не пришло. Забей он тогда — и все, пиши пропало. Хорошо, что до конца матча Томас Брулин и Мартин Далин трижды поразили ваши ворота. А то не видать нам бронзовых медалей.

— Как вам та российская команда? Ведь по большому счету вам пришлось иметь дело с наспех собранным вторым составом…
— Никогда бы так не подумал. Очень добротная сборная у вас была. Хотя, если вспомнить некоторые моменты нашей игры, действительно похоже, что россияне были неважно сыграны. Что же, значит, нам повезло. Кстати, после последних матчей в группе только и разговоров было, что о вашей победе над Камеруном 6:1. Было очень жаль, что Россия тогда покинула чемпионат мира, выдав такое шоу.

— Видели тот матч?
— Много позже, на кассете. Несколько раз его просмотрел. Это была какая-то фантастика. Помню, тогда вы бы вышли из группы, если бы хоть в одном из других квартетов кто-нибудь сыграл, как было выгодно России. Вообще, той вашей сборной можно только посочувствовать — из группы вышли будущие чемпион и третий призер. Думаю, ваша сборная вполне заслуживала тогда 1/8 финала.

— Сборная России уже 20 лет не выходила из групп на чемпионатах мира и Европы… На ваш взгляд, чем это можно объяснить?
— Не знаю, тут надо разобраться вашим тренерам. Или приглашать иностранных, что вы и сделали. У вас, по-моему, есть все необходимое, чтобы выступать успешнее. Для кого-то, конечно, сам по себе выход в финальную часть крупного турнира — уже достижение, но такая страна, как Россия, может рассчитывать на большее.

— А в сборной Швеции может появиться иностранный специалист?
— Такого никогда не было. Да и нет видимых причин — наша сборная, слава богу, не дает повода усомниться в том, что шведский футбол развивается в правильном направлении.

— Что же ждет наши сборные на Евро-2008?
— Сейчас рано делать прогнозы, мы можем пока только питать определенные надежды. Если рассматривать шансы команд по их состоянию на конец отборочного турнира, то Испания и Швеция — фавориты группы. Но можно взглянуть на вещи и с другой стороны. Греция выиграла предыдущий чемпионат Европы и вряд ли стала с тех пор слабее. А Россия и вовсе загадочная команда — никто и никогда не знает, чего от нее ожидать. Например, когда осенью в Москве были повержены англичане, подопечные Хиддинка производили одно впечатление, а когда без вариантов уступили в гостях Израилю — совсем другое. В какой форме и состоянии ваша сборная будет летом — остается только гадать. А личность Хиддинка только добавляет загадочности. Он хитер, как лис, и способен удивить любого соперника.

— Какой результат в Швеции будет воспринят как успех, а какой сочтут провалом?
— Однозначно вам никто не ответит. В нашей стране ждут побед от хоккеистов, лыжников, в других зимних видах. А футбол не так развит, есть много стран сильнее нас. Именно поэтому любая победа на зеленом газоне отмечается всей страной. Были у нас и финал домашнего чемпионата мира 1958 года, и золото Олимпиады-1948, но многие представители старшего поколения говорили, что наш успех четырнадцатилетней давности значительно весомее. Летом 1994 года все закончилось тем, что самолет со сборной, направлявшийся в аэропорт Arlanda, эскортировали истребители, а когда мы спустились с трапа, премьер-министр приветствовал нас и произнес торжественную речь. Затем кортеж автомобилей с игроками проследовал в парк в центре Стокгольма, где в ожидании сборной уже собралось около двухсот тысяч болельщиков. Но забей тогда русские второй гол в мои ворота, и все могло обернуться иначе. Например, на нашем месте были бы россияне. Думаю, на этот раз успехом будет выход в полуфинал.

— То есть вы, как и большинство специалистов, полагаете, что из нашей группы выйдут Швеция и Испания?
— Полагаю, да. Хотя это только мое мнение, тем более — предварительное. Но вот что я вам скажу: Швеция — страна небольшая. А в последние годы именно таким нациям все труднее и труднее пробиваться в футболе. Лидерство захватывают такие большие страны, как Германия, Италия, Франция, Испания. Это в Европе, но и в Америке, и в Африке происходит нечто похожее. Так что я думаю, что если наши ребята хотят чего-нибудь добиться, то Евро-2008 — их последний шанс, наш последний шанс. Так что дорогу наша сборная никому просто так не уступит.

© Voon Development Team 2000 - 2024 Contact us: info@voon.ru