В начале года руководство пятигорского «Машука-КМВ», в прошлом сезоне занявшего 2-е место в зоне «Юг», объявило о намерении завоевать в предстоящем сезоне путевку в первый дивизион.
Для достижения этой цели на пост главного тренера был приглашен экс-наставник национальной сборной Азербайджана, чемпион сеульской Олимпиады Игорь Пономарев. Решением Совета ПФЛ команда из курортного города оказалась на новом для себя уровне без борьбы, и теперь бывшему советскому полузащитнику, а ныне подданному короля шведского приходится доказывать свой высокий профессионализм в первом дивизионе.
Сейчас, глядя на турнирную таблицу, можно сказать, что делать это ему удается.
— Игорь Анатольевич, в России вас, известного полузащитника «Нефтчи» и ЦСКА, помнят хорошо, а вот с вехами вашего тренерского пути знакомы мало.
— Я закончил карьеру футболиста в 1989 году, когда мне было 29 лет. Выступал тогда в шведском «Норрчепинге », с которым выиграл «золото». Получил серьезную травму, и карьеру игрока пришлось завершить. Конечно, хотелось еще поиграть, но такова судьба перешел на тренерскую работу.
В клубе «Норрчепинг» отвечал за техническую подготовку футболистов 14 — 18 лет. Затем стал главным тренером клубной молодежной команды, с которой занял 2-е место в чемпионате.
Когда появилось желание проверить свои тренерские способности со взрослыми, взял одну из команд четвертого шведского дивизиона.
Переехал в Стокгольм, там Вадиму Евтушенко предложили тренировать команду третьего дивизиона, но он не смог и предложил эту работу мне.
Следующим и весьма значимым для меня этапом стало приглашение на пост главного тренера сборной Азеробайджана.
Тренировал сборную в ходе отборочного цикла к чемпионату мира 2002 года. В 2004 — 2005 г. возглавлял азербайджанскую команду «Карабах-Азерсун».
Поначалу шли в лидерах, но финансовые проблемы помешали. Вернулся домой, в Швецию, где и получил приглашение от «Машука».
— А если конкретнее?
— Меня пригласил президент клуба Александр Петрович Сахтариди. Наверное, ему кто-то посоветовал. Он хотел лично со мной поговорить, узнать, что я за человек, что за тренер, и для этого приехал в Швецию, где мы и встретились. Предложение меня заинтересовало, и я отправился в Пятигорск, посмотреть, что представляет собой футбольный клуб «Машук-КМВ». После этого согласился на работу.
— Как отнеслись к неожиданному попаданию в первый дивизион?
— Достаточно хорошо. В принципе, это даже лучше, что мы сможем попытаться создать конкурентоспособную команду непосредственно в турнире первого дивизиона. Это и экономия денег, если смотреть на проблему с финансовой стороны, поскольку лучше деньги тратить уже здесь, здесь укрепляться и обосновываться.
— Но ведь команду практически не удалось усилилить?
— Просто пока наш клуб еще не способен позволить себе дорогих игроков. Да, собственно говоря, и рано деньги тратить. Надо посмотреть, сколько стоит первая лига, и только после этого принимать серьезные решения.
Если, не осмотревшись, начать расходовать средства в новом для себя турнире, то можно и чемпионат не закончить. Думаю, в данном случае политика руководства нашего клуба совершенно верная. Сегодня «Машук» делает первый шаг, и спешить не стоит.
В межсезонье к нам привозили либо возрастных футболистов, либо тех, которые выступали в первенстве Ставропольского края. Не было ни разу, чтобы привезли известного игрока типа Беслана Гублия. Мы пытались выбрать из тех, кого нам показывали, но от многих отказались. Естественно, мы не стали набирать игроков, имеющих солидный, так сказать, возраст, что было бы неправильно. Решили сохранить молодежь с прошлого года. На сегодняшний день у нас складывается достаточно молодая команда.
В среднем возраст наших игроков 22 — 24 года.
Надеемся, что в скором времени они будут гораздо увереннее чувствовать себя в первом дивизионе. Они сами, а не соперник будут диктовать игру. Сейчас ребята потихоньку привыкают к первому дивизиону. Пока, конечно, им многого в игровом плане не хватает. Совершают ошибки, и той самой уверенности нет, но тихо-тихо подтянемся. Самое главное, чтобы нас не торопили. Это — как в прыжках в высоту: сначала одну планку возьмем, потом следующую. Сразу требовать от команды значимых результатов нельзя, это может плохо отразиться на психике игроков.
— Неопределенность с тем, в каком дивизионе будет выступать команда, мешала готовиться?
— Естественно, мы находились в подвешенном состоянии. Первым этапом подготовки для нас стал турнир «Кавминводы-2006» в Кисловодске.
В нем участвовали махачкалинское «Динамо», клубы второго дивизиона и одна местная любительская команда. Затем провели единственный сбор в Сочи.
Сами тогда не знали, каким продолжительным по времени он будет. Сначала сочинский выезд был запланирован на более продолжительный срок, потому что второй дивизион, в котором мы собирались играть, начинает позже. Потом, когда решение ПФЛ оказалось положительным для нас, пребывание в Сочи сократили.
— Многие иностранные тренеры, к которым в полной мере можно причислить и вас, сталкиваются с проблемой плохого знания реалий российского футбола…
— Ко мне это относится в меньшей степени. Все-таки я вырос в Советском Союзе.
Хотя в России я никогда до этого не тренировал, но, работая в Азербайджане, я внимательно следил за российским футболом. Одно время в России был провал в футболе, а сейчас все команды стали гораздо лучше играть, они хорошо организованны, скорости возросли.
Сейчас и в первом дивизионе больше равных по силе команд, и проходных игр, думаю, не предвидится. На мой взгляд, специфика первого дивизиона заключается прежде всего в том, что очень много встреч, да и страна большая, много перелетов, надо успеть восстановить игроков.
— Уровень азербайджанского и шведского чемпионатов сравним с российским первым дивизионом?
— Если говорить об азербайджанском чемпионате, то, думаю, команд пять могли бы достаточно комфортно чувствовать себя в первом дивизионе России. Что касается Швеции, то там есть команды, которые способны и в премьер-лиге достойно выступить. Это команды с хорошей организацией игры, с развитой инфраструктурой, которые регулярно занимают места в верхней части таблицы. Остальные, пожалуй, соответствуют первому российскому дивизиону.
— Каким выглядит «Машук-КМВ» в вашем проекте?
— Главное, чтобы команда была ровная во всех линиях.
Стабильно играла и в обороне, и в нападении. Я не хочу, чтобы против слабой команды мы показывали одну игру, а против хорошей — другую. Хочу избежать разделения на выездные и домашние игры. Команда должна всегда играть в свой футбол, ни к кому не подстраиваясь. Команда должна иметь свой почерк и этим выделяться.
— Глядя на турнирную таблицу, можно сказать, что ваша команда мало пропускает и мало забивает. Это вас устраивает?
— Считаю, что пропускаем мы много, хотя защитой на 80 — 90% доволен. Нам не всегда хватает стабильности в обороне. В некоторых матчах действуем хуже, в некоторых — лучше. Хочется, чтобы наши защитники более активно участвовали в атаках.
Если мы хотим чего-то добиться, надо иметь надежную и активную оборону, а потом можно строить и игру в атаке.
На сегодняшний день у нас всего двое нападающих, способных отыграть весь матч. К сожалению, нет вариантов для усиления атаки, некого пробовать. То, что забивают мало, — вопрос мастерства. Моменты создаем, и, я считаю, хорошие моменты, но забить не получается. Класса не хватает в последнем пасе и в последнем ударе. Нас это подводило во многих прошедших играх. Сейчас мы работаем над этим. Думаю, постепенно ребята начнут приобретать уверенность при реализации голевых моментов, будут хладнокровнее действовать на заключительной стадии атаки.
— Какая цель поставлена пред командой?
— Сохранить место в первом дивизионе. Закрепиться в нем. Создать команду, достойную наших нынешних и, я надеюсь, будущих соперников в первом дивизионе. Мы реально смотрим на вещи. Нам рано ставить перед собой более серьезные задачи. Это завтра, может быть. Сначала одну высоту возьмем, потом планку поднимем.
— При нынешнем состоянии команды это удастся сделать?
— Думаю, справимся.
— Укрепляться в период дозаявок будете?
— Я слежу за нападающими. Нам надо усилить линию атаки. Быстрый, скоростной нападающий нужен.
— Сегодня в первом дивизионе только футболисты «Машука» и «Терека» проводят свои встречи на одном стадионе. Как складываются отношения с соседями?
— Нормально, без проблем. У меня хорошие отношения с Александром Тархановым, с которым играл в ЦСКА. Хочется, однако, чтобы на наши матчи приходило больше болельщиков. В Пятигорске многие любят футбол, переживают за «Машук », но на стадион ходят не очень охотно. Это, конечно, проблема и других городов. Видимо, сказываются недостатки в работе с болельщиками.
— С какой целью на матчи «Машука» приезжали журналисты из Азербайджана?
— Я не один год отдал азербайджанскому футболу, и сейчас там есть люди, которые болеют за меня, интересуются моей тренерской работой. Они следят за тем, как играет «Машук». Вот и приехали журналисты одной из телекомпаний сделать материал обо мне, о команде, о тех, кто родился в Азербайджане, а сейчас живет в Пятигорске.
— Какие события вашей футбольной жизни наиболее памятны?
— Естественно, Олимпиада в Сеуле. Еще чемпионат мира среди юношей 1979 года, в котором сборная СССР заняла 2-е место.
Тогда мы «золото» могли взять и были очень расстроены, получив «серебро». Вспоминаю матч в составе первой сборной против Аргентины, за которую играли Пассарелла, Марадона, Диас.
— Кто, на ваш взгляд, завоюет в этом году путевки в Премьер-лигу?
— В нынешнем турнире участвуют многие хорошие команды — «Кубань», «КамАЗ», «Терек», «Урал». Мне очень понравился «Содовик» плюс много хорошего слышал о нижегородском «Спартаке». Все будет зависеть от стабильности, у «Терека», например, ее пока нет. Команда, желающая добыть путевку в элиту, должна выглядеть увереннее и мощнее на фоне прочих. На мой взгляд, нечто подобное есть у «Кубани».
Владимир САРКИСОВ